внутри которой сознание является специфическим условием, средством,
предпосылкой вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте
человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее
необходимым условием. Т. о. вторичность человеческого сознания по отношению
к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к
системе, вторичность условия и предпосылки по отношению к целостной
структуре деятельности.
Социальная обусловленность сознания, его генезис (эволюция форм
отражения).
Представляя собой свойство высокоорганизованной материи - мозга,
сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного
мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане - как идеальное в
противоположность материальному и в единстве с ним. При социологическом
подходе сознание рассматривается прежде всего как отображение в духовной
жизни людей интересов и представлений различных социальных групп, классов,
наций, общества в целом. Будучи отображением материального бытия, сознание
выступает в различных относительно самостоятельных формах. Возникает
необходимость проследить генетические истоки сознания в формах организации
материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции. Важнейшей
предпосылкой такого подхода является анализ отражения как такой формы
материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и
сознание. Это материальное взаимодействие предполагает формирование
соответствующих телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы
психики и сознания - НС и мозга. Определяющим фактором в развитии этих
телесных органов отражения и сознания является характер взаимоотношений
носителей соответствующих форм отражения с окружающей средой. Человек
сознает при помощи мозга, но сознание - не функция самого по себе мозга, а
функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно
развитого человека с миром. Эту специфику марксистко-ленинская философия
усматривает в практически-преобразовательной деятельности людей,
организованных в определенные сообщества. Сознание выступает как особая
форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей
действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают
и развиваются на основе практическо-преобразовательной деятельности. Оно не
только отражает, но и творит мир.
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает
и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и
общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие
представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской
составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это
содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-
производственной практики, разделение труда приводит к обособлению сферы
производства сознания и дифференциации его форм.
Сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для
анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их
единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его
взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.
Вопрос №26 Общественное сознание и его структура
Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной
философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно.
Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику
духовной сферы жизни общества. Известный русский философ Н.А. Бердяев
подобное положение объяснил следующим образом: «В стихии большевистской
революции и в ее созданиях еще больше, чем в разрушениях, я очень скоро
почувствовал опасность, которой подвергается духовная культура. Революция
не щадила творцов духовной культуры, относилась подозрительно и враждебно к
духовным ценностям. Любопытно, что когда нужно было зарегистрировать
Всероссийский союз писателей, то не оказалось такой отрасли труда, к
которой можно было бы причислить труд писателя. Союз писателей был
зарегистрирован по категории типографских рабочих... Миросозерцание, под
символикой, которой протекала революция, не только не признавало
существование духа и духовной активности, но и рассматривало дух как
препятствие для осуществления коммунистического строя, как контрреволюция.»
(Бердяев Н.А. Самопознание. М.,1991. С.236-237.).
Поэтому на протяжении почти трех четвертей века отечественная философия
была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры
развитого социализма и т.п. и не изучала проблемы реальных духовных
процессов, протекавших в обществе.
Что же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь
общества?
Одной из заслуг К. Маркса является выделение им из «бытия вообще»
общественного бытия, а из «сознания вообще» - общественного сознания -
одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на
человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и
других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.
Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём
выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный
аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим,
поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в
объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее
структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное
сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная
психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует
подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а
только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь
пойдет ниже.
Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю
или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания -
индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального
сознания является отдельный человек, носителем группового сознания -
социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа
людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового
сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца,
постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем
массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что
правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим,
что толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом,
собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает
непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность,
например, на митинге, демонстрации и т.п.
Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных
духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство
индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы -
нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое,
философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное
структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного
сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.
Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание
уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм,
идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению
существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию
идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных,
эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические
отношения общества с позиций определенного общественного класса.
Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно
понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная
реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную,
присущую каждому человеку.
Традиция изучения «духа» была заложена еще Платоном, который и самою
философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у
Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального.
Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона,
шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие
проблемы:
. какова структура духовной жизни общества,
. каковы основные аспекты духовности,
. что такое духовное производство.
Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-
экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным
образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес,
духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает
духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические,
правовые и т.д.
Выделим основные аспекты духовности.
1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна.
Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные
стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты,
осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и
внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты,
уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя
все эти грани жизни человека.
2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом
характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется
(присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных,
материально-предметных или пространственно-временных характеристик
бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык,
категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая
духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя
идеальными формами.
3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя,
интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека,
развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени.
Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32