понимается метод познания, метод подхода к действительности,
противоположный диалектике. Пьер Абеляр «Да и Нет».
Систему диалектики создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие
присуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в
мире, а в нашем сознании.
Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с
идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими
открытиями в области естествознании, которые сделали возможным
диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь
на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую
диалектику.
ДИАЛЕКТИКА: стихийная, идеалистическая, материалистическая
С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а
окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при
этом самостоятельными.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ:
1. развития, 2. всеобщей связи
Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он
рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного
развития.
Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов,
которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить
различный характер.
Классики марксизма, материалистически изучив учение Гегеля,
сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отражение
определенной связи между явлениями, объектами, процессами. Связь
внутренняя, существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями
и объектами материального мира. Законы могут быть самыми различными.
Частные (специфические) законы используются в ограниченной сфере
деятельности. Сфера применения законов диалектики практически
безгранична. Они находят проявление в природе, обществе, человеческом
сознании
Законы диалектики
. Закон единства и борьбы противоположностей
. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
. Закон отрицания отрицания
1. вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория
первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к
Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е.
каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а
в силу наличия в себе противоположных процессов.
2. вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос:
как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом
сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных
количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому
качеству.
3. показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие
представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых
происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего
к высшему.
Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического
развития, охватывая его со всех сторон. Категории диалектики. Каждый из
законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это,
значит, раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон
раскрывается. Первый закон: тождество, различие, противоречие,
противоположность.
Тождество - совпадение, сходство одного объекта с другим или состояний
одного и того же объекта по отношению друг к другу. Существует тождество,
которое всегда включает в себя развитие тождества, приводит его в
состояние противоположности. Отношения между ними составляют диалектическое
противоречие.
Диалектическое противоречие - это такое отношение противоположных
моментов внутри системы, которое делает ее (систему) самодвижущейся и
которое проявляется через взаимообусловленность этих моментов и
одновременно их взаимоотрицание.
Единство противоположностей, как правило, временно, преходяще, а борьба
противоположностей абсолютна в том плане, что возникают все новые
противоположности по отношению друг к другу.
Мир соткан из противоположностей Этапы развития диалектического
противоречия
1. зарождение различия между противоположностями
2. развертывание противоположностей. Поляризация сторон в рамках единого
целого
3. его разрешение
Второй закон: качество, количество, мера, скачок - форма перехода из
одного качества в другое.
Третий закон: Необходимо выяснить саму суть диалектического отрицания
Метафизика: отрицание является полным и абсолютным
Диалектика: характеризуется преемственностью. Любое отрицание
предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что может
быть в развивающемся объекте.
Вопрос №18 Человек как единство социального и биологического. Две стороны
антропосоциогенеза
Человек как субъект предметно-практической деятельности
Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек —
продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической
проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от
высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.
Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования
его организма. Именно структура организма детерминирует потребности
животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет, уже,
будучи наделенным богатым набором инстинктов, которые заранее (и даже «с
запасом») обеспечивают его приспособленность к известным условиям обитания,
но именно поэтому ограничивают индивидуальные вариации поведения. Животные
генетически приурочены к видовым «поведенческим амплуа», и никакая нужда не
научит, например, рысь вести себя так, как ведут себя волк или лиса.
Иначе обстоит дело с человеком. Все люди, живущие на Земле в течение,
по крайней мере 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому
виду - Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Но вот
никому пока не удалось отыскать врожденное «поведенческое амплуа» этого
вида. Во-первых, как метко выразился К. Маркс, человек может вести себя «по
мерке любого вида» (в качестве охотника, например, он способен применять
самые удивительные комбинации выжидательной и преследовательской тактики).
Во-вторых,— и это самое существенное — наблюдаются глубокие различия в
поведении людей, принадлежащих исторически различным обществам или группам.
Но может быть, именно эти «внутривидовые» различия и следует понимать
как врожденные или, по крайней мере, биологически закрепляемые? Нет, это не
так. Мальчик-индеец, во младенчестве привезенный в Париж, со временем
делается «стопроцентным парижанином». Сын простолюдина, воспитанный в семье
дворянина, усваивает все условности потомственного дворянского быта (то же
можно сказать и о дворянском отпрыске, выросшем в семье крестьянина).
Многообразные различия, которые мы видим среди представителей вида Homo
sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения,
неизвестной животному миру. Не означает ли это, что к человеческим
поступкам вообще нельзя прилагать понятие «заданной программы»? Отнюдь нет,
просто применительно к людям понятие «программа» приобретает совершенно
новый смысл. Генетические программы, определяющие инстинктивное поведение
животных, фиксируются в молекулах ДНК. Главными же средствами передачи
программы, определяющей поведение людей, являются язык (членораздельная
речь), показ и пример. Место «генетических инструкций» занимают нормы,
место наследственности в строгом смысле слова — преемственность.
В большинстве современных антропологических, этнографических и
социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное
программирование поведения называется культурой '. Ученые разных
направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с
детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной, ему другими
(взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в
определении человеческих поступков. Культура же признается исходным
отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo
sapiens.
Если понимать под обществом просто совокупность индивидов, которые
живут в постоянном взаимодействии между собой, то придется признать наличие
общества и у животных. Именно такого взгляда неоправданно придерживаются
многие исследователи немарксистской ориентации. Объединение животных — это
либо стадо, где над всеми «социальными инстинктами» еще доминирует
индивидуальный инстинкт самосохранения, либо специфические объединения
насекомых типа муравейника или улья, которые являются не столько
сообществом равноценных особей, сколько «коллективным сверхиндивидуумом»,
даже «сверхорганизмом», отдельные члены которого живут и действуют по
принципу биофизиологического разделения функций. Только люди образуют
общество в собственном смысле слова. И это означает, между прочим, что они
не могут быть ни возвращены в стадное состояние, ни приведены к
функционально-иерархическому сочленению типа муравейника.
Чем же общество отличается от естественных, «псевдосоциальных»
объединений животных особей? Прежде всего, тем, что это целостность
надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференциации
организмов и даже не па органической дифференциации их потребностей и
стимулов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет
там, где нет культуры, то есть «сверхприродной» нормативно-ценностной
системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных
выводов современной антропологии.
Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого
объединения животных особей. Однако оно еще не объясняет ни того, как
общество возможно, ни того, как оно па деле возникло. Выражаясь философским
языком, культура — это форма, в которой развиваются и передаются из
поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не
причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.
Стремление объяснить общество как следствие культуры — характерная
черта идеалистического истолкования общественной жизни. Приверженцы
последнего издавна тяготели к отождествлению надбиологического с духовным и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32