отдается приоритет в системе духовной культуры, так как оно обслуживает
практику, в ходе которой удовлетворяются потребности человека. Научное
познание имеет два уровня:
- теоретическое
- эмпирическое
Фундамент познания составляют представления – непосредственно впечатления,
чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит,
представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к
органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает
наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них
внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное.
Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании
эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и
ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант….
образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем
познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют
реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то
аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и
целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация
(посредничество) – в данном случае язык, который обусловлен исторически и
отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей
условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания:
объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта
воспроизводятся в особенностях субъекта.
Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как
сложная иерархия носителей знания, в широком смысле – все человеческое
сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные
индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями,
способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только
……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами
характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который
направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется
потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо
духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни
считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их
принцип – нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть
объектом познания). Другие считают – объект познания – вся объективная
реальность.
Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в
познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители
эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его
ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта
познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном.
Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких
констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического
уровня познания используется понятие чувственной ступени познания.
Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы и способы
взаимодействия
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей
показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов,
сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них.
Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их
обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы
разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены,
теоретически нагружены, регулируются разумом.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы
чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты
всемирной истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это
единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать
сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной
деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных
взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из
которых есть субъективный образ объективного мира.
ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы
чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную
роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в
качестве компонента более сложного образа - восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в
живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных
ощущений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,
воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в
данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы
воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в
представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это
обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем
совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и
отбрасыванием несущественных.
Эмпирический уровень познания в отличие от чувственной ступени
характеризуется рациональной обработкой показателей органов чувств
человека. Чувственные образы, оформленные в эмпирической конституции,
обособляются в системы, которым соответствуют реальные системы объективного
мира. Система предполагает модель, которая не претендует на полноту
отражения, но является эмпирическим объектом, т.е. предметом для
исследования.
В философской литературе различают две ступени эмпирического уровня
познания:
1. Чувственно-практическая ступень –
движение знания по заданной схеме
отношений предмета
2. ступень эмпирического знания как
часть теоретически-идеализированных
объектов, которые задают формы
деятельности познающему субъекту
именно на стадии теоретического
обобщения.
На уровне эмпирического объекта реальный предмет рассматривается как
готовый , неизменный и сформировавшийся. В данном случае присутствует
принцип логики рассудка: объект изучается как целостность вне истории, а с
точки зрения функционального взаимодействия с другими объектами как
механическими системами. Может быть описана, подвержена всем методам и
присутствует в данном случае логика массовидного, устойчивого и
неизменного. Эмпирический уровень познания и чувственная его ступень
объясняют основу без чего познание не состоится, так как в эмпирическом
знании присутствует чувственный опыт разных исследователей. Полностью
считать эти знания законом нельзя. Вопрос соотношения чувственного и
рационального как и роль эмпирического и теоретического уровней познания
рассматривались неоднозначно. Галлилей – родоначальник экспертного метода в
естествознании в естествознании считал эмпирическое знание
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и
опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе
чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в
системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление
органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как
определенной знаковой системе, которая может быть естественной или
искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и
т.п.).
Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в
ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы,
принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни,
обусловлены развитием практики.
Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК -
исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит
в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это
способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои
мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь
сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их
понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция
рассудка - расчленение и исчисление.
Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его
абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное,
повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом.
Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний
и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не
на его содержание.
РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания,
для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и
сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на
этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и
противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная
задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза
противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых
явлений.
Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход
рассудка и разума.
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности
посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются
понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные
формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых
остановимся на следующей лекции.
ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи,
существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их
определениях. Наиболее общие понятия - это философские категории (материя,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56