Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

наличии социальных заказов не только не воспринимают гуманизм философии, но

и отрицают ее.

Философия переносит свои знания и воззрения в обыденную жизнь, к чему не

стремится наука. Наука всегда безразлична во всем, что касается индивида.

Поэтому философия используя научные данные все таки находится в объятиях

искусства и религии.

У религии с философией установлены тесные связи. Религия как и наука –

одни из истоков философского знания. Философия всегда питалась и питается

религиозными источниками. Фактически философия вбирает в себя весь круг

проблем связанных с жизнью человека, общества и природы.

5.Философия и наука: единство и отличие познавательных функций. Проблемы

научности философского мировоззрения.

Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях.

Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х

вопросов:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная

функции философии.

Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.

Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов

познания.

Философия познания имеет 2-а аспекта:

1) вопросы познаваемости мира;

2) познание самого знания

Гносеология – знание о знании.

Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии.

Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в

нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед

решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом

процессе познанного и непознанного.

Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие

границ в познании.

Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам,

которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций,

ощущений.

Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для

философских учений, провозгласивших философию – нравственной

деятельностью.

В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия

людей, направленные на нравственность.

Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности.

Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии

взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии.

Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей:

1.положительные и отрицательные;

2.нормативные и предписывающие, оценочные;

3.материальные и духовные

В аксиологии ценность – целевая и нормативная категория, выражающая все

то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса.

Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности.

Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью

человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные

отношения сущностно влияют на ценности.

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она

решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти

и жизни, смысла истории и человеческого существования.

В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества,

включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний,

оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает

организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся

осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения:

- жизненно-практический (обыденный);

- теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.

Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий

быта, национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие

теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и

миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и

теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом

мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.

Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.

Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации – формируют идеалы.

Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для

всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными,

эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного,

социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его

функция.

Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о

методологической функции.

Методология – учение о методе.

Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и

субъективное.

Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и

деятельности.

Философия может быть методологией, потому что е. понятие в отличие от

конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам

деятельности.

Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.

Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть

выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения

объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать

никому своей воли.

Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс

знания мира и человека.

Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе

способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика

выступает в качестве любой конкретной науки.

В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь

опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.

6. Специфика социально-философского знания, его роль и значение в системе

миропонимания и мироотношения. Осознанность человеческого бытия.

Именно античная концепция идеи оценивается сегодня, как смыслообразующая

основа современной постиндустриальной цивилизации. Этот вывод подтверждает

подход к философии, как max универсальный, всеохватывающий, основательным,

фундаментальным, сущностным знанием.

Современная философия ставит вопрос о социальной ответственности человека

перед обществом. Впервые вопросы бытия сформировал Кант. Что я могу делать?

На что я могу надеяться? Что такое человек? Кроме этого философия помогает

человеку сориентироваться в вопросах науки, ценностей и религии.

Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое

прекрасное и безобразное, что истина и творчество?

Ни одна философская концепция не исчезает, она только видоизменяется,

осмысливает социокультуру на более высоком уровне.

Точку зрения, что философия наука, поддерживали Гегель, Гусер.

Другую позицию, что философия это искусство поддерживали Шопенгауэр,

Шеллинг, Ницше, экзенстенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: Фуко

утверждал, что в основе философии лежит не только разум, но и чувственно

эстетическое которое стремиться не столько понимать сколько возвышать.

В данном случае акцент делается на индивидуальном алгоритме, интуитивном

и творческом.

В центре философии таким образом стоят не вопросы бытия в целом, а

проблемы жизни и судьбы человека, не мировоззрение, а мироощущение.

Философия давая ответ на наиболее значимое для человека включает в него и

искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной.

Таким путем она вырабатывает смысл человеческих деяний, она вплетается в

человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой

деятельности.

Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно

формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к

высшим познаниям.

Высшее познание это:

выход из повседневности - бытие как понимание мира

использование способов познавательной деятельности - соединение теории и

эмпирии

осмысление общественной жизни - превращение в субъекта познания

Высшая форма познания характеризуется как духовностью так и социальным

оптимизмом.

Философия это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором.

Платон под «Софией» понимал не только благо приобретения, но и великое

присущее только божеству. Это объективное качество разумно устроенного и

гармоничного мира.

Человек не может слиться с «Софией» из-за своей смертности, но может

любить ее почтительно, приближая «Софию» к истине он говорил об идеальном

настрое души и ума.

Философия - это индикатор человеческой мудрости. Это вера в свое бытие,

истину мира и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности.

Философия утверждает рефлективное в духовной культуре человечества .

Философия - это особый тип мышления. Философское осмысление жизни

фиксируется общественным сознанием.

Философия имеет свой предмет исследования - это область духовной

деятельности людей, в основании которой лежит рефлексия, над самой этой

деятельностью, над ее смыслом, целью и формами в которых заложен смысл

сущностных отношений человека к миру.

Философия в отличии от мифологии как форма духовной активности

переносит основное внимание с идеи бога на человека, который преобразует и

творит окружающий мир.

на человека познающего и исполняющего или опратистовывающего божественную

идею. Т.о. философия как наука и как философский эмоциональный настрой

система мировоззренческих чувств.

Философское творчество - это попытка разумного обоснования бытия,

человечески значимого существования. С другой стороны это не только

рефлективно-творческая система , дающая представление о мире, но и система

принципов, помогающая жить нравственно, эстетически и интеллектуально. В

основе отношения человека с миром есть и структура философского знания. Это

учение о бытие (онтологический аспект - сущее), учение о познании

(гносеологический аспект - эпистемология), учение о формах мышления.

Области наук, которые относятся к философии: этика, эстетика, история,

философия, социальная философия.

Природа философского знания включает в себя соотношение философия с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты