Набор ответов для экзаменов по философии

мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная

борьба между теологией и наукой.

В эпоху средневековья теология постепенно завоевала положение верховной

инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие

проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, о

смысле и высших ценностях жизни и т. п. В сфере же зарождавшейся науки

оставались проблемы более частного и «земного» порядка.

Коперниковским переворотом, начавшимся четыре с половиной столетия

назад. Наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять

формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе

проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности

человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки

выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и

устремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему

Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов,

утверждавшихся теологией, но и согласиться с представлениями, которые резко

противоречили обыденному мировосприятию.

Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие

драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея,

идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о происхождении видов,

прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной

мировоззренченской значимости, касающихся структуры материи и строения

Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д.

Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы

на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого

научные представления не могли превратиться в составную часть культуры

общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления

культурно-мировоззренческих функций науки занятия наукой постепенно

становились в глазах общества самостоятельной и вполне достойной,

респектабельной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило

формирование науки как социального института в структуре общества.

Что касается функций науки как непосредственной производительной силы,

то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее

очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать

беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического

прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и

во всех сферах деятельности человека. Однако при историческом рассмотрении

картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в

непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и

проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез

науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько

перспективой.

В период становления науки как социального института вызревали

материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался

необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался

соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было

изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила

односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития

техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало

новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой, с

термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности —

промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в

недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что сама

практика, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться

на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их. Вплоть

до середины XIX века случаи, когда результаты науки находили практическое

применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и

рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило

практическое использование результатов научных исследований.

Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая

основа слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное

развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые

начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного

совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого

резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее

решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь,

как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась

подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал

революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную

силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического

использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как

прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической

информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы возникают и в

других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это

влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Если говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощный

импульс для своего развития, поскольку «применение науки к

непосредственному производству само становится для нее одним из

определяющих и побуждающих моментов». Со своей стороны, практика все более

явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой.

Для современного производства, да и не только для него, все более широкое

применение научного знания выступает как обязательное условие самого

существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое

время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более

отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и

в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы

социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно

многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки

используются для разработки масштабных планов и программ социального и

экономического развития. При составлении каждой такой программы,

определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений

и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как

носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно

также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их

разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных,

естественных и технических наук.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных

проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую

проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет

одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как

истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды,

почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не

безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.

Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто

стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы

надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности,

политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей.

Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и

параметров экологических опасностей.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для

решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин

возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения,

первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения,

выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения — все

это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции

социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на

общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое

развитие, социальное управление и те социальные институты, которые

участвуют в формировании мировоззрения.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус

в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями

общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей

научного познания и его соотношения с другими формами познавательной

деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема,

будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую

практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой

предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами.

Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях

развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует

анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными

феноменами духовной и материальной культуры.

Вопрос №32 Этика науки. Проблема социальной ответственности ученого

В науке, как и в любой области человеческой деятельности,

взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них

подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что

допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым

для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе

развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического

отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на

каждом этапе истории.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых,

общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не

укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной

деятельности. Скажем, как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат,

когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты