Набор ответов для экзаменов по философии

взгляды этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским. Н. Коперник

(1473 - 1543) известен произведенной им революцией в астрономии —

утверждением системы гелиоцентризма. М. Монтенъ (1533 - 1592), автор

знаменитых “Опытов”, доказывал, что человеческое мышление необходимо

постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных

закономерностей природы, которым подчинены жизнь и деятельность людей. Его

скептицизм — символ неуспокоенности его ума, его постоянных творческих

исканий. Дж. Бруно (1548 - 1600) также считал целью философского познания

не бога, а природу и при этом высказывал идеи о бесконечности природы и

бесконечном множестве миров Вселенной. Он представитель пантеизма, и ему не

чужда диалектическая идея о совпадении противоположностей. Г. Галилей (1564

- 1642) -один из основателей экспериментально теоретического

естествознания, заложивший основы классической механики. В познании, идя от

чувственного восприятия явлений природы к их теоретическому пониманию,

необходимо, полагал он, использовать два метода: анализ и следующий за ним

синтез. Достоверное знание предстает как единство синтетического и

аналитического, чувственного и абстрактного.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Природа трактуется пантеистически. Христианский бог здесь как бы утрачивает

свой внеприродный характер: он как бы сливается с природой, а последняя

обожествляется и приобретает черты, которые не были ей свойственны в такой

мере в античности. Подобно тому, как всем в теле управляет душа, точно так

же и в каждой части природы находится некое одушевленное начало – архей, а

потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей, войти

в магический контакт с ним и научиться управлять им (Парацельс). Такое

магическо-алхимическое понимание природы характерно для 15-16 веков. Не

случайно натурфилософы возрождения критиковали античную науку, и прежде

всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рациональной и

приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента.

Телезио и др. философы считал, что после сотворения богом мира мир

существует по своим собственным законам, без вмешательства бога.

Один из характерных представителей ранней ренессанской философии был

кардинал Николай Кузанский. Он ориентировался на традицию неоплатонизма.

Философская проблематика его работ, центральная из которых – «Ученое

незнание» – вопросы отношения мира и Бога, вопросы познания. Кузанский

стоял на пантеистических позициях, сближая Бога как бесконечное существо,

абсолют, с конечным миром. Если Бог – это макрокосмос, то человек –

микрокосмос, подобие Божие, он не только часть целого, но и новое целое в

целом, индивидуальность. Человек соединяет в себе как земное, так и

божественное. Человек, как считал Кузанский, вполне способен познавать

природу, и это осуществляется посредством чувств, воображения, рассудка и

разума. Чувственное познание – начальная стадия, упорядочивается рассудком.

Разум от связи с чувствами свободен. Разум – высшая теоретическая

способность человеческого сознания, которая направлена на выявление и

прояснение противоположностей. Кузанский высказал идею о том, что все вещи

состоят из противоположностей, противоположности совпадают. Ярким примером

этого выступает Бог, т.к. он везде, т.е. Бог – это Все, а с другой стороны

Бог нигде, значит, он -Ничто. Человек тоже есть синтез противоречий – он

конечен как существо телесное, но бесконечен как духовное. Для истины

заблуждение требуется, как для света – тень. Познание подлинных сущностей,

стало быть, невозможно, но более или менее точные представления получить

можно. Даже самое глубокое знание не ликвидирует незнания (знает лишь тот,

кто осознает свое незнание) – процесс познания осуществляется по пути,

приближающему нас к недостижимому абсолюту – Бог остается непознаваемым.

Все это в совокупности изменило взгляды людей на мир и па положение в

нем человека, наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей

науки и философии. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей

античной философии. Та же обращенность к человеку, те же стихийно-

материалистические тенденции возродились на новой историко-культурной

почве, обогащенной влиянием средневековой арабской культуры, становлением и

укреплением наряду с монастырскими школами университетской науки, а также

под влиянием потребностей общественно-исторической практики, дав мощный

импульс развитию естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного

естествознания нового времени.

Вопрос №8 Философия XVII века и научная революция.

Развитие опытного знания требовало замены схоластического метода

мышления новым, непосредственно обращенным к реальному миру. В иной

атмосфере возрождались и развивались принципы материализма и элементы

диалектики. Растущие знания о природе подтверждали истинность материализма

и опровергали исходные положения идеализма. Однако материализм того времени

был механистическим и метафизическим. Поскольку другие науки, например

химия и биология, находились еще в зародышевом состоянии, то естественно,

что точка зрения наиболее разработанных в то время наук — механики и

математики — казалась всеобщей. В механике видели мыслители ключ к тайнам

всего мироздания. Применение механического метода вызвало поразительный

прогресс в познании физического мира. Представление о механической

обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий

Ньютона, в воззрениях которого механическая причинность получила глубокое

математическое обоснование. Однако, зная движение, механика не знает

развития. Поэтому метод мышления философов и был тогда по преимуществу

метафизическим.

Английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626) — родоначальник материализма

нового времени. Он считал, что философия должна носить, прежде всего,

практический характер — там, где она остается умозрительной (схоластичной),

она неистинна. Схоластик, говорил Бэкон, плетет какую-нибудь научную ткань,

бесспорно удивительную по тонкости нити и по тонкости работы, но совершенно

пустую и ни на что непригодную. Именно он возжег факел новой науки —

методологию экспериментального естествознания, которую он утверждал как

залог будущего могущества человека, его господства над природой. А

господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам. Выводы

науки должны основываться на фактах и от них идти к широким обобщениям.

Экспериментальному знанию соответствовал введенный Бэконом индуктивный

метод, состоящий из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Но опыт

может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от

ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что

человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры»

заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания,

вкусов, привычек отдельных людей; «призраки рынка» — это привычки

пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без

критического к ним отношения; «призраки театра» связаны со слепой верой в

авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты — таков был принцип науки

нового времени, взявшей в качестве девиза изречение Горация: «Я не обязан

клясться ничьими словами, кто бы он ни был». Истинную связь вещей Бэкон

видел в определении естественной причинности. Однако обращает на себя

внимание «теологическая непоследовательность» Бэкона, который, провозглашая

материалистические принципы, допускал существование бога и в общем

идеалистически толковал закономерности общественной жизни.

В лице английского философа Т. Гоббса (1588 - 1679) материализм Бэкона

нашел своего защитника и продолжателя. Материя, по Гоббсу, вечна, а

отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение

тел в пространстве, то есть как механическое движение, и уподоблял

механизму не только все тела природы, но и человека и общество. В отличие

от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал ее несовместимой с

наукой, хотя в своих взглядах на религию был непоследователен: он оставил

ей место в жизни общества как средству «обуздания масс». Кроме того,

метафизичность материализма Гоббса выразилась, в частности, и в том, что в

своей трактовке движения как результата столкновения двух тел он

практически склонился к теории первотолчка, совершенного богом (деизм).

Считая, что все знания добываются с помощью ощущений, Гоббс тем не менее в

своей гносеологии подчеркивал важное значение разума, особенно его

математических операций.

Если Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного

исследования природы, а Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет

математики, то французский ученый и философ Р. Декарт (1596 - 1650),

напротив, поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой

практической проверки данных интеллекта. Он стремился разработать

универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма,

предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во

многом определяют результаты познания. К числу врожденных идей он относил

большинство оснований математики и логики (например, «две величины, равные

третьей, равны между собой»). Воззрения Декарта на природу носили

механистический характер: Вселенная — это огромный механизм. Она изменчива

и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и

развитию мира дает бог, но впоследствии его развитие определяется

самостоятельной творческой силой материи. Декарт одним из первых

разработал, хотя и на механистической основе, идеи эволюции и провел их

через все области учения о природе — от образования светил и планет до

возникновения растений, животных и человека. Образование звезд и планетных

систем осуществлялось, по Декарту, благодаря вихревому движению материи:

мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до

бесконечности. Здесь Декарт одним из первых вплотную подошел к идее о

материальном единстве универсума. Материя находится в непрерывном

количественном и качественном движении, определяемом универсальными

законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные

— это сложные машины. Человек же, в отличие от животных, обладает разумом и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты