Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

исторический процесс развития общества и его идеальное отражение совпадали.

Но так бывает далеко не всегда. Нередко идеальные нормы, рожденные одной

исторической эпохой, противостоят действительности другой эпохи, в которой

их смысл безвозвратно утрачен. Это указывает на наступление состояния

острого духовного противоборства, идеологических битв и душевных

потрясений.

Человечество давно уяснило, что в любых сражениях самая надежная армия -

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ. В битвах идейных - ситуация та же. Основные формы

существования духа (идеи, теории, образы, нормы и т.д.) со времен

возникновения первых классовых обществ вырабатываются профессионалами.

Термин "духовное производство" - не метафора, а вполне реальное явление.

Под ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ обычно понимают выработку сознания в особой

общественной форме, осуществляемую профессионалами умственного труда.

Результатом этого производства являются по меньшей мере три "продукта":

идеи, теории, образы, духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов;

сам человек, поскольку он, кроме прочего, является существом духовным.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида

освоения действительности: НАУЧНОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ. Такая

классификация его видов не совпадает с принятой в нашей Философской

традиции схемой из шести форм общественного сознания (политика, право,

мораль, искусство, наука, религия).

Политика, право и мораль не являются "отраслями" духовного производства.

Мораль потому, что ее не создают специалисты, идеологи. Мы не найдем в

истории ни одной моральной нормы, изобретенной и внедренной в жизнь

профессионалом. Даже заповеди Христа "не убий", "не укради" - это фиксация

принципов, стихийно выработанных моральной практикой человечества, а не

какого-то специалиста.

Политика и право не вписываются в духовное производство потому, что

создаваемые в результате политической и правовой деятельности общественные

связи индивидов не являются по преимуществу духовными. Они складываются в

первую очередь по поводу реальной государственной власти, а не понятий о

ней. Государство же с его аппаратом, чиновниками, армиями, судами и

тюрьмами -явление самое что ни на есть материальное. Поэтому политические,

равно как и правовые отношения, в основе своей материальны, а не духовны.

В чем заключается СПЕЦИФИКА ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА? 1. Прежде всего в

том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие

целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них - ВСЕОБЩИЙ

ХАРАКТЕР ИХ ПОТРЕБЛЕНИЯ. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в

идеале достоянием всех! Шестью хлебами, о которых говорится в Евангелии,

все-таки нельзя накормить тысячу человек, а шестью идеями или шедеврами

искусства - можно!

Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем

меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все обстоит иначе:

от потребления они не убывают и даже, наоборот, чем больше людей овладевают

духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

2. Знаменитая фраза "Труд есть источник всякого богатства" верна и по

отношению к духовному труду, главной особенностью которого является

ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР, что означает:

данный труд осуществляется "в кооперации" не только с современниками,

но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной

проблеме;

усилия отдельного работника умственного труда в предельном случае

способны обогатить, "облагодетельствовать" разом все человечество, т.е.

эффективность его не идет ни в какое сравнение с эффективностью (по крайней

мере прошлой и нынешней) труда материального.

Думается, что именно всеобщим характером духовного труда объясняется то,

что его работники в общей массе участников общественного производства

всегда составляли меньшинство. С одной стороны, общество не может себе

позволить содержать слишком много лиц, не производящих материальные блага,

а с другой - у общества просто нет потребности в многочисленной армии таких

людей: один Эйнштейн может на много лет "озадачить" все университеты, а

один Шекспир - обеспечить репертуар всех театров мира. Ведь продукты

духовного труда изначально общественны, по природе своей не предназначены

преимущественно для индивидуального потребления.

Вот здесь-то, вероятно, и возникает основное противоречие духовного

труда: всеобщий по содержанию он осуществляется частным, точнее -

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ образом. Даже в современных условиях, при высочайшей степени

разделения духовного труда, он по сути своей остается индивидуальным,

персонифицированным. Совсем не случаен тот факт, что Нобелевские премии в

науке коллективам авторов не присуждаются.

3. Еще одна важнейшая особенность духовного производства заключается в

том, что применяемые в нем "средства труда" (идеи, образы, догмы) в силу их

идеального характера принципиально НЕВОЗМОЖНО ОТДЕЛИТЬ от непосредственного

производителя (конфисковать, передать и т.д.). Поэтому обычные для

материального производства коллизии, связанные с отчуждением производителя

от средств производства, в духовной сфере невозможны.

4. Небезынтересен и тот отличительный факт, что духовная деятельность

сама по себе обладает огромной ПРИТЯГАТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ. Почему художники,

ученые, писатели, религиозные деятели могут творить, не обращая внимания на

признание? Наверное, не только потому, что одержимы, а и потому, что сам

процесс творчества доставляет им сталь сильное удовлетворение, что все

остальное неизбежно отходит на второй план.

Иначе говоря, духовная деятельность САМОЦЕННА, она обладает значимостью

нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое

почти не встречается. Материальное производство ради самого производства,

план ради плана, - конечно, нелепость (правда, не так уж редко

встречавшаяся в советской действительности). А вот искусство для искусства

- вовсе не такая нелепость, как это может показаться на первый взгляд.

разумеется, относительная самодостаточность духовной деятельности вовсе не

отрицает ее результативности.

Искусство - важнейший вил духовной деятельности.

Важнейшим видом духовного производства является ИСКУССТВО.

Существует НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - народные песни, танцы, музыка и т.д. и

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - творения специалистов (художников, поэтов,

музыкантов) в области эстетического освоения мира.

Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно

составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы

"разлито" во всей социальной реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим у

человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные

ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и

всевозможные проявления их активности - трудовые, спортивные, игровые и пр.

То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической

деятельности человека, которая порождает у него специфическое чувство и

мысли.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе

отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности.

Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая

сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве

эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и

самостоятельное значение.

Искусство как "чистая" эстетическая деятельность есть нечто иное, как

обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство

"вырастает" из практики в длительном историческом процессе освоения мира

человеком. Как специализированный вид деятельности оно появилось лишь в

античности.

В доклассовый же период истории то, что обычно называют "первобытным

искусством", искусством в собственном смысле этого слова не являлось.

Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую

очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были

попытки практического воздействия на мир через материальные образы,

символы, репетиции совместных действий и т.д.

Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных от

физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный

характер, превратиться в род профессиональных занятий.

Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой,

особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир

человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй.

Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика

мышления - все подвергается эстетической переработке и образует

параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой

бывает убедительнее самой действительности.

В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен

человечеству? Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна:

1. Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для

многочисленных человеческих устремлений , желаний, страстей и т.д.

Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с

художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только

художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию,

поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты

человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до

логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким

образом, выступает инструментом самопознания общества, в т.ч. и "на

пределе" его возможностей, в экстремальных условиях.

2. Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических

ценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление к

совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

3. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до уровня

общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма человеческих

характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-Кихоты,

Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы - все это

точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, верные ориентиры в

налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство, следовательно,

выступает и как своего рода наглядное средство обучения, незаменимый способ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты