либо одному культу. Это был человек, который стремился познать как можно
больше. Именно свободу знаний и творчества он искал в религии. В центр
своей философии Бердяев ставит человека. Но он рассматривает личность не
как естественную категорию, а как спиритуалистическую, она ни часть какого-
либо целого, напротив, целое - часть личности. Т.о. он выходил на проблему,
что космос – часть человеческой личности. Выход на такие категории был
обусловлен тем, что свобода человеческого творчества была частью творчества
религиозной эпохи. Творчество как религия у Бердяева - цель, искание смысла
за пределами мировой данности. Поэтому и личность не субстанция, а
творческий акт, который не изменен в процессе изменения. Бессознательное,
что есть в личности представляет собой космическое явление. Творчество
создает особый мир, оно продолжает дело творение, уподобляя человека богу-
творцу. В связи с этим задача философии состоит в том, чтобы осознать
первичность духа, как творческой реальности. Человек - это дитя бога и дитя
меона (несотворенная свобода). Человек, по мнению Бердяева, должен обладать
абсолютной свободой, поэтому он отделил свободу от Бога и человека. И таким
путем антологизировал зло.
В истории Бердяев выделил конечную цель - эсхатологию. Это позволило
ему провозгласить примат свободы над бытием, примат личности над
историческим временем. Бердяев в своем философском осмыслении идеи нации
пришел к выводу, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во
времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
В основе историософии России по мнению Бердяева лежит не достоверный
факт, а интуитивный тезис о саморазорванности (противоречивости) русской
души. В таком случае русский народ, утверждает Бердяев, совмещение
противоположностей, которые имеют двойственную основу. Часть из них
заимствована и перенесена, другая – порождена национальной жизнью, как
например, изначально язычество, православие, аскетическая монархия,
церковь, своеобразно понимание в связи с этим и свободы.
Бердяев выделил три свободы:
первичную - не согласуется с Богом и не создается им. Это безосновная
основа бытия.
иррациональную (произвольную). Суть ее заключается в подчинении
моральному закону и ведет она к обязательной добродетели, а стало быть это
свобода рабства (основа рабства). Мораль – категория государственная.
Ценностные установки – это нравственность. К такому выводу Бердяев пришел в
связи с тем, что он мало добра обнаружил в добродетелях, и выход из
иррациональной свободы может быть только трагическим или
сверхъестественным.
свободу, проникнутую любовью к Богу – рациональная свобода, это
связано со смыслом человеческого бытия, это свободная любовь человека к
богу.
В соответствии с тремя типами свободы Бердяев пытался решить проблему
смысла истории: это Бог, судьба и человеческая история. Судьба по мнению
Бердяева превращает личность в арену иррациональных сил истории. В
определении природы своей истории народы покоряются власти судьбы. Русская
идея у Бердяева выступает в качестве творчества религиозного сознания,
которое охватывает все направления отечественного любомудрия. Он имеет в
виду масонов и декабристов, славянофилов и западников, анархистов и даже
русских марксистов. Все они, по мнению Бердяева, выражали характер и
признание русского народа, его самобытную религиозность. Т.о. русская идея
по Бердяеву представляет собой целостное тоталитарное мировоззрение,
принципиально свободное в путях познания. В этой тоталитарной всеобщности и
проявляется новая форма религиозной философии. Откровение в таком случае
становится духовным опытом и духовным актом, а не авторитетом. Поэтому в
откровении приоритетным методом считается интуиция. Именно таким путем
Бердяев соединяет теоретический и практический разум, предполагает
целостность познания в совокупности духовных сил, где разум соединен с
волей и чувством и где нет рационалистической расчлененности. Ограничение
разума – это не агностицизм, а человеческое начало в свободе выбора воли
или желания. Учение Бердяева получило широкий резонанс в русской духовной и
в той или иной степени включило в себя все направления отечественной
мысли. Однако наиболее близкий к нему по духу был Лосский. Бердяев большое
внимание уделил критике большевизма или ортодоксального марксизма в России.
Его представителем был Плеханов. Он пришел в марксизм, разочаровавшись в
революционной метафизике народничества. Фактически он был марксистом, но
монистически понимал историю. В развитии государства и общества приоритет
отдавал географической среде. Диалектика была сведена до управления
сенсуализма, а диалектический метод до скачкообразного развития
цивилизации через революцию.
Философия большевизма была развита Лениным. После революции 1917 года
носителями неомарксизма была иммиграция, которая была не однородна. Старшее
поколение стремилось утвердить псевдомонархический дух, новое поколение
отвергало старую ложь и старые ошибки, и стремилось к творчеству в
осмыслении монархии и государственности России. Наиболее видимым идеологом
неомарксизма стал Ильин (профессор, правовед, философ МГУ). Он рассмотрел
проблему преодоления у россиян толстовства и восстановления русского
православия о мечте. О мечте он рассуждает как о силе и слове. Он был
идеологом монархии. В основе его социально-философских рассуждений лежит
правовое обоснование сильной власти, которая рассматривается как
необходимая форма духовного бытия человека. Он утверждал, что вне права нет
пути ни к добродетели, ник божеству, ни к высшим удовлетворениям духа.
Основа права и государства - это патриотическое соединение людей имеющих
духовную природу, демонстрирующую принадлежность человека к определенному
государству. Гражданином человек становится не из-за формального
подданства, а через духовную солидарность с государством и принятием его
цели (государства). Государство по мнению Ильина - это духовный союз
людей, обладающих правосознанием. Право по нему упрочивает ранг и иерархию
Вывод: нельзя власть отдавать народу ибо невозможно властвовать сообща
или в одинаковой степени. Борьбу за власть он оправдывает при условии
сохранения монархии. Он сформулировал аксиомы власти: власть должна
принадлежать по праву; она должна быть едина, осуществляться лучшими
людьми, удовлетворяющих этическому и политическому цензу; справедливость
должна быть распределяющей.
34."Философия общего дела" Н. Ф. Федорова.
В отличие от Соловьева и его последователей, рассматривавших мир с
точки зрения преимущественно общепланетарного единства человечества, в
недрах русской философии уже в конце XIX в. начал формироваться иной взгляд
на пути развития современной цивилизации. Он выходил за рамки планетарного
мышления и призывал взглянуть на судьбы человечества с ПОЗИЦИЙ КОСМИЧЕСКОГО
ИЗМЕРЕНИЯ ЕГО БЫТИЯ. Наиболее ярко эту тенденцию представляет русский
КОСМИЗМ (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский). ЦЕНТРАЛЬНАЯ
ИДЕЯ КОСМОЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА – ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА С КОСМОСОМ, КОСМИЧЕСКАЯ
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И КОСМИЧЕСКИЙ МАССШТАБ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Особенно рельефно эта идея представлена в "Философии общего дела"
Николая Федоровича Федорова (1828-1903), который пытался синтезировать два
методологических подхода к человеку: антропологизм и космизм, объединить
судьбы человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его космическом
проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал
гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий
человеческих деяний он распространил не только на отношения человека к
человеку, но и на всю область отношений человека к природе. "Философия
общего дела" ориентирована и на победу человеческого духа на Земле, и на
повсеместное, в русле античной традиции, превращение Хаоса в Космос.
Эту идею Федоров обосновал с позиций религиозного мировоззрения. Однако
он не был в плену какой-то узко конфессиальной традиции. Федоров отвергал
догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека,
покорность судьбе, смирение. У него довольно сильно выражены деистическая и
пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную
силу, творящую все "из ничего", а как внутренне присущий бытию верховный
Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Несводимый к природе, но и
неотделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение
понимается им как очеловечивание, т.е. внесение в природу человеческих
начал и чувств. "Слово Божие", по Федорову, – есть сам мир, сама
взаимосвязь всего в этом мире.
Ключевую роль в учении Федорова играла ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СМЕРТИ.
Действительным антиподом смерти он считал жизневоссоздание, воскрешение
умерших. В отличие от ортодоксальных христианских верований, ВОСКРЕШЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА, по его мнению, СОБЕРЕТСЯ НЕ В ПОТУСТОРОННЕМ МИРЕ, А В
ПОСЮСТОРОННЕМ, И НЕ ДУХОВНО, А ФИЗИЧЕСКИ, В ВЕЩЕСТВЕННОМ ВОСКРЕШЕНИИ ДУШИ И
ТЕЛА, В ИХ ЕДИНСТВЕ. Воскрешение, по Федорову, это не единичный акт, не
удел избранных, а призвание и достояние не только всех людей, независимо
от их звания и сословной принадлежности, но и всех народов, т.е.
общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидания чуда, а
предполагает активную человеческую деятельность в этом направлении.
Следовательно, Человек является не только объектом, но и субъектом
воскрешения: одни люди воскрешают других, воскресшие сами могут стать
воскресителями. Федоровская концепция воскрешения охватывает два аспекта.
Первый предполагает оживление в прямом смысле этого слова, пробуждение к
подлинной жизни, которая включает в себя способность природы к
самовоссозданию; второй - идею "оживления" живых, т.е. раскрытия и
использования их творческого потенциала, воодушевление на "общее дело"
жизнеутверждения и жизнетворчества. В комплекс идей, охваченных проблемой
воскрешения, входит и "санитарный вопрос": экологические мероприятия,
направленные на оздоровление Земли, сохранение существующей на ней жизни
(устранение заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления).
Наиболее фантастическая и утопическая часть его философской системы:
разработка проекта воскрешения предков, которым предусматривалось выявление
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56