Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

отдается приоритет в системе духовной культуры, так как оно обслуживает

практику, в ходе которой удовлетворяются потребности человека. Научное

познание имеет два уровня:

- теоретическое

- эмпирическое

Фундамент познания составляют представления – непосредственно впечатления,

чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит,

представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к

органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает

наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них

внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное.

Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании

эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и

ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант….

образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем

познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют

реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то

аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и

целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация

(посредничество) – в данном случае язык, который обусловлен исторически и

отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей

условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания:

объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта

воспроизводятся в особенностях субъекта.

Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как

сложная иерархия носителей знания, в широком смысле – все человеческое

сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные

индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями,

способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только

……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами

характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который

направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется

потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо

духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни

считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их

принцип – нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть

объектом познания). Другие считают – объект познания – вся объективная

реальность.

Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в

познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители

эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его

ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта

познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном.

Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких

констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического

уровня познания используется понятие чувственной ступени познания.

Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы и способы

взаимодействия

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей

показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов,

сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них.

Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их

обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы

разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены,

теоретически нагружены, регулируются разумом.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы

чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты

всемирной истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это

единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать

сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной

деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных

взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из

которых есть субъективный образ объективного мира.

ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных

сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы

чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную

роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в

качестве компонента более сложного образа - восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в

живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных

ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,

воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в

данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы

воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в

представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это

обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем

совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и

отбрасыванием несущественных.

Эмпирический уровень познания в отличие от чувственной ступени

характеризуется рациональной обработкой показателей органов чувств

человека. Чувственные образы, оформленные в эмпирической конституции,

обособляются в системы, которым соответствуют реальные системы объективного

мира. Система предполагает модель, которая не претендует на полноту

отражения, но является эмпирическим объектом, т.е. предметом для

исследования.

В философской литературе различают две ступени эмпирического уровня

познания:

1. Чувственно-практическая ступень –

движение знания по заданной схеме

отношений предмета

2. ступень эмпирического знания как

часть теоретически-идеализированных

объектов, которые задают формы

деятельности познающему субъекту

именно на стадии теоретического

обобщения.

На уровне эмпирического объекта реальный предмет рассматривается как

готовый , неизменный и сформировавшийся. В данном случае присутствует

принцип логики рассудка: объект изучается как целостность вне истории, а с

точки зрения функционального взаимодействия с другими объектами как

механическими системами. Может быть описана, подвержена всем методам и

присутствует в данном случае логика массовидного, устойчивого и

неизменного. Эмпирический уровень познания и чувственная его ступень

объясняют основу без чего познание не состоится, так как в эмпирическом

знании присутствует чувственный опыт разных исследователей. Полностью

считать эти знания законом нельзя. Вопрос соотношения чувственного и

рационального как и роль эмпирического и теоретического уровней познания

рассматривались неоднозначно. Галлилей – родоначальник экспертного метода в

естествознании в естествознании считал эмпирическое знание

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и

опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе

чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в

системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление

органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как

определенной знаковой системе, которая может быть естественной или

искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и

т.п.).

Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в

ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы,

принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни,

обусловлены развитием практики.

Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК -

исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит

в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это

способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои

мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь

сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их

понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция

рассудка - расчленение и исчисление.

Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его

абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное,

повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом.

Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний

и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не

на его содержание.

РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания,

для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и

сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на

этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и

противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная

задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза

противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых

явлений.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход

рассудка и разума.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности

посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются

понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные

формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых

остановимся на следующей лекции.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи,

существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их

определениях. Наиболее общие понятия - это философские категории (материя,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты