петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-
нравственных идей. Начиная с 60-х годов исповедовал идеи почвенничества,
для которого была характерна религиозная ориентированность философского
осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки
зрения представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный
путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа
выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти
человечество через “новые формы жизни, искусства” благодаря широте его
“нравственного захвата”. Таким образом, Достоевский делал упор на “русское
решение” социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов
общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании
России, способной объединить народы на основе христианского братства.
Философские взгляды Достоевского приобрели небывалую нравственно-
эстетическую глубину (отсюда тезис — “красота спасет мир”), взятую под
углом зрения религиозной идеи. В понимании человека Достоевский выступал
как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму
индивидуальной человеческой жизни решить “последние вопросы” бытия. Он
развивал специфическую диалектику “идеи” и “живой жизни”, при этом идея для
него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь
человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи (“идееносные
герои” романов Достоевского). Сильные религиозные мотивы в философском
творчестве Достоевского противоречивым образом сочетались с определенными
богоборческими мотивами и религиозными сомнениями. Достоевский оказал
сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской
философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и
персоналистской философии на Западе.
Вопрос №13 Неклассическая философия (2-я половина XIX – XX в.): основные
принципы
Классическая европейская философия начала формироваться в Др. Греции и,
пройдя длительный период развития, завершила свое существование в к. 18 -
н. 19 в. Завершающим этапом называют немецкую классическую философию (И.
Кант, Шелленг, Гегель, Фейербах). Что характеризовало классическую
философию:
1. Акцентирование внимания на разумности человека и мира в целом. Человек
понимается как Homo sapiens, постулируется, что мир познаваем; главным
орудием познания является мышление, превалирует тезис о тождестве бытия
и мышления; апогеем абсолютизации разума явился панлогизм Гегеля (пан =
все) - мир есть сама идея, то есть, то, что познается.
2. мир рассматривается как диалектика Субъекта и Объекта. Мир - это
рассеченность на двое: те, кто познает (субъект) и что познается
(объект). Задача: приблизить субъект к объекту. До немецкой
классической философии субъект рассматривался как пассивная сторона
истории и познавательного процесса. Но И. Кант и другие представители
немецкой классической философии сделали акцент на деятельностной
стороне Субъекта, т. е. Субъект стал рассматриваться как активный
познающий Субъект (оприорные формы познания Канта; диалектика
самопознания абсолютной идеи);
3. абсолютизация диалектического взгляда на мир. Причем дело не в том. что
диалектика рассматривает мир как развитие, а в том, что источник
развития видится в единстве и борьбе противоположностей. Классическая
парадигма философствования часто оказывалась идеологией классовой
борьбы, а в 18 - 19 вв. идеологией революционных свершений, многие из
которых несли не только прогрессивное, но и откидывали общество назад
(Великая французкая революция, Октябрьский переворот в России,
противостояние двух систем в 20 в., деление на наших и ненаших в
идеологиях национализма).
Неклассическая философия рождается как реакция на классическую
философию, существовавшую более 20 веков. Неклассическая философия во
многом началась с критики абсолютизации разума. Неклассическая философия
вспомнила и развила представления о человеке и мире как сущностях:
. волящий (обладающих волей);
. наделенных бессознательным, которое во многом детерминирует жизнь
индивида и социума;
. на том, что человек, в отличие от всех существ природы обладает
свободой, он обречен на свободу;
. человек не столько иногда разумен, сколько является таким же живым
природным существом, как любое существо природы, что человек - это Homo
naturalis;
. человек деятелен не только в познании, но и в практической
деятельности, т. е. человек есть существо орудийно действующее - Homo
faber;
Все больше внимание уделяется тому, что человек существо верующее,т. е.
человек религиозный. Человек должен верить во что-то.
Зачинателями неклассической философии в Европе являются Селен Кьеркегор
и А. Шопенгауер.
Селен Кьеркегор (1813-1859) - датский философ. Его называют теологом,
экзистенциалистом, говорят, что он был пророком 20 в. Его влияние на многих
философов 20 в. было огромным (Лев Шестов). Главное произведение - «Или
..., или...», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти».
Главное в философии Кьеркегора - это поиск человеческой индивидуальности.
Поиск есть процесс постепенного восхождения, обращения к Богу. К. -
диалектик. Его диалектика есть диалектика индивидуального существования -
экзистенции. Если в диалектике Гегеля разум (абсолютная идея) переходит от
категории к категории, то в диалектике К. развитие происходит не в разуме,
а в результате экзистенциального (моего, личного) выбора. В его диалектике
- борьба противоположностей не снимается в синтезе, а является выбором
одного или другого (или... или), т. е. человек всегда стоит перед выбором.
В восхождениях в Богу и самоидентификации (пониманию своего «Я»)
индивид проходит 3 стадии:
1. Эстетическая (от греч. «чувственный») - человек руководствуется
чувствами, эмоциями, зависит от внешнегомира, реагирует на него с
помощью органов чувств. Символ этого этапа - Дон Жуан. Человек здесь
игнорирует моральные нормы, у него нет веры; нужно лишь получить массу
удовольствий. Даже в научной деятельности он стремится к эстетическому
удовольствию. Человек скользит по поверхности, стремится быть, как все.
Человек теряет свое «Я» и распадается на тысячи осколков, у него нет
отношения к себе, как с самому себе).
2. Моральная (этическая) - человек пытается понять, что есть добро и зло.
Символ - Сократ, у которого есть внутренний голос, голос Совести.
Человек формируется как существо ироничное, он знает, что между
различными стадиями есть выбор. Человек начинает признавать всеобщее,
не только свое. он знает, что есть некая мораль. Человек все больше
прислушивается к голосу разума. Эта стадия порождает трагического
героя.
3. Религиозная - на стадии 2 человек не осознает греха, он еще не может
самостоятельно сформулировать, что такое добро. Это дается в акте веры,
веры к Богу. Человек соотносит свое «Я» с неким существом. Человек
постигает свое назначение.Это акт всепоглощающей любви к Богу. Символом
является Авраам (он принес сына в жертву). Все, что есть в мире, наша
задача - отдаться Богу. Человек это делает сам. Или... или... - сам
человек выбирает.
Философия постоянно уходит от понимания мира.
Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) - делает упор на то, что сущность мира
заключается в воле, которая рациональна.
Понятие воли уходит от деления мира на субъект и объект.
Основноые произведения: «О четверояком корне закона достаточного
основания», «Мир как воля и представление», «О воле в природе», «Две
основные проблемы этики».
На становление взглядов А.Ш. повлияли 3 основные исторические традиции:
1. учение об идеях Платона
2. контианская гносеология и этика
3. древне-индийский брахманизм.
Антология Шопенгауэра.: Мир представляет собой некую Мировую волю.
Мировая воля представляет собой некий произвол, чистое воление. Свободная
воля представляет мир представлений, который Ш. называет миром Майя (это
богиня, которая все скрывает, дает нам мир, как кажимость; это не реальный
мир, а представляемый). Человеческое тело представляет собой проявление
Мировой воли. По Шопенгауэру., душа и тело одно и то же, как действует
тело, это есть проявление воли, т. е. то, что человек не может
контролировать. Мировая воля действует как бесцельное стремление, вечное
становление. Мировая воля бесцельна, это вечный творческий порыв.
Проявления мировой воли несут и зло, и добро, которые постоянно борются
друг с другом, т. е. находятся в состоянии внутреннего берения. Мировая
воля подобна мифическому чудовищу, в бешенстве разрывающему свои
внутренности. Если один феномен побеждает другой, то это пиррова победа.
Это гражданская война, где нет победителей. Мировая воля подобна существу
на картине Сальвадора дали «Мягкая конструкция с бобами: предчувствие
гражданской войны». Формы самовыражения мировой воли: в физике - мировой
тяготение, в химии - химическое сродство, в биологии - воля к жизни и
борьба за существование, инстинкты животных, главными из которых являются
пищевой и половой; в обществе - аффеты людей, их тщеславие и властолюбие.
Мировая воля лишь напоминает вещь в себе Канта. Если вещь в себе Канта
непознаваема, то Мировая воля обнаруживает себя в достаточно красноречивых
формах. Обнаруживая себя, Мировая воля все более обнаруживает свое
страдание и ощущает себя несчастной. Чем выше уровень обнаружении,
интеллектуальный и эмоциональный уровень людей, тем сильнее их нравственные
коллизии и мучения. Умный и нравственный человек отчетливо видит, что
социальная жизнь проникнута скудоумием, пошлостью и лицемерием; что
побеждают самые наглые, но недостойные. Власти в парламенте прикрывают свои
личные и групповые интересы. Миром правит эгоизм. Ш. повторяет древнего
римлянина Плавта: «Человек человеку волк». Конечно, мир безрадостен, но не
безнадежен. Ш. - философ в мировой скорби, но не унылой скорби, как и
Кьеркегора, а своего рода героического пессимизма. Что помогает человеку
выжить? Творя зло, как и добро, воля постоянно осознает свою вину, причем,
чем эта вина осознаннее, тем воля становится более стремительной, активной,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32