угрозой Персии. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал
солнечное затмение в Греции – 585 г. до н. э. Изобрёл некоторые
астрономические приборы.
Первым сформулировал вопрос: «что есть всё», «что является
первоосновой». Всё произошло из некоего влажного первовещества или воды.
(Фалес – монист, т. к. принимал за основу всего сущего одно начало). Земля
- плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из
неё вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Примеры -
магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи – они имеют душу.
Всё знание надо сводить к одной основе – чувственной видимости.
АНАКСИМАНДР. Первоисточник – это некое первовещесто апейрон из
которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало
всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Всё
обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры
возникают и разрушаются. Чувственный мир является лишь проявлением
реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного
наблюдения.
АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество – воздух.
Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух –
это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом.
Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.
Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир
объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил.
Гилозоизм - любое математическое тело обладает душой; пантеизм – бог =
природа. В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а
физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская
философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического
знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в
непрерывном движении и изменении.
В V в. до н. э. Милет утратил самостоятельность (во власти Персов) и
развитие философии здесь прекратилось.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э. При
тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон, где основал
политический и религиозный союз представляющий интересы аристократии. Сам
ничего не писал. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной
жизни порядок – власть аристократов.
Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное
первоначало, а числа, котоорые образуют космический порядок – прообраз
общественного порядка. Познать мир – значит познать управляющие им числа.
Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям - гармония
сфер.
Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные
существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) –
это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений.
Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа
образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его
противоречивых сторон. Четверка – образ четырех элементов природы. Мысль о
том, что всё в природе подчинено определённым численным соотношениям,
благодаря абсолютности чисел приводила Пифагорейцев к идеалистическому
утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.
Все вещи состоят из противоположностей: чётное – нечётное, предел –
беспредельное, единство – множество, правое – левое, мужское – женское.
Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от
Гераклита). Особое значение – предел и беспредельное. Предел - огонь,
беспредельное – воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из
взаимодействия огня и воздуха.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало
всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является
живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя
мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является
огненным дыханием – основанием жизни. Гераклит является основоположником
гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное
познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира,
находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны
обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины
чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат
сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к.
является источником создания мира. Противоположности соединяются, и
устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё
течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается
благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос
рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и
изменении.
Вопрос №5 Классическая древнегреческая философия (Сократ, Платон,
Аристотель)
Предпосылки возникновения древнегреческой философии
Древняя Греция представляла конгломерат городов - государств (полисов),
расположенных по побережью Средиземноморья, Балканского полуострова,
западном побережье Малой Азии. Общественно-экономическая жизнь полисов
характеризовалась развитыми формами отношений между социальными группами,
классами, партиями, городами, развитием демократических институтов,
обширными торговыми связями, взаимодействием различных культур
Средиземноморья. Все это во многом способствовало расцвету искусства и
культуры Древней Греции. Духовный мир представлен развитыми системами
мифологических представлений и религиозных верований, которые в
классической форме выступают в поэмах «Илиада», «Одиссея» Гомера,
«Теогония» Гесиода, некоторых более поздних литературных памятниках.
Создается величественная картина рождения мира. В качестве первоначала
выступает Хаос — изначальное, бесформенное состояние Вселенной. Затем из
Хаоса рождаются Земля — Гея, Небо — Уран, вечный мрак — Эреб, темная ночь —
Нюкта, вечный свет — Эфир, радостный светлый День — Гемера, мрачный Тартар
— ужасная бездна, полная вечной тьмы, прекрасный Эрос и т.д. Всего
существовало шесть поколений богов. Начиная с пятого пантеон богов
олицетворяется Зевсом-Громовержцем, который является их отцом /См. Мифы
древнего мира/ Сост. М.Б.Бурдыкина. СПб.: «Каравелла», 1995/.
Мифологическое мировоззрение древних греков при всем своем своеобразии и
уникальности, тем не менее, по мнению ученых-исследователей обнаруживает
определенные аналогии и сходства с мифами Египта, Индии, Вавилона и других.
Основной тенденцией в развитии мифологии в предфилософское время становится
утрата богами антропоморфных черт и превращения их в безличные начала мира,
например, Зевс — в огонь, Кронос — во всеобъемлющее время. Подобная
переработка мифа свидетельствовала о сложных, противоречивых, внутренних
процессах мыслительной деятельности, внутри которых постепенно складывались
условия для возникновения совершенно нового, принципиально отличного
мировоззрения — философского.
В возникновении теоретического мышления не последняя роль принадлежала
и субъективным качествам национального характера греков: активная
любознательность, восприимчивость к культурам других народов; интерес,
вызываемый потребностями все более расширяющейся практики, к природным и
социальным явлениям; физические, астрономические, математические знания,
накопленные в других странах, не просто усваивались греками, а определенным
образом преобразовывались. В Египте и Вавилоне положительные знания
возникали на базе практики и не имели должного логического и теоретического
обоснования, и существовали в виде тезисов. В Греции же эти элементарные
знания в области математики, астрономии превращаются в доказываемые
теоремы. Так, например, египтяне владели системой математических расчетов,
которые они использовали при межевании полей. Они знали, что у
прямоугольного треугольника, катеты которого равны 3 и 4, а гипотенуза 5,
квадраты катетов имеют общую площадь, равную квадрату гипотенузы. Эти
знания были получены в результате практики, в результате многократного
повторения схожих ситуаций. Но греки это частное правило превратили в
теорему и доказали, что это положение верно для любого прямоугольного
треугольника — «Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы». Они
впервые доказали, что правила, тезисы, вытекающие из практической
деятельности, являются естественными законами, и сама необходимость делает
их тем, что они есть. Преобразования знаний приводят к появлению научного
инструментария, приемов и методов теоретического рассмотрения.
Греческое мышление с полным правом можно назвать теоретическим. Оно
носило созерцательный характер и было лишено эксперимента как критерия
истины. Хотя возникновение теоретического мышления было вызвано
потребностями практики, но древние мыслители не рассматривали проблему
соответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам. В этом
подходе проявляется особый характер общественного разделения труда:
физический труд, практическая деятельность, связанная с повседневной
деятельностью — удел рабов, умственный труд — право и привилегия, признак
свободного человека.
Поэтому отсутствие экспериментальной проверки истинности знания
является причиной необычного многообразия различных школ и направлений, где
проявляются различные тенденции, возможности становления и развития
теоретического знания. Поэтому древнегреческая философия становится
подлинной школой мышления, интеллектуального становления для последующих
эпох. Рабский труд не стимулировал развитие техники, средств производства в
целом и основанного на них эксперимента как формы научного познания.
Поэтому в основе научной деятельности лежали не наблюдения, проверяемые
экспериментально, а гипотеза. Одно и тоже явление гипотетически имело
множество значений.
Отличительным признаком зарождающейся древнегреческой философии
становится космоцентризм. Космос (греч. Kosmos — строй, порядок, украшение,
Вселенная) — огромное, шарообразное, гармоничное во всех своих частях,
живое одушевленное тело. Предельное обобщение всего видимого и мыслимого,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32