Набор ответов для экзаменов по философии

за свои; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных

эксперимента.

Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты

специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них

является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно,

например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл

которого в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со

своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными

привходящими обстоятельствами. История науки, да и история человечества с

благодарностью чтит имена подвижников (таких, как Джордано Бруно), которые

не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже

самой смерти. За примерами, впрочем, не обязательно углубляться в далекую

историю. Достаточно вспомнить слова советского биолога Н. И. Вавилова: «Мы

на крест пойдем, а от своих убеждений, но откажемся», оправдавшего эти

слова собственной трагической судьбой...

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же

оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это

обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не

требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным

знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или

иначе — логически, экспериментально и пр. — обоснованным. Ответственность

за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может

переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим

требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его

области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на

какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом

фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в

публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью

которых он обосновывает полученные им результаты; при этом, он обязан дать

исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его

результатов.

Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и

кодексов — как правило, они передаются молодым исследователям от их

учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и

анализа этих норм, предпринимаемые главным образом в философии и социологии

науки.

В качестве примера можно привести исследование английского социолога

науки Р. Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех

основополагающих ценностей. Первая из них универсализм — убеждение в том,

что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что

истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста,

пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.

Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты

маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике,

чем результаты его молодого коллеги. Вторая ценность — общность, смысл

которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим

достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им.

Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой

приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его

открытым для дальнейшего использования всеми коллегами. Третья ценность —

бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является

поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы,

получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны

рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель,

во имя которой проводятся исследования. Четвертая ценность — организованный

скептицизм: .каждый ученый несет ответственность за оценку

доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама

оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей

работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не

освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность

используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо

доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. В

научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали

предшественники (еще Ньютон говорил, что достигнутое им стало возможно лишь

постольку, поскольку он стоял «на плечах гигантов»), так и критическое

отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только мужественно

и настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему

средства логической и эмпирической аргументации, но и обладать мужеством

отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.

Предпринятый Р. Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно

подвергался уточнениям, исправлениям и даже резкой критике в специальной

литературе. При этом выяснилось, что наличие такого рода норм (пусть не

именно этих, но в чем-то сходных с ними) очень важно для существования и

развития науки, для самоорганизации научной деятельности. Безусловно,

нередки случаи нарушения этих норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует

рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. Следствием этого

может стать полное игнорирование его научных результатов другими

исследователями, так что он по сути дела окажется вне науки. А между тем

признание коллег является для ученого высшей наградой, более значимой, как

правило, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности

в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь

тогда, когда признана, и результаты ее используются коллегами для получения

новых знаний.

Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вызывать

серьезные трудности в развитии той или иной области знания, в общем, все же

чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в

целом. Однако когда такие нарушения приобретают массовый характер, под

угрозой оказывается уже сама наука. Сообщество ученых прямо заинтересовано

в сохранении климата доверия, поскольку без этого было бы невозможно

дальнейшее развитие научных знаний, то есть прогресс науки.

Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых:

процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных

результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные

точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы,

касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества,

сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов

часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Ответственность ученого

При всей своей современности и актуальности проблема социальной

ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. На протяжении

веков, со времени зарождения научного познания, вера в силу разума

сопровождалась сомнением: как будут использованы его творения? Является ли

знание силой, служащей человеку, и не обернется ли оно против него? Широко

известны слова библейского проповедника Екклезиаста: «...во многой мудрости

много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

Вопросом о соотношении истины и добра задавалась и античная философия.

Уже Сократ исследовал связь между знанием и добродетелью, и с тех пор этот

вопрос стал одним из вечных вопросов философии, предстающим в самых разных

обличьях. Сократ учил, что по природе своей человек стремится к лучшему, а

если творит зло, то лишь по неведению, тогда, когда не знает, в чем состоит

истинная добродетель. Тем самым познание оказывалось, с одной стороны,

необходимым условием благой, доброй жизни, а с другой — одной из главных ее

составных частей. Вплоть до нашего времени такая высокая оценка познания,

впервые обоснованная Сократом, оставалась и остается в числе

основоположений, на которые опирается европейская культура. Сколь бы ни

были влиятельны в разные времена истории силы невежества и суеверия,

восходящая к Сократу традиция, утверждавшая достоинство и суверенность

разума и этически оправдывавшая познание, была продолжена.

Это не значит, впрочем, что сократовское решение вопроса не

подвергалось сомнению. Так, уже в новое время, в XVIII веке, Ж. Ж. Руссо

выступает с утверждением о том, что развитие науки ни в коей мере не

способствует нравственному прогрессу человечества. С особым трагизмом тема

соотношения истины и добра прозвучала у А. С. Пушкина, заставившего нас

размышлять о том, совместимы ли гений и злодейство...

Таковы лишь некоторые крупицы исторического опыта человеческой мысли,

который так необходим сегодня, когда столь остро встали проблемы

неоднозначности, а порой и опасности социальных последствий научно-

технического прогресса.

Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно

обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-

этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия,

биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека; все они

довольно близко соприкасаются между собой. Именно развитие генной инженерии

привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие

ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд

исследований, потенциально опасных не только для человека, по и для других

форм жизни на нашей планете.

Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной

генетике. Перед учеными открылись перспективы направленного воздействия на

наследственность организмов, вплоть до инженерного конструирования

организмов с заранее заданными свойствами. Начались обсуждение и даже

поиски возможностей практического осуществления таких процессов и процедур,

как получение в неограниченных количествах ранее труднодоступных

медикаментов (включая инсулин, человеческий гормон роста, многие

антибиотики и пр.); придание сельскохозяйственным растениям свойств

устойчивости к болезням, паразитам, морозам и засухам, а также способности

усваивать азот прямо из воздуха, что позволило бы отказаться от

производства и применения дорогостоящих азотных удобрений; избавление людей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты