Набор ответов для экзаменов по философии

«пассионарной». Воля понимает, что зло и его источник должен быть наказан,

т. е. должно произойти самонаказание. Орудием являются люди, которые тоже -

порождение Мировой воли. Что люди должны делать? Они должны направлять

присущую им жизненную энергию против этой энергии и ее источника. Люди как

феномены воли должны упразднить то, чем они сами порождены:

1) люди должны через философское познание выяснить стоящую перед ними

задачу;

2) пройти 2 этапа самоуничтожения воли: 1. эстетическое созерцание -

человек должен научиться постигать прекрасное. Постигая мир прекрасного,

человек отрекается от прагматичного. Человек нераздираем внутренними

эгоистическими стремлениями. В искусстве он постигает вечные идеи (по

Платону), которые люди всех эпох и народов познают с одинаковой ясностью.

Т. е. если мы видим расстрел людей, то по Шопенгауэр прекрасное во все

времена прекрасное. Наивная цель искусства - освободить душу от страданий,

которые вызываются страстями, искусство должно утешать, должно нести

человеку душевный мир. По Шопенгауэру, нести людям правду и

страданиях других, болеть за мировое зло. Из всех видов искусства

Шопенгауэр более всего ценил музыку. Если живопись, архитектура, танец -

опосредованное отображение воли, то музыка - чистая ее объективация. 2.

этическая программа - человек должен постепенно уходить от воления.

Шопенгауэр понимает, что жизнь человека осмыслена, т. к. наполнена волей,

человек стремится к чему-либо. Если нет воления, то - скука.

Фейербах говорил, что самоубийца спасается не от жизни, а от тягостей

жизни. Шопенгауэр призывает возвыситься над волением, упразднить волю. Это

можно достигнуть через:

1) аскезу (удовлетворение низменной потребности)

2) человек должен научиться любить не себя; нужно уходить от эгоизма,

воспитывать в себе альтруистические установки.

Если аскетизм - прекращение желания, альтруизм - сострадание ко всем,

кто в нем нгуждается.

Любовь и сострадание есть эгоизм. Все это позволяет говорить о

величайшем гуманизме философии Шопенгауэр говорит, не сравни, кому плохо, а

помоги, кому плохо.

Вопрос №14 Антропологический поворот в философии XX в.

В широком смысле - философское учение о природе (сущности) человека,

который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения; в

узком смысле - течение западноевропейской, преимущественно немецкой,

философии 1-й пол. 20 в.

Как течение немецкой буржуазной мысли Философская антропология возникла

в 20-х гг. в русле происходившего тогда общего для западноевропейской

философии «антропологического поворота» и опиралась на идеи философии жизни

(Дильтей) и феноменологии (Гуссерль).

Шелер, один из родоначальников Философской антропологии, в работе

«Положение человека в космосе» выдвинул задачу создания основополагающей

науки о человеке. Он начертал обширную программу философского познания

человека во всей полноте его бытия, предполагая, что Философская

антропология соединит конкретно-научное изучение различных сфер

человеческого бытия с целостным, философским его постижением. В этой

работе, как и в труде другого теоретика Философской антропологии Плеснера

«Ступени органического и человек», в космологической перспективе

рассматривались некоторые существенные аспекты отношения человека к

животному и растительному миру. Этот органический, биоантропологический

подход к проблеме человека не стал подготовительным этапом последующего,

более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил

горизонт философско-антропологического мышления и был унаследован другими

представителями Ф.а. (Геленом, Ротхаккером, Хенгстенбергом, Ландманом).

Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена Философской

антропологией., несмотря на некоторые ее научные и теоретические

достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отдельные

философско-антропологические теории - биологическую, психологическую,

религиозную, культурную и другие, которые при известной принципиальной

общности обнаружили существенные различия, как в методах исследования, так

и в понимании характера и назначения Философская антропология. У Шелера

человек - не только биологическое, но главным образом духовное существо,

выделяющее способностью к «чистому созерцанию вещей»; у Плеснера

подчеркивается эксцентричная природа утратившего свою самость человека,

«приговоренного» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по

Гелену, человек по причине биологической недостаточности предопределен к

деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры; у

Ротхаккера и Ландмана он - продукт определенного стиля жизни, или

«объективного духа» культуры. Сторонники Философской антропологии в каждом

конкретном случае выбирают какой-нибудь отдельный специфический аспект и

возвышают его до уровня единственного определяющего признака природы

человека, при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в

целом методологические принципы Философской антропологии и вытекающие из

них конкретные теоретические построения страдают существующими пороками.

Остались неосуществленными притязания Философской антропологии на положение

специальной, наряду с другими, дисциплины в составе философии, тем более

основополагающей философской дисциплины, осмысливающей научное знание о

человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ. Оттесненная в

последнее время экзистенциализмом, Философская антропология в 60-70 гг.

влилась в широкое идейное движение, претендующее на теоретическое

осмысление и истолкование современного знания о человеке, на достижение

нового философского понимания природы человека (прагматизм, глубинная

психология, структурализм).

Общефилософские принципы понимания сущности человека, выработанные

марксистко-ленинской философией, служат наиболее перспективным и

достаточным основанием для конкретного философско-антропологического

исследования, для выработки специального философского учения о человеке,

конкретизирующего общефилософские положения о его социальной и предметно-

деятельной сущности, о его месте в природе, роли в развитии общества,

истории, познания. Философы-марксисты отвергают имевшие место попытки

эклектического сочетания марксизма с антропологическим подходом (Сартр), а

также ревизионистские искажения марксизма в духе абстрактного

антропологизма.

Вопрос №15 Бытие как философская проблема

БЫТИЁ, философская категория, обозначающая реальность, существующую

объективно, вне и независимо от сознания человека. Философское понимание

бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса

философии. Диалектический материализм исходит из материалистического

решения основного вопроса философии и вместе с тем, в противовес

метафизическому материализму, не сводит Бытие к предметно-вещественному

миру, вычленяя различные уровни Бытия — материально-предметную реальность,

объективно-идеальное БЫТИЕ. (ценности культуры, общезначимые принципы и

категории научного знания и др.), Бытие. личности.

Первую философскую концепцию Бытия выдвинули досократики, для которых

Бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни

из них рассматривали Б. как неизменное, единое, неподвижное,

самотождественное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся

(Гераклит). Бытие противопоставляется небытию; с другой стороны,

досократики различали Бытие. «по истине» и Бытие «по мнению», идеальную

сущность и реальное существование. Платон противопоставил чувств. Бытие.

чистым идеям — миру истинного Бытие. Опираясь на проводимый им принцип

взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное

противопоставление сфер Бытие (поскольку для него форма — неотъемлемая

характеристика Бытия) и строит учение о различных уровнях Б. (от

чувственного до интеллигибельного). Средневековая христианская философия

противопоставляла «истинное», божеств. Бытие и «неистинное», сотворённое

Бытием, различая при этом действительное Бытие (акт) и возможное Бытие

(потенция), сущность и существование, смысл и символ. Отход от этой позиции

начинается в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ

материального Бытия, природы. Эта трансформация, выражавшая новый тип

отношения человека к природе, обусловленного развитием науки, техники и

материального производства, подготовила концепции Бытия. 17—18 вв. В них

Бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее,

осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка Бытия

как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая

подчинена слепым, автоматически действующим законам (напр., принципу

инерции). В трактовке Бытия исходным становится понятие тела, что связано с

развитием механики — ведущей науки 17—18 вв. В этот период господствуют

натуралистически-объективистские концепции Бытия, в которых природа

рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм,

действующий сам по себе. Для учений о Бытие в новое время был характерен

субстанциальный подход, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый,

неизменный субстрат Бытие, его предельное основание) и её акциденции

(свойства), производные от субстанции. С различными модификациями подобное

понимание Бытия обнаруживается в философских системах 17—18 вв. Для

европейской. философии этого периода Бытие — предметно сущее,

противостоящее и предстоящее знанию; Бытия ограничивается природой, миром

естественных тел, а духовный мир статусом Б. не обладает. Наряду с этой

натуралистической линией, отождествляющей Бытие с физической реальностью и

исключающей сознание из Бытия, в новоевропейской философии формируется иной

способ истолкования Б., при котором последнее определяется на пути

гносеологического анализа сознания и самосознания. Он представлен в

исходном тезисе метафизики Декарта — «мыслю, следовательно, существую», в

трактовке Лейбницем Бытие как отражения деятельности духовных субстанций —

монад, в субъективно-идеалистическом отождествлении Беркли существования и

данности в восприятии. Своё завершение эта интерпретация Бытия нашла в

немецком классическом идеализме. Для Канта Бытие не является свойством

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты