Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

правильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие, вывод,

сравнение, доказательство. Познание, основанное на этих источниках

достоверно. Недостоверное познание опирается на память, сравнение, ошибку,

гипотетический документ. Впервые учение о Боге как создающем, сохраняющем и

разрушающем.

Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка:

материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя,

дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Они верят, что

духовная сущность может управлять материальной и контролировать её. Человек

верит, что есть добро и зло и к чему отнести то, что встречается в жизни.

Считают, что мир упорядочен, космос вечен, никогда не был создан и не может

быть уничтожен, упорядоченность мира исходит из науки о душе. Душа,

освобожденая от кармы поднимается выше и достигает предельной границы,

среди покоя и блаженства. Т.о. философия Древней Индии характеризуется

умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически

понимаемой проблеме значения.

14.Древнекитайская философия

Становление древнекитайской философии, как и философии Древней Индии

связана с разрушением традиционных общинных отношений, а также с ростом

научных знаний и в первую очередь астрономии, математики, медицины. Первыми

философами (бродячими мудрецами) были аскетически настроенные люди, которые

боролись против Чжаньго (борющихся царств) и "золотого века" Китая.

Бродячие мудрецы создавали произведения – трактаты, которые в последствии

явились источниками философских форм. Если в Индии философские школы

формировались и были связаны с ведизмом, то в Китае с конфуцианством и его

ортодоксией. В Индии существование мелких философских школ не привело к

официальному признанию авторитета одной из них. В Китае авторитет был отдан

конфуцианству. Во 2 веке до нашей эры оно добилось статуса государственной

идеологии страны и сохранилось до Нового Времени. Наиболее влиятельными и

соперничествующими с ними были легизм, даоцизм, моизм.

Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:

1. принцип рассмотрения мира "природа – человек – его общество",

воспринимающий как единый универсум все элементы, которые взаимосвязаны и

находятся в динамическом равновесии.

2. Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той

реальности, которая существует, поэтому она менее обращается к

сверхъестественному и базируется на достижениях идеальных этических,

социальных, политических систем, и во всех философских учениях

рассматривает проблемы управления государством и способы

самоусовершенствования человека.

3. Использование в речи образно-символических знаков иероглифов выработало

эстетическое философское отношение к тексту. Это отношение отмечено на

выражении содержания сущности мира, человека и др.

4. В связи с отсутствием понятийного аппарата древнекитайская философия

наполнена абстрактной спекуляцией натурального и мировоззренческого

порядка, поэтому она слабо связана с наукой и не имеет логики.

5. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркивает

исключительность китайского способа мышления. Эта тенденция наблюдается и

сегодня. Китайская философия относится к другим с чувством превосходства,

особенности национального умозрения и нетерпима ко всем другим.

Конфуцианство – Первый китайский философ. Исходит из концепции Неба и

небесного веления. Небо – часть природы и высшего духа, определяет и

природу и человека. Человек наделенный Небом владеет и этическими

качествами, поступает в согласии с ними и моральным законом Дао. Цель

совершенствования личности достижение уровня Благородного мужа, соблюдения

им этикета доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к

старшим и высшим. В основе субординации Конфуция лежит принцип

справедливости и исправности, т.е. человек должен поступать так, как велит

его положение и порядок. Этот этичный принцип положен в основу политических

отношений. Главный принцип эффективного управления государства – сила

примера и убеждения. После смерти Конфуция учение распалось на 8 школ, но

важнейшее значение имеют две: идеалистическая (Менц-дзи) и

материалистическая (Син-дзы). Согласно учению Менц-дзы жизнь под-чинена

закону неба, которую исполняет мудрый правитель сын Неба. Человек от

природы добр, ему присущи 4 качества: со-страдание, стыд, скромность,

умение отличать истину от лжи. Впервые в учении Менц-дзы вопрос о

соответствии идеаль-ного Синь – сердце, душа, разум или Чджи – воля и

материя Ци, как два начала природы чел-ка, но приоритет Чджи (воля).

Син-дзы – философия, исходит из концепции Ци – первоматерии, которая

обладает двумя формами Инь и Янь. Мир существует и развивается в согласии с

естественными, познаваемыми законами. Небо активный естественный элемент

мира не управляет человеком, а может быть подчинено людям и использовано в

их интересах. От человека как части природы зависит счастье и несчастье,

богатство и нищета. Главный способ управления страной считается

справедливость, любовь к народу, почитание ритуалов и ученых.

Даосизм – Лао-дзы в отличие от других школ на первый план выходят проблемы

антологии. Дао как естественный путь возникновения, развития и исчезновения

всех вещей и их материальное начало. Дао бесконечен, его нельзя охватить ни

умом, ни чувством, предшествует Богу, диктует законы Небу, Небо – Земле,

Земля – Человеку. Дэ – неопределенный вторичный принцип, благодаря

которому, Дао проявляется в мире вещей, наполняет их энергией. Этические

идеалы даосизма в концепции у-вэй, согласно которой считается правильным

выступать против законников и конфуцианства, т.е. подчиняться естественному

процессу. Цель поведения у-вэй уподобиться Дао, все суета, вселенная

приводится в порядок, если дать свободу её прирожденным качествам. Лучший

правитель тот, который ни во что не вмешивается. Общественный идеал –

патриархальная непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно

управлять.

Моизм – Мо Дзы утверждает, что четко построенная военизированная

организация, неукоснительно выполняющая приказы главы будет процветать.

Основная идея философии – просвещенная любовь, отвлеченная в отличии от

конфуцианства, абстрактная и, в связи в этим трактуемая как любовь в

родственникам. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядка. Мо Дзы

отрицал отдельные войны. Высшая ценность народ, который правитель должен

любить. Признается существование духовного и провидения, которое наказывает

зло и вознаграждает добро, а так же воли Неба, которая определяет поведение

людей. Мо Дзы ввел свое в религиозное учение Китая.

Легизм – школа законников. В развитии философии принимал участие Гуаньчжинь

Ханфей. Возникло как противоречие конфуцианству, хотя с ним они сходились

на идее построения мощного управляемого государства, но расходились на

методах его построения и философского обоснования жизни. На первое место

они ставили законы и доказали, что молитвы не совместимы с моралью.

Правитель должен знать психологию и воздействовать с помощью наград и

наказаний. Источник – развитие земледелия и создания сильной армии.

Создали концепцию деспотичного государства, в котором все равны перед

законом, кроме правителей. Учение лежит в основе императивно-

бюрократической системы Китая.

15. Античная философия

1. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы, направления,

основные проблемы.

Период развития античной философии охватывает конец VII – III века до н. э.

Древняя Греция явилась очагом западноевропейской философской мысли и

этому способствовали следующие социально-культурные предпосылки:

1) известна плеяда ученых естествоиспытателей Гиппократ, Гераклит,

Эмпедокл, Фуккилла;

2) литераторы и трагики: Гомер, Еврипид, Испил;

3) скульпторы, архитекторы: Фригион – не превзойден до сих пор по расчетам

своих строений;

4) экономические предпосылки, которые способствовали тому, что Др. Греция

стала торговым и социально-культурным центром. Ясперс назвал этот период

осевым временем истории. Был разработан категориальный аппарат философии,

концепции определяющие жизнь людей; во всех аспектах был осуществлен

переход к универсальностям, в связи с этим были отвергнуты все концепции

принятые на бессознательном, ненаучном уровне.

В науке произошел процесс, при котором сознание осознавало сознание, а

мышление делало своим объектом исследования – мышление.

Все ученые пришли к мнению о периодизации античной философии:

- I период VII-V в.в. до н. э. – досократовский период; этот период

Милетской школы, научной концепции Гераклита, Элейской школы,

Пифагорейского союза, Эмпедокла, Анаксагора и древнегреческих атомистов

Левкиппа и Демокрита;

- II период II половина V и конец IV в. до н. э.- этот период вошел в

историю, как классический период. Он связан с творчеством Сократа,

Платона, Аристотеля;

- III период - конец IV - до II в. до н.э. – Элинистический период, связан

с именем Эпикура, стоиков и скептиков. Особенности этого периода в том,

что философы перешли от количественных проблем к этике, скептицизму и

стоицизму.

- IV период –VII в. н.э. – Римские философы: Платон, Ямбглих, Прок,

эпикуреизм.

I период. Античная философия возникла и развивалась во время возрождения

рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы. Выделялись

группы людей, занимающихся умственным трудом и философией. В этот период

все науки стремились дифференцироваться в самостоятельную область знания, и

философия, накапливающая познания в области человека сконцентрировалась на

объекте своего исследования. В древнегреческой философии очень четко

просматривалась материалистическая и идеалистическая философия, получившие

название линия Демокрита и Платона. Оба направления указывали на

противоречивое отношение к осознанию мира, его качеств. В этот период

зарождается диалектика.

В античной философии и идеалисты, и материалисты в своих концепциях

стремились к универсальности, они стремились к изучению не только

конкретных научных проблем, но и философских. Первые представления о мире

связаны с Милетской школой во главе с Фалесом. Сущностью мира Фалес считал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты