Набор ответов для экзаменов по философии

уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения

человека и его «сущности», какой он сам сё видит, и связанные с этим мотивы

вины и ответственности. Разные религиозно-философские системы выделяют

разные стороны этой проблемы. Если в античной философии Личность выступала

примером как отношение, то в христианстве она понимается как особая

сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера (Боэций),

синоним нематериальной души. В философии нового времени, начиная с Декарта,

распространяется дуалистическое понимание Личности, на первый план

выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе;

понятие «Личность» практически сливается с понятием «Я», тождество личности

усматривается в её сознании. По Канту, человек становится Личностью

благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему

свободно подчинять своё «Я» нравственному закону.

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались

отд. проблемы исследования Личности: её биологические и социальные

детерминанты, степени свободы Личности по отношению к природе, обществу и

самой себе. Однако эти проблемы не были достаточно чётко разграничены.

Личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как

равные, одно-порядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное

метафизическому материализму принижение Личности, рассмотрение её

глобального образа, как продукта социальной или биологической среды, а с

другой — волюнтаристское понимание личной свободы как произвола,

отрицающего естественную и историческую необходимость. При этом Личность

оказывается либо абсолютным демиургом (творцом), либо трагически страдающим

началом, гибнущим под натиском безличных сил (романтики).

В общей психологии под Личностью чаще всего подразумевается некоторое

ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические

процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность

и устойчивость. В зависимости от того, в чем именно усматривается такое

начало, теории Личности подразделяют на психобиологические (У. Шелдон,

США), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США), психосоциальные (А.

Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США), психостатистические («факторные»

— Р. Кеттел, США; Д. Айзенк, Великобритания) и т. д.

Хотя развитие теории Л. сильно отстаёт от эмпирических исследований и в

ней много спорного и неясного, в последние десятилетия достигнуты

определенные успехи. В свете экспериментальных данных подверглись критике и

вынуждены были сдать многие свои позиции односторонние теории Личности

такие, как фрейдизм, бихевиоризм, персонализм. По-новому поставлены и

некоторые старые проблемы.

Большие теоретические трудности представляет проблема структуры

Личности. Отказавшись от традиционного понимания Личности, как более или

менее случайной совокупности психологических черт, современные психологи

видят в ней определенную систему, структуру. Но раскрывается это по-

разному. «Многофакторные» теории (Айзенк, Кеттел и др.) рассматривают

Личность скорее как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи

тестов) установленных и более или менее автономных психологических

характеристик. «Холистических» или «организмических» теории, напротив,

видят в Личности субстанциальное единство, которое лишь проявляется в

эмпирически наблюдаемых свойствах.

Однако задача создания общей теории, описывающей регуляцию

человеческого поведения на всех уровнях — от организмического до

социального включительно, выходит за рамки не только теорий Личности, но и

психологии н целом. Психологи, занимающиеся изучением Личности в

соотношении смысле слова, обычно суживают свою задачу и видят ядро

Личности, как субъекта сознательной деятельности в мотивационной сфере,

выделяя в её составе потребности, интересы и направленности (Рубинштейн). В

этой области психологии достигнуты большие успехи. Важное значение для

нормального функционирования Личности имеет также такой внутренний

регулятивный механизм Личности, как самосознание, включая образы

собственного «Я», самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят

уровень притязаний и реальное поведение. Эти явления привлекают к себе

усиленное внимание психологов (В. С. Мерлин, К. К. Платонов).

Сопредельная социология пользуется рядом терминов, в которых

описываются переходы от индивидуального к социальному и переходы от

социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению

(классовая принадлежность, социальная позиция, статус, роль, социальный

тип, социальный характер и т. д.). Однако эти термины имеют в разных

социологических теориях весьма неоднозначное содержание. Во фрейдистских

теориях (Фромм) социальный характер рассматривается как продукт

специфических преобразования психосексуальных влечений людей под влиянием

определенной социальной среды. Понятие социальной роли многие авторы

трактуют в узком социально-психологическом смысле: как ожидание,

предъявляемое индивидами друг другу в процессе непосредственных

взаимодействия в малых группах. Не отрицая известного значения этой

проблематики, марксистская социология ставит её, однако, в зависимость от

той общей социальной системы, к которой принадлежит любая данная группа или

организация, а также культуры и истории.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые

прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

“Деятели” - для таких главное - активное действие, изменение мира и

других людей, включая и самого себя.

“Мыслители” - это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не

для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди

чувств и эмоций - которые остро чувствуют, как “трещина мира” (Р. Гейне)

проходит через их сердца, гуманисты и подвижники - отличаются обостренным

чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы

“вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдании.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы

личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить

европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским,

как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В

европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для

японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как

совокупности нескольких “кругов обязанностей” - по отношению к императору,

родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал

личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой

религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к

Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели

личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности

воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех

“благородных” истине и готовность следовать “восьмеричному” пути достижения

просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные

типы личности и пути ее совершенствования

Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно,

что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а

иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно –

выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного

волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а

по слова Гегеля, истинная природа человека “есть свобода, свободная

духовность”.

Вопрос №21 Феномен свободы

Прежде всего уточним термины. Феномен свободы по природе своей весьма

многогранен, а термин “свобода” от частого и разнообразного использования

давно уже стал размытым и неясным. В рамках предлагаемого подхода свобода

понимается как возможность субъекта выбирать и беспрепятственно

реализовывать жизненно важные цели и ценности. Разумеется, это идеальное

состояние, и в действительности речь идет о переходе либо одной степени

социальной несвободы к другой (количественный аспект), либо от одного

смыслового образа несвободы к другому (качественный аспект), либо о том и о

другом одновременно.

В социологическом исследовании феномена свободы можно выделить две

проекции - внутреннюю и внешнюю. В основе рассогласований между ними лежит

прежде всего разный уровень осознания социальными субъектами характера и

степени воздействия на них системы социальных связей, через которые они

включены в общественную жизнь и взаимодействуют с другими социальными

субъектами, организациями и институтами. Не менее важную роль играют доступ

к информации об окружающем мире, ошибки в восприятии и осмыслении и т.д.

В рамках “внутренней проекции” в центре нашего внимания социальный

субъект, который сам оценивает уровень и динамику своей свободы, исходя из

сложившихся у него в данный момент времени жизненных целей (ценностей) и

представлений о возможностях их достижения. Именно эти представления

подразделяют все изменения в социальном пространстве на актуальные и

неактуальные. Стадия осознания индивидом происходящих перемен и своего

места в новой социальной реальности неизбежно становится центральной. Даже

если его представления о динамике возможностей слабо отражают реальное

состояние дел, эта “оторванность от реальности” сама выступает как

реальность.

В рамках “внешней проекции” на первый план выдвигаются действительные

изменения во взаимоотношениях социального субъекта с социальной средой,

независимо от того, осознает он их или нет, актуальны они для него в данный

момент времени или неактуальны. Иными словами, в этом случае мы

абстрагируемся от опыта, вынесенного субъектами из своей жизни и жизни

других, от социальной памяти; от неполноты информации об окружающем мире и

изменениях в нем; от степени осознания перемен в социальной среде, ошибок в

восприятии и др. По существу здесь акцент делается на оценке динамики

свободы индивидов, исходя из изменений во внешней среде, в частности, на

том, какую область потенциальной свободы в принципе дают социальные системы

разных типов или социальная система одного типа на разных этапах ее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты