Набор ответов для экзаменов по философии

вещей; Бытие — это общезначимый способ связи наших понятий и суждений,

причём различие между природным и нравственно-свободным Б. заключается в

различии форм законополагания — причинности и цели. Для Фихте подлинным

Бытием является свободная, чистая деятельность абсолютное «Я», материальное

Бытие— продукт осознания и самосознания «Я». У Фихте в качестве предмета

филос. анализа выступает Бытие культуры — духовно-идеальное Бытие,

созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый

дремлющий разум, а подлинное Бытие — в свободе человека, в его духовной

деятельности. В идеалистической системе Гегеля Бытие рассматривается как

первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель

свёл человеческое духовное Бытие к логической мысли. Бытие оказалось у него

крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (Бытие как нечто

абсолютно неопределённое, непосредственное, бескачественное), что

объясняется стремлением вывести Бытие из актов самосознания, из

гносеологического анализа знания и его форм. Подвергнув критике прежнюю

онтологию, пытавшуюся построить учение о Б. до и вне всякого опыта, без

обращения к тому, как мыслится реальность в научном знании, немецкий

классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень Бытия,

как объективно-идеальное Бытие, воплощающееся в различных формах

деятельности субъекта. С этим был связан историзм в понимании Бытия,

характерный для немецкого классического идеализма.

Идеалистическая установка — понять Бытие исходя из анализа сознания

свойственна и буржуазной философии 19 - 20 вв. Однако здесь аналитика

сознания не отождествляется с гносеологическим анализом и предполагает

целостную структуру сознания во всём многообразии его форм и в его единстве

с осознаваемым миром. Так, в философии жизни (Дильтей) Бытие совпадает с

целостностью жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами

(метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках). В

неокантианстве Бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей (т. е.

подлинное Бытие, которое предполагает долженствование). В феноменологии

Гуссерля подчёркивается связь между различными слоями Бытия — между

психическими актами сознания и объективно-идеальным Бытием, миром смыслов.

Учение о Бытие, по Гуссерлю, изучает предметно-содержательные структуры

интенциональных актов сознания, прежде всего восприятия, выявляет связи

между объективно-идеальными смыслами и соответствующими актами сознания.

Шелер не ограничивает сознание, актами созерцания, укореняя его в

эмоциональных переживаниях и оценках. Поэтому учение о Бытия для Шелера

тождественно осмыслению эмоционально-душевных актов и коррелятивных им

ценностей, различных по своему рангу. Для Хайдеггера Бытие дано только в

понимании Бытия. Исходным для него является человеческое существование,

трактуемое как эмоционально-волевое, практически-озабоченное Бытие Учение

Хайдеггера о Бытие представляет собой попытку герменевтического

истолкования человеческого существования во всей полноте его Бытия,

фундамент которого он вначале усматривал в актах речи, а позднее — в языке.

В неопозитивизме радикальная критика прежней онтологии и её

субстанциализма перерастает в отрицание самой проблемы Бытия,

истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Однако характерная для

неопозитивизма деонтологизация философии по существу предполагала

некритическое приятие языка наблюдения в качестве фундаментального уровня

Б. науки.

В марксистской философии, отвергающей различные формы идеализма,

проблема Бытия анализируется в нескольких направлениях. При этом

подчёркивается многоуровневый характер Бытия (органическая и неорганическая

природа, биосфера, общества Бытие, Бытие личности), несводимость одного

уровня к другому (материя и формы её движения — предмет естествознания,

обществ. Бытие — предмет социологических и исторических наук). Марксизм

отстаивает историческую концепцию социального Бытия, видя в нём совокупную

чувственную (прежде всего материальную) деятельность индивидов, социальных

групп и классов. Бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности

людей.

Вопрос №16 Природа и общество

Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле

являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако

общество не существует изначально. История его возникновения не отделима от

истории становления самого человека. Являясь частью природы человек

постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо.

Этот процесс имеет своим началом выделение чел из животного мира, формируя

у него социальных побудит мотивов в поведении. В силу вступает наряду с

естественным и социальный отбор (применительно к сообществам). Выживали те

сообщества которые подчинялись определенным социально значимым требованиям:

сплоченности взаимопомощи. Это социально значимое закреплялось естественным

отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада в

человеческое общество все большую роль играли социальную закономерности на

фоне действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе

труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общей

способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в

котором человек своей собственной деятельностью опосредуется, регулирует и

контролирует обмен веществ между собой и природой. То есть труд - та

главная сила, которая вела к возникновению и формированию собственно

человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без

формирования языка, которая является важнейшим средством осуществления

трудового процесса.

Природная Среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и

история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество

является частью более обширного целого- природы. Чел живет на земле в

пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и

сфера приложении его сил. Географ седа - это та часть природы, которая

составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной, в

процесс общ производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

С самого возникновения человеческого общество изменяло окружающую

природу, и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на

природу обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ

потребностей. При этом происходит расширение рамок географической Среды,

накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного

состояния. Если лишить соврем географическую среду ее свойств, созданных

трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные

природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества.

Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Географическая Среда

оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если

в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках -

разведением цитрусовых. Влияние географической Среды на общество - явление

историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем

больше его зависимость от географической Среды.

Ограничивается ли Среда жизни общества лишь географ средой? Нет.

Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого

- биосфера. В результате длит эволюции, биосфера сложилась как

динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она

развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его

влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется

переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой

сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная

с более глубокими и всесторонними формами преобразованиями воздействия

общества на природу.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человека с

проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения

равновесия системы общество - природа. «Не стоит обольщаться победами над

природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет

правда в первую очередь те последствия, на которую мы рассчитывали, но, во-

вторых, и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, кот

очень часто уничтожают значение первых». «Мы все воюем с природой, а надо

мирно существовать в ней».

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: «чем полнее свобода,

тем выше ответственность».

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного

способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это,

прежде всего, означает, что человек должно осознать себя как единое целое в

своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение

равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг

с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в

решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение

экологических проблем невозможно...

Вопрос №17 Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики

Исторические формы диалектики:

Первоначально термин диалектика раскрывался как «искусство вести

спор». Диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности

складывается диалектический подход к миру

Нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о

развитии и всеобщих связях

Стихийная форма диалектики. Гераклит не мог доказать, что мир находится

в постоянном развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок.

Аристотель понимал метафизику иначе, чем мы. Его основной философский

трактат назывался «метафизика». Однако со времен Гегеля под метафизикой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты