которое можно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с
другими телами.
С зарождения марксизма предметом философии становится понятие «материя».
Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объект
философии определяется сознанием (Фихте).
Бердяев доказал, что философия исследует не объект реальности, а мучается
смыслом личной судьбы и жизни людей. Объект – это то, что интригует жизнь
людей, то есть судьба субъекта, в которой трепещет вся Вселенная. Т.е.,
творческое сознание личности, когда все осмысливается на уровне Вселенной.
Герцен подчеркивает, что непроницаемый предмет, т.е. то, что может быть
как материальным, так и идеальным.
Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая
существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом
человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной
реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает
осваиваться субъектом, т.е. объект – это форма человеческой деятельности в
процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе
человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)
Предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то,
обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими
вещами или явлениями.
Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:
1) материальными – вещи, явления,
2) идеальными – понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.
Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама
человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными,
рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку
или религию, самого человека и отношение его с природной средой.
Предмет философии – это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и
создается субъектом в зависимости от объекта.
Предмет – это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он
является следствием объекта.
Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и
предмет материален.
Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только
могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному
классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы
философии человека, общества и мира.
Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:
1) мира - философская антология и космология,
2) человека – философская антропология, персонализм и экзистенциализм,
3) общества – социальная философия.
Выделяют два уровня
- внутренний – микрокосмос,
- внешний – макрокосмос.
Один уровень без второго не дает цельное представление о личности. Но в
связи с тем, что философия выступает в роли методологии познания, то она
свой предмет представляет в форме: 1) универсальных понятий, где все
подчинено единству всего сущего (Гуссерль),
2) познание принципов природы и отношения человека к ней с помощью
определенных связей (Шлегель),
3) как спор человека с природой, захватывающий его целиком и где есть
ностальгия к тому, чтобы быть повсюду дома (Хайдеггер),
4) Философию можно рассматривать как любовь к мудрости, где главное
учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом
или как учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания
человека на земле (Бердяев),
5) В 20 гг. философия все больше выражает личную и политическую
свободу личности, где человек рассматривает себя как частица
объективной воли, которую он познает как свою собственную, т.е.
через объективную волю он идет к самопознанию (Гегель),
6) Философия как теософия, или цельное знание (Соловьев).
Любая философия все равно характеризует духовное основание
мировоззрения личности.
Шопенгауэр призывал философов к компромиссу. Предметом философии нужно
считать не мир в целом, а проблему сущности мира. Остальные вопросы должны
составлять круг интересов других наук и в частности естествознания.
Но если мы будем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней
взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим единство,
целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где
первооснова смыкается в единстве и многообразии целого.
Но самым древним предметом философии является:
1) проблема человека, куда входят вопросы его природы и сущности,
души тела, добра и зла, чести и бесчестия, жизни и смерти и
предназначения существования,
2) выявление социальной сущности человека, т.е. непосредственная
зависимость его общественных структур привела к тому, что
предметом философии стали проблемы общества.
Обществен-ые отн-я как исторически сложившиеся формы совмест-ой деятел-
ности людей.
Но если мы говорим о социальной сущности человека, значит мы должны
выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека.
И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а
в связи с этим и философия истории.
Но в качестве предмета философии выступает и природа, понимаемая в
качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это
использовали философские школы натуралистического и натурфилософского
направления, объединяемые общим направлением философия природы.
Среди всех предметов философии есть определяющие, к которым относятся
проблемы человека, смысла и цели истории и человеческого существования,
религиозно-нравственные вопросы.
К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка.
К сопутствующим – проблемы натурфилософии.
Все они в совокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая
недоступна ни одной из других областей знания. Не правы те, кто считает,
что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Эта
проблема значима в аспекте разграничения двух философских направлений:
материализма и идеализма.
Различия между этими двумя направлениями стираются при более углубленном
понимании того и другого.
Основных вопросов философии столько, сколько в ней проблем.
Камю: Решить стоит ли жить или нет, значит решить основной вопрос
философии.
Предмет философии в известной степени это тоже конкретно-историческое
явление. Он изменяется с изменением исторических, культурных и социальных
условий. Это обеспечивает изменение философской мысли, способов
философствования, представлений о мире, человеке и обществе, набор проблем,
составляющих предмет философии.
4.Ф. как форма знания: эволюция, формы, уровни.
Вопрос о соотношении философии и науки является дискуссионным.
Исторически между философией и наукой, в любом ее виде существовала
тесная связь.
1.Научное познание явилось одним из истоков философии и средств победы
логоса над мифом.
2.Философия была длительное время колыбелью научного знания.
3.Вплоть до нового времени наука развивалась в рамках философии, что дало
основание ей называться Царицей наук.
Но, начиная с 17 века, после дифференциации научного знания, связь
философии и науки была разорвана. Кроме того, эта связь даже укрепилась в
некоторых философских учениях в метафизику знания.
В результате этого философия приобрела такие сущностные черты науки как:
1.объективность понятий;
2.логическая последовательность и цельность;
3.самоопределение через систему рациональных категорий;
4.веру в безграничность мира и бесконечность знаний;
5.отсутствие тайны, чуда, авторитета.
Все это послужило основанием считать философию универсальной, всеобщей или
синтезирующей науку о мире и человеке.
Но внутренним устремлением философии было любомудрие. Это ставило ее в
оппозицию науке.
Для философии характерно субъективное индивидуальное начало или
субъективная трактовка понятий.
ВЕРНАДСКИЙ: ПОДЛИННАЯ ФИЛОСОФИЯ – ГЛУБОКО ЛИЧНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.
Философию интересует не столько целостность, сколько бесконечная
раздвоенность противоположностей действительности, где есть рациональное и
нерациональное.
Безграничность научного познания для философии – это существенный вопрос.
Таким образом, философия и наука, взаимодополняя друг друга, роднятся с
искусством и художественным творчеством.
Шеллинг: Весь механизм познания, который использует философия,
объективируется художественным творчеством.
А искусство для философии есть наивысшее, где есть то, что позволяет людям
в изначальном единении видеть природу, историю и в них человека. То есть
представление о природе и человеке, которое искусственно строит философ,
для искусства изначально и естественно.
Кант (характеризуя отношения философии и искусства): В мире есть
удивление и благоговение, которые характерны для человеческого общества и
которые создают поэтическую форму неба и морального закона в человеке.
Перменид, Лукреций, Кант считали философское и поэтическое творчество
нераздельным.
Фихте: Настанет то время, когда философию будут изучать наизусть.
Ницше: Философия – это радостное восприятие жизни.
Гоббс: Философы – скульпторы и художники жизни, но они не творят формы, а
выявляют сущность, подражая акту творения.
Философия и теология стоят перед одними и теми же проблемами, но решают
сущностно различными средствами:
в религии – вера и откровение;
в философии – разум и знание
Как бы они не конфликтовали, приоритет всегда на стороне философии. И это
вызвано тем, что философия ориентирует на вопросы гуманизма и вечности без
каких-то обязательств, которые в определенной мере есть в религии.
Отождествление науки и религии происходит у тех философов, которые
считают, что любомудрие, актролоцентризм, поиски смысла жизни и есть смысл
философии.
Фактически философия вбирает в себя весь круг проблем связанных с жизнью
человека, общества и природы.
Бедсмор отвечая на вопрос взаимоотношения философии и науки связал его с
убыстряющимся техническим и промышленным прогрессом. В результате этого он
пришел к выводу, что развитие техники и промышленности идет за счет
оскудения гуманистического начала и вызвано этом тем, что:
1) Научно-технический прогресс развивается на основе удовлетворения не
духовных, а материальных потребностей людей.
2) Естественные науки не стремятся преодолеть пагубность этого пути и при
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56