Набор ответов для экзаменов по философии

угрозой Персии. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал

солнечное затмение в Греции – 585 г. до н. э. Изобрёл некоторые

астрономические приборы.

Первым сформулировал вопрос: «что есть всё», «что является

первоосновой». Всё произошло из некоего влажного первовещества или воды.

(Фалес – монист, т. к. принимал за основу всего сущего одно начало). Земля

- плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из

неё вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Примеры -

магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи – они имеют душу.

Всё знание надо сводить к одной основе – чувственной видимости.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник – это некое первовещесто апейрон из

которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало

всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Всё

обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры

возникают и разрушаются. Чувственный мир является лишь проявлением

реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного

наблюдения.

АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество – воздух.

Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух –

это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – диск, поддерживаемый воздухом.

Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.

Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир

объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил.

Гилозоизм - любое математическое тело обладает душой; пантеизм – бог =

природа. В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а

физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская

философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического

знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в

непрерывном движении и изменении.

В V в. до н. э. Милет утратил самостоятельность (во власти Персов) и

развитие философии здесь прекратилось.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э. При

тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон, где основал

политический и религиозный союз представляющий интересы аристократии. Сам

ничего не писал. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной

жизни порядок – власть аристократов.

Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное

первоначало, а числа, котоорые образуют космический порядок – прообраз

общественного порядка. Познать мир – значит познать управляющие им числа.

Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям - гармония

сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные

существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) –

это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений.

Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа

образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его

противоречивых сторон. Четверка – образ четырех элементов природы. Мысль о

том, что всё в природе подчинено определённым численным соотношениям,

благодаря абсолютности чисел приводила Пифагорейцев к идеалистическому

утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.

Все вещи состоят из противоположностей: чётное – нечётное, предел –

беспредельное, единство – множество, правое – левое, мужское – женское.

Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от

Гераклита). Особое значение – предел и беспредельное. Предел - огонь,

беспредельное – воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из

взаимодействия огня и воздуха.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало

всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является

живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя

мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является

огненным дыханием – основанием жизни. Гераклит является основоположником

гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное

познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира,

находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны

обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины

чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат

сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к.

является источником создания мира. Противоположности соединяются, и

устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё

течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается

благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос

рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и

изменении.

Вопрос №5 Классическая древнегреческая философия (Сократ, Платон,

Аристотель)

Предпосылки возникновения древнегреческой философии

Древняя Греция представляла конгломерат городов - государств (полисов),

расположенных по побережью Средиземноморья, Балканского полуострова,

западном побережье Малой Азии. Общественно-экономическая жизнь полисов

характеризовалась развитыми формами отношений между социальными группами,

классами, партиями, городами, развитием демократических институтов,

обширными торговыми связями, взаимодействием различных культур

Средиземноморья. Все это во многом способствовало расцвету искусства и

культуры Древней Греции. Духовный мир представлен развитыми системами

мифологических представлений и религиозных верований, которые в

классической форме выступают в поэмах «Илиада», «Одиссея» Гомера,

«Теогония» Гесиода, некоторых более поздних литературных памятниках.

Создается величественная картина рождения мира. В качестве первоначала

выступает Хаос — изначальное, бесформенное состояние Вселенной. Затем из

Хаоса рождаются Земля — Гея, Небо — Уран, вечный мрак — Эреб, темная ночь —

Нюкта, вечный свет — Эфир, радостный светлый День — Гемера, мрачный Тартар

— ужасная бездна, полная вечной тьмы, прекрасный Эрос и т.д. Всего

существовало шесть поколений богов. Начиная с пятого пантеон богов

олицетворяется Зевсом-Громовержцем, который является их отцом /См. Мифы

древнего мира/ Сост. М.Б.Бурдыкина. СПб.: «Каравелла», 1995/.

Мифологическое мировоззрение древних греков при всем своем своеобразии и

уникальности, тем не менее, по мнению ученых-исследователей обнаруживает

определенные аналогии и сходства с мифами Египта, Индии, Вавилона и других.

Основной тенденцией в развитии мифологии в предфилософское время становится

утрата богами антропоморфных черт и превращения их в безличные начала мира,

например, Зевс — в огонь, Кронос — во всеобъемлющее время. Подобная

переработка мифа свидетельствовала о сложных, противоречивых, внутренних

процессах мыслительной деятельности, внутри которых постепенно складывались

условия для возникновения совершенно нового, принципиально отличного

мировоззрения — философского.

В возникновении теоретического мышления не последняя роль принадлежала

и субъективным качествам национального характера греков: активная

любознательность, восприимчивость к культурам других народов; интерес,

вызываемый потребностями все более расширяющейся практики, к природным и

социальным явлениям; физические, астрономические, математические знания,

накопленные в других странах, не просто усваивались греками, а определенным

образом преобразовывались. В Египте и Вавилоне положительные знания

возникали на базе практики и не имели должного логического и теоретического

обоснования, и существовали в виде тезисов. В Греции же эти элементарные

знания в области математики, астрономии превращаются в доказываемые

теоремы. Так, например, египтяне владели системой математических расчетов,

которые они использовали при межевании полей. Они знали, что у

прямоугольного треугольника, катеты которого равны 3 и 4, а гипотенуза 5,

квадраты катетов имеют общую площадь, равную квадрату гипотенузы. Эти

знания были получены в результате практики, в результате многократного

повторения схожих ситуаций. Но греки это частное правило превратили в

теорему и доказали, что это положение верно для любого прямоугольного

треугольника — «Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы». Они

впервые доказали, что правила, тезисы, вытекающие из практической

деятельности, являются естественными законами, и сама необходимость делает

их тем, что они есть. Преобразования знаний приводят к появлению научного

инструментария, приемов и методов теоретического рассмотрения.

Греческое мышление с полным правом можно назвать теоретическим. Оно

носило созерцательный характер и было лишено эксперимента как критерия

истины. Хотя возникновение теоретического мышления было вызвано

потребностями практики, но древние мыслители не рассматривали проблему

соответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам. В этом

подходе проявляется особый характер общественного разделения труда:

физический труд, практическая деятельность, связанная с повседневной

деятельностью — удел рабов, умственный труд — право и привилегия, признак

свободного человека.

Поэтому отсутствие экспериментальной проверки истинности знания

является причиной необычного многообразия различных школ и направлений, где

проявляются различные тенденции, возможности становления и развития

теоретического знания. Поэтому древнегреческая философия становится

подлинной школой мышления, интеллектуального становления для последующих

эпох. Рабский труд не стимулировал развитие техники, средств производства в

целом и основанного на них эксперимента как формы научного познания.

Поэтому в основе научной деятельности лежали не наблюдения, проверяемые

экспериментально, а гипотеза. Одно и тоже явление гипотетически имело

множество значений.

Отличительным признаком зарождающейся древнегреческой философии

становится космоцентризм. Космос (греч. Kosmos — строй, порядок, украшение,

Вселенная) — огромное, шарообразное, гармоничное во всех своих частях,

живое одушевленное тело. Предельное обобщение всего видимого и мыслимого,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты