правильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие, вывод,
сравнение, доказательство. Познание, основанное на этих источниках
достоверно. Недостоверное познание опирается на память, сравнение, ошибку,
гипотетический документ. Впервые учение о Боге как создающем, сохраняющем и
разрушающем.
Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка:
материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя,
дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Они верят, что
духовная сущность может управлять материальной и контролировать её. Человек
верит, что есть добро и зло и к чему отнести то, что встречается в жизни.
Считают, что мир упорядочен, космос вечен, никогда не был создан и не может
быть уничтожен, упорядоченность мира исходит из науки о душе. Душа,
освобожденая от кармы поднимается выше и достигает предельной границы,
среди покоя и блаженства. Т.о. философия Древней Индии характеризуется
умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически
понимаемой проблеме значения.
14.Древнекитайская философия
Становление древнекитайской философии, как и философии Древней Индии
связана с разрушением традиционных общинных отношений, а также с ростом
научных знаний и в первую очередь астрономии, математики, медицины. Первыми
философами (бродячими мудрецами) были аскетически настроенные люди, которые
боролись против Чжаньго (борющихся царств) и "золотого века" Китая.
Бродячие мудрецы создавали произведения – трактаты, которые в последствии
явились источниками философских форм. Если в Индии философские школы
формировались и были связаны с ведизмом, то в Китае с конфуцианством и его
ортодоксией. В Индии существование мелких философских школ не привело к
официальному признанию авторитета одной из них. В Китае авторитет был отдан
конфуцианству. Во 2 веке до нашей эры оно добилось статуса государственной
идеологии страны и сохранилось до Нового Времени. Наиболее влиятельными и
соперничествующими с ними были легизм, даоцизм, моизм.
Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:
1. принцип рассмотрения мира "природа – человек – его общество",
воспринимающий как единый универсум все элементы, которые взаимосвязаны и
находятся в динамическом равновесии.
2. Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той
реальности, которая существует, поэтому она менее обращается к
сверхъестественному и базируется на достижениях идеальных этических,
социальных, политических систем, и во всех философских учениях
рассматривает проблемы управления государством и способы
самоусовершенствования человека.
3. Использование в речи образно-символических знаков иероглифов выработало
эстетическое философское отношение к тексту. Это отношение отмечено на
выражении содержания сущности мира, человека и др.
4. В связи с отсутствием понятийного аппарата древнекитайская философия
наполнена абстрактной спекуляцией натурального и мировоззренческого
порядка, поэтому она слабо связана с наукой и не имеет логики.
5. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркивает
исключительность китайского способа мышления. Эта тенденция наблюдается и
сегодня. Китайская философия относится к другим с чувством превосходства,
особенности национального умозрения и нетерпима ко всем другим.
Конфуцианство – Первый китайский философ. Исходит из концепции Неба и
небесного веления. Небо – часть природы и высшего духа, определяет и
природу и человека. Человек наделенный Небом владеет и этическими
качествами, поступает в согласии с ними и моральным законом Дао. Цель
совершенствования личности достижение уровня Благородного мужа, соблюдения
им этикета доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к
старшим и высшим. В основе субординации Конфуция лежит принцип
справедливости и исправности, т.е. человек должен поступать так, как велит
его положение и порядок. Этот этичный принцип положен в основу политических
отношений. Главный принцип эффективного управления государства – сила
примера и убеждения. После смерти Конфуция учение распалось на 8 школ, но
важнейшее значение имеют две: идеалистическая (Менц-дзи) и
материалистическая (Син-дзы). Согласно учению Менц-дзы жизнь под-чинена
закону неба, которую исполняет мудрый правитель сын Неба. Человек от
природы добр, ему присущи 4 качества: со-страдание, стыд, скромность,
умение отличать истину от лжи. Впервые в учении Менц-дзы вопрос о
соответствии идеаль-ного Синь – сердце, душа, разум или Чджи – воля и
материя Ци, как два начала природы чел-ка, но приоритет Чджи (воля).
Син-дзы – философия, исходит из концепции Ци – первоматерии, которая
обладает двумя формами Инь и Янь. Мир существует и развивается в согласии с
естественными, познаваемыми законами. Небо активный естественный элемент
мира не управляет человеком, а может быть подчинено людям и использовано в
их интересах. От человека как части природы зависит счастье и несчастье,
богатство и нищета. Главный способ управления страной считается
справедливость, любовь к народу, почитание ритуалов и ученых.
Даосизм – Лао-дзы в отличие от других школ на первый план выходят проблемы
антологии. Дао как естественный путь возникновения, развития и исчезновения
всех вещей и их материальное начало. Дао бесконечен, его нельзя охватить ни
умом, ни чувством, предшествует Богу, диктует законы Небу, Небо – Земле,
Земля – Человеку. Дэ – неопределенный вторичный принцип, благодаря
которому, Дао проявляется в мире вещей, наполняет их энергией. Этические
идеалы даосизма в концепции у-вэй, согласно которой считается правильным
выступать против законников и конфуцианства, т.е. подчиняться естественному
процессу. Цель поведения у-вэй уподобиться Дао, все суета, вселенная
приводится в порядок, если дать свободу её прирожденным качествам. Лучший
правитель тот, который ни во что не вмешивается. Общественный идеал –
патриархальная непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно
управлять.
Моизм – Мо Дзы утверждает, что четко построенная военизированная
организация, неукоснительно выполняющая приказы главы будет процветать.
Основная идея философии – просвещенная любовь, отвлеченная в отличии от
конфуцианства, абстрактная и, в связи в этим трактуемая как любовь в
родственникам. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядка. Мо Дзы
отрицал отдельные войны. Высшая ценность народ, который правитель должен
любить. Признается существование духовного и провидения, которое наказывает
зло и вознаграждает добро, а так же воли Неба, которая определяет поведение
людей. Мо Дзы ввел свое в религиозное учение Китая.
Легизм – школа законников. В развитии философии принимал участие Гуаньчжинь
Ханфей. Возникло как противоречие конфуцианству, хотя с ним они сходились
на идее построения мощного управляемого государства, но расходились на
методах его построения и философского обоснования жизни. На первое место
они ставили законы и доказали, что молитвы не совместимы с моралью.
Правитель должен знать психологию и воздействовать с помощью наград и
наказаний. Источник – развитие земледелия и создания сильной армии.
Создали концепцию деспотичного государства, в котором все равны перед
законом, кроме правителей. Учение лежит в основе императивно-
бюрократической системы Китая.
15. Античная философия
1. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы, направления,
основные проблемы.
Период развития античной философии охватывает конец VII – III века до н. э.
Древняя Греция явилась очагом западноевропейской философской мысли и
этому способствовали следующие социально-культурные предпосылки:
1) известна плеяда ученых естествоиспытателей Гиппократ, Гераклит,
Эмпедокл, Фуккилла;
2) литераторы и трагики: Гомер, Еврипид, Испил;
3) скульпторы, архитекторы: Фригион – не превзойден до сих пор по расчетам
своих строений;
4) экономические предпосылки, которые способствовали тому, что Др. Греция
стала торговым и социально-культурным центром. Ясперс назвал этот период
осевым временем истории. Был разработан категориальный аппарат философии,
концепции определяющие жизнь людей; во всех аспектах был осуществлен
переход к универсальностям, в связи с этим были отвергнуты все концепции
принятые на бессознательном, ненаучном уровне.
В науке произошел процесс, при котором сознание осознавало сознание, а
мышление делало своим объектом исследования – мышление.
Все ученые пришли к мнению о периодизации античной философии:
- I период VII-V в.в. до н. э. – досократовский период; этот период
Милетской школы, научной концепции Гераклита, Элейской школы,
Пифагорейского союза, Эмпедокла, Анаксагора и древнегреческих атомистов
Левкиппа и Демокрита;
- II период II половина V и конец IV в. до н. э.- этот период вошел в
историю, как классический период. Он связан с творчеством Сократа,
Платона, Аристотеля;
- III период - конец IV - до II в. до н.э. – Элинистический период, связан
с именем Эпикура, стоиков и скептиков. Особенности этого периода в том,
что философы перешли от количественных проблем к этике, скептицизму и
стоицизму.
- IV период –VII в. н.э. – Римские философы: Платон, Ямбглих, Прок,
эпикуреизм.
I период. Античная философия возникла и развивалась во время возрождения
рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы. Выделялись
группы людей, занимающихся умственным трудом и философией. В этот период
все науки стремились дифференцироваться в самостоятельную область знания, и
философия, накапливающая познания в области человека сконцентрировалась на
объекте своего исследования. В древнегреческой философии очень четко
просматривалась материалистическая и идеалистическая философия, получившие
название линия Демокрита и Платона. Оба направления указывали на
противоречивое отношение к осознанию мира, его качеств. В этот период
зарождается диалектика.
В античной философии и идеалисты, и материалисты в своих концепциях
стремились к универсальности, они стремились к изучению не только
конкретных научных проблем, но и философских. Первые представления о мире
связаны с Милетской школой во главе с Фалесом. Сущностью мира Фалес считал
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56