они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя
характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой
психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое
значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.
Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на
индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда.
Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения.
Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических
состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках,
описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека
представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,
предсознательного и сознательного – лишь особой интуицией, надстраивающейся
над бессознательным.
Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация
трех элементов. «Оно»– глубинный слой бессознательного влечения, основа
деятельности индивидов, «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и
«внешним миром», в т.ч. природными и социальными институтами. «Сверх – «Я»
- внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними.
«Сверх – «Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне
усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди.
Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли
Фрейда, действует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с
целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд
сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их
более общим понятием «либидо», которое охватывало уже всю сферу
человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к
Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность
человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений,
где главную роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и «инстинкт
смерти» – тонатос.
Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с
внешней реальностью, которой противостоит невидимый «микромир»
бессознательного в виде «Оно», в нем выделяется «Я» (сознание стремящееся
обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально
одобренного поведения и прибегающее к помощи «сверх – «Я». Фрейд,
следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за
человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять
ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит
в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в
область сознания и подчинить своим целям.
Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека,
сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей
нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму
сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия,
механически распространив их на сферу социальных явлений.
44.Формирование философского понятия МАТЕРИЯ.
Важнейшей категорией философии является материя. Сущность этой
категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к
сложному.
Гегель взял понятие единичное, особое, всеобщее. Таким образом, он
выстроил схему рационального подхода к изучению материи. Изучая единичное
мы выявляем сущность конкретного явления вещи, процесса. Когда мы
устанавливаем взаимосвязь объекта с другими, выявляем законы данного круга
объектов, т.е. особенное. Особенное – то, что характерно для всеобщего и
выявляет сущность не только данных объектов, но и сущность существующих
вещей.
Наивно материализованные представление о материи связаны с поиском
архиявления, вещей или процесса, как первоосновы мира.
Мост между единичным и общим был перекинут Евклидом и Демокритом,
доказавшим, что все состоит из мельчайших частиц и любая вещь отличается от
другой сочетанием атомов, их величины и формы. В 18 –20 веках упор идет на
абстрактное представление всеобщего. Особняком стоит Гольбах: материей
является все то, что действует на наши органы чувств. В этот период ученые
пришли к согласию в выявлении материи, но реальные представления были
различны. Однако идет попытка связать материю с сознанием, чтобы дать
различие между духом и субстанцией. И сегодня во всех рациональных
концепциях материя – философская абстракция для выражения противоположности
сознательного и бессознательного к качеству носителя.
Всеобщие свойства материи: объективность, абсолютность,
относительность, субстанциональность, бесконечность, вечность,
неуничтожимость и несотворимость. Структурно материя выделяет: Вещество и
антивещество, поле, биополе и социальные системы.
Вещество: система мегател, система макротел – твердые, жидкие,
газообразные состояния, электронно-позитронные, ядерные, электромагнитные,
гравитационные и торсионные поля.
Биологические системы: белковые тела, микро растения, биоценозы,
биогеоценозы, биосфера.
45.Философское понятие движения.
Способом существования материи является движение как таковое, но это
не только перемещение в пространстве, но и изменение вообще. Движение
абсолютно, покой относителен.
Всеобщие свойства движения: объективность, абсолютность,
относительность, неуничтожимость и несотворимость.
Были попытки классифицировать формы движения материи, но более всего
ученые поддерживают точку зрения Энгельса, который выделил:
механическое движение,
физическое движение,
биологическое движение,
социальное движение.
Совершенные формы говорят не об одной форме движения, а о группе форм
движения материи:
группа фазовых форм движения (от электрических частиц до макротел)
группа химических форм, где присутствует любой температурный режим,
за пределами которого происходят изменения атомов,
биологические формы – белково-нуклеидовые движения, вода присутствует
так, как растворима.
группа социальных движений: развитие производственных сил, изменение
политического строя и т.д.
Таким образом, современный взгляд на формы движения материи
характеризуется живой природой и социально – организованными процессами.
Между всеми формами движения материи существует взаимосвязь. Высшие
биологические и социальные формы движения возникли из низших, поэтому
изучать вещи необходимо с учетом всех групп форм движения материи. Движение
– это сущность бытия материи.
46.Философское понятие пространства и времени.
Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно
широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.
Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность
форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.
Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо
объективно присущая всем вещам деятельность.
Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в
историческом, научно-теоретическом или практическом плане.
Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они
характеризуют сущность отношений.
Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих
координацию сосуществования объектов.
Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию
сменяющих друг друга явлений.
И пространство, и время существуют в объективной реальности.
Свойства пространства и времени: объективность, независимость от
сознания, восприятие и измерение.
Э. Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма
созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся
системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки
зрения время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс.
Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и
одномерном времени. В теории относительности 4-х мерное время имеет одно
измерение и течет от прошлого к будущему, доказывается это путем
необратимости причинно-следственных связей.
Пространство и время бесконечны и делимы до бесконечности.
Необратимость времени в макромире позволяет говорить о его асимметрии.
Пространству присуща и симметрия, и асимметрия, т.е. объекты в пространстве
могут располагаться так, что одна половина заполненного пространства будет
соответствовать точному отображению другой.
Связать пространство – означает отсутствие разрывов в материи и ее
помех. Вместе с тем пространство может быть относительно прерывным, когда
мы рассматриваем любой объект отдельно.
Возникновение социальной материи обусловлено проявлением качественно
новых специальных пространственно-временных структур.
47.Гносеология, как философская дисциплина, ее база и цель.
Теория познания – раздел философии, называется гносеология, изучает
проблемы природы познания, его возможности и границы, субъект и объект
познания, исследует условия достоверности знания, притер… его истинности,
формы, уровни. Термин «Гносеология» употребляется в современном мире в двух
основных значениях:
1. Как учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности
человека, о знаниях вообще не зависящих от его форм и видов.
2. Как философская концепция предметом исследования, которой является
научное познание в его специальных характеристиках.
Теория познания связана с антологией (о бытие), дном (о всеобщих законах),
развитии бытия и познания, а так же с логикой в ее различных модификациях и
методологией. Так как субъектом познания является человек, окружающий мир
использует данные философии, антропологии, социологии и других социальных
наук. Это вызвано тем, что познавательный процесс всегда протекает в
определенных социокультурных условиях, где гносеология постепенно
преобразуется в подлинное соц – гум исследование при изучении личности как
познающего субъекта теории познания опирается на данные истории,
физиологии, медицины. Бог мат. …. вывод – математика, кибернетика,
естествознание и гуманитарные науки. Следует помнить, что в гносеологии
нельзя отдавать приоритет ни одной из теорий познания. Научному познанию
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56