развития; насколько прочно эта свобода гарантируется, какими социальными
институтами подкрепляется; какие ограничения при этом накладываются на
индивида; какова динамика шансов на преодоление этих ограничений при тех
или иных изменениях социальной системы и т.д.
Как видно, обе проекции имеют не только достоинства, но и недостатки.
Поэтому остаться в рамках одной из них - значит заведомо обречь себя на
неоправданно усеченные решения проблемы свободы в контексте социологии.
Только объединение двух проекций дает новые перспективы для выявления
динамики и “социального распределения” свободы. Следовательно,
стратификационная динамика будет оцениваться, исходя не из некоторого
общего, “единственно правильного” (западного) понимания свободы, а из тех
конкретных смысловых образов свободы, которые сложились у разных социальных
групп и индивидов в данный период в данном обществе. При таком подходе “не
правовая”, “зависимая”, “рабская” свобода, как и другие “неправомерные”
типы свободы могут оказаться объектом нашего анализа в той мере, в какой
они в современных условиях присутствуют в действительности и позволяют
разным социальным субъектам жить так, как они сами хотят.
Вопрос №22 Проблема ценностей. Типы ценностей (гедонизм, эвдемонизм,
аскетизм, утилитаризм)
ГЕДОНИЗМ (от греч. ((((( — наслаждение), этическая позиция,
утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого
поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований.
Стремление к наслаждению в Гедонизме рассматривается как основное движущее
начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его
действия, что делает Гедонизм разновидностью антропологического
натурализма. Как нормативный принцип Гедонизм противоположен аскетизму.
В Др. Греции одним из первых представителей Гедонихма в этике был
основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э.), видевший
высшее благо в достижении чувств, удовольствия. В ином плане идеи Гедонизма
получили развитие у Эпикура и его последователей, где они сближались с
принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось
отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия).
Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем
в этических теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, французике
материалисты 18 в. в борьбе против религии понимания нравственности часто
прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение
принцип Гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего
пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль).
ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. (((((((((( — счастье, блаженство), античный
принцип жизнепонимания, позднее и этике — принцип истолкования и
обоснования морали, счастье (блаженство) является высшей целью человеческой
жизни. Предпосылкой античного Эвдемонизма является сократовская идея
внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее
независимости от внешнего мира. Хотя Эвдемонизм возник одновременно и в
тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу:
счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель),
а результат преодоления стремления к чувств наслаждениям путём
самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему
миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и
превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели.
Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями,
порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы:
счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного
отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как
радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что
зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей
судьбы.
В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы,
в особенности Спиноза, который с исключит, остротой поставил антитезу
разумного познания и чувств, страстей и выдвинул чисто интеллектуальное
понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу»).
АСКЕТИЗМ (от греч. ((((((( — упражняющийся в чём-либо, а также
отшельник, монах), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное
перенесение физической. боли, одиночества и т. п., присущие практике
некоторых философских школ (например, киников) и особенно различных религий
(монашество и т. п.). Целью Аскетизма может быть достижение свободы от
потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим
состояниям, обретение «сверхъестественных способностей» йога), в
христианстве — соучастие в «страданиях» Христа и т. д. Нередкий мотив
Аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного,
неравенства (толстовство и др.). Аскетизм представляет собой одну из
характерных черт ранних крестьянских движений.
УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода):
1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности
служить средством для достижения какой либо цели.
2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и
критерием человеческих поступков.
Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив
умонастроения некоторых слоев английской либеральной буржуазии. Бентам,
основоположник Утилитаризма, считал основой морали полезность, которую он
отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и неисторического
понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том,
чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение
и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для
«наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм
и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд.
лиц
Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил
проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и
страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. С. Милль
попытался сгладить эгоистические моменты этики Утилитаризма. и пришёл в
итоге к эклектическому сочетанию различных принципов.
Вопрос №23 Культура и цивилизация
КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание), специфический способ организации и развития
человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального я
духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных
ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим
себе. В понятии Культура фиксируется как общее отличие человеческой
жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качеств. своеобразие
исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах
обществ, развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических
формаций, этнических и национальных общностей (напр., античная Культура,
социалистическая Культура). Культура характеризует также особенности
поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах обществ,
жизни. В Культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отд.
индивида (личная Культура)
Первоначально понятие Культура подразумевало целенаправленное
воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание
и обучение самого человека. Хотя само слово «Культура» вошло в обиход
европейской социальной мысли лишь со 2-й пол. 18 в., более или менее
сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской
истории и за её пределами Эллиы видели в «пайдейе», т. е. «воспитанности»,
главное своё отличие от «некультурных» варваров. В поздне-римскую эпоху,
наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова «Культура»,
зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений,
позитивно оценивавший гор. уклад социальной жизни и более близкий к
возникшему позднее понятию цивилизации. Слово «Культура» стало
ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху Возрождения под
совершенством Культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу
человека, а в дальнейшем — идеалу просветителей.
Для буржуазной философии характерно отождествление Культуры с формами
духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно
проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственным
форм правления. Так, французские просветители 18 в. (Вольтер, Тюрго,
Кондорсе) сводили содержание культу процесса к развитию человеческого
«разума». «Культурность», «цивилизованность» нации или страны (в
противоположность «дикости» и «варварству» первобытных народов) состоит в
«разумности» их общественных порядков и политических учреждений и
измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель
Культуры, соответствующая высшему назначению «разума»,— сделать всех людей
счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей
«естественной» природы.
Вместе с тем уже в рамках Просвещения возникала «критика» Культуры и
цивилизации (Руссо), противопоставляющая испорченности и моральной
развращённости «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов,
находившихся на патриархальной ступени развития. Эта критика была
воспринята немецкой классической философией, придавшей ей характер
общетеоретического осмысления противоречий и коллизий буржуазной
цивилизации. Выход из этой ситуации немецкие философы искали в сфере
«духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер, романтизм) или
философского (Гегель) сознания, которые и выдаются ими за область подлинно
культурного существования и развития человека. Культура с этой точки зрения
предстаёт как область духовной свободы человека, лежащая за пределами его
природного и социального существования. Немецкому философско-историческому
сознанию свойственно признание множества своеобразных типов и форм развития
Культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и
образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества.
Так, Гердер рассматривает Культуру, как прогрессивное раскрытие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32