собой собственное «Я» человека, выступает как бытие, особенность этого
«Я». Духовность - субъективно-индивидуальна.
Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь
человека, его субъективно-идеальный мир.
Сравнительно недавно в отечественной литературе появилось понятие
«духовное производство». Духовное производство - это производство сознания,
осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми
квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:
1. идеи, теории, образы, духовные ценности;
2. духовные общественные связи индивидов;
3. духовность человека.
Структура духовного производства включает в себя научные, эстетические
и религиозные виды освоения действительности.
Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и
являются формами общественного сознания, но они не являются видами
духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не
результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются
изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они
не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание -
результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-
либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему
члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое
существование.
Политика и право также не являются видами духовного производства,
поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу
духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны данные
связи определяется по отношению их либо к материальным, либо к идеальным
объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к
собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые
отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические
отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и
подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.
Наука, искусство, религия занимаются производством идей, образов,
представлений, если так можно выразиться, в «чистом» виде. В каждой из этих
форм общественного сознания реальность представляется в целостной и
специфической форме.
Словосочетание «духовное производство» не должно вводить нас в
заблуждение и вызывать попытку отождествить духовное производство с
материальным. Их различия достаточно очевидны. Различен итог производства -
материальные предметы или духовные объекты. В духовном производстве труд
индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. Наконец, не
следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное
богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим.
Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа
Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение,
отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть
познавательного отношения к миру Познавательное отношение человека к
действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его
отношений к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности
выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Ее решение составляет
вторую сторону основного вопроса философии. Диалектический материализм
последовательно отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли
адекватное вое произведение действительности в познавательной деятельности
человека. Специфика марксистского подхода к проблеме адекватного отражения
заключается при этом в том. что основанием и критерием истинности знания
является предметная практическая деятельность. Принципиальная позиция
диалектического материализма относительно органической связи познания и
практики была сформулирована Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: «Вопрос о
том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не
вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек
истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.
Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от
практики, есть чисто схоластический вопрос»
Всякая практическая деятельность, всякое реальное преобразование
наличие данной природной, социальной действительности и самих людей и
отношений между ними обязательно предполагает работу сознания, наличие
идеальных планов деятельности. Практика, таким образом, всегда опосредована
сознанием, идеальным, находится с ним в органическом единстве. Однако
ведущим звеном этого единства является реальное преобразование
действительности. В процессе такого преобразования, преодоления трудностей
изменяется, совершенствуется, развивается идеальный план деятельности
Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, с
точки зрения марксистской философии может быть научно понято лишь как
основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов
деятельности и образует тот мост между сознанием и действительностью,
знанием и бытием, «наведение» которого всегда было неодолимой трудностью
для различных идеалистических направлений в философии. Понимание знания как
основы идеального плана практически-преобразовательной деятельности
является исходным принципом марксистской теории познания, позволяющим
раскрыть сущность единства познания и действительности.
Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности
обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим
знаниям о пей. В ходе осуществления таких связей уточняются,
пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание,
таким образом, является не продуктом пассивного созерцания
действительности.
Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной
практической деятельности человека.
Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним
дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу
вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет
практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном
этапе развития общества обособляется в специализированное духовное
производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и
др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной
картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.
Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной
жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,
памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,
заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,
несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в
выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого
невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование
этого мира.
Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать
знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,
каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой
возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет
мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время
познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное
развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной
психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и
методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии
знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,
рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и
квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако
сущность познавательного отношения к миру является предметом именно
философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных
мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание
является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято
только в контексте последнего.
Вопрос №28 Чувственная и рациональная ступени познания
Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процесс ее активной
практической деятельности человека.
Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним
дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу
вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет
практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном
этане развития общества обособляется в специализированное духовное
производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и
др.) является научно-теоретическая деятельность, по строение особой научной
картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.
Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной
жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,
памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,
заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,
несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в
выработке адекватного вое произведения действительности, без которого
невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование
этого мира.
Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать
знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,
каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой
возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет
мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время
познание изучается не только философией. Сейчас происходит и интенсивное
развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной
психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и
методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии
знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,
рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32