Шпора по философии, кандидатский минимум
|1.Философия. Этапы развития. (с древ.греч.)|24. Истина и оценка. Противоречивый |
|– любовь к мудрости. Ф. это не наука, а |характер их взаимосвязи. |
|отношение чел. к миру. Ф. зародилась в 7-6 |Со времен античности истина есть знание, |
|в. до н.э. в Индии, Китае, Древ. Греции. |соответствующее действительности. Но кроме |
|Принято считать, что впервые слово |соответствия действительности истина |
|философия употребил Пифагор, он жил в 6 в. |включает и другие характеристики: |
|до н.э., когда на смену родоплеменным |доказанность, наличие критерия истины, |
|организациям пришли |включенность в определенную познавательную |
|государственно-классовые отношения, |систему и др. |
|появилась необходимость в мудрецах (Питтак,|Истина – адекватное отражение объективной |
|Фалес). |реальности познающим субъектом, |
|Античная фил-ия – фил. Др. греков и римлян |воспроизводящее познаваемый предмет так, |
|охватывает период с 6 в.до н.э. по 6 н.э. |как он существует вне и независимо от |
|Этапы а.ф.: ранная классика – натуралисты, |сознания. |
|досократики – Парменид, Зенон, Фалес, |Истина имеет субъективную и объект. |
|Анаксимандр, Пифагор, Демокрит и др.; гл. |стороны. субъективность ее означает, что |
|проблемы –«Физис» и «Космос», и его |она находится в человеке, в его сознании и |
|строение; 2-ой этап – сред. Классика |степень ее раскрытия зависит от уровня |
|(Сократ и его школа; софисты, Гипий, Горгий|развития самого человека. Объективна истина|
|и др.) гл. проблема – сущность человека, и |потому, что в ней фиксируется содержание, |
|3-й этап – высокая классика (Платон, |относящееся к субъективным предметам, |
|Аристотель и их школы) гл. проблема – |существующим независимо от сознания. |
|синтез фил. знания, его проблем, методов и |Истина понятие многоплановое. |
|др.; 4- этап – элиинизм (Эпикур, Пиррон, |1. Классическая концепция – важное место |
|стоики раннего периода – Панеций, |отводит такому признаку как объективность. |
|Поссидоний; поздние римские стоики или |Эта концепция не полностью раскрывает суть |
|неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.|истины. К.Маркс – истина это знание |
|гл. проблемы – мораль и свобода чел., |совпадающие с объектом; - объективность |
|проблема познания и т.д. |истины; - практика. По1) – истина д.б. |
|Средневековая европейская христианская фил.|доказана, логически выведена; по2) – мы |
|1-15 вв. Этапы: 1. патристика –гл. |можем прибегать к нормативным истинам, где |
|проблемы-сущности Бога и его |2 не работает; 3) – нельзя применить |
|тройственности, отношение вера и разума, |практику к прошлому, прогнозам. |
|понимание истории как движение к конечной |2. Когерентная теория (связанность) – |
|опредленной цели, свобода воли чел. и |истина состоит не в соответствии знаний |
|возможность спасения его души, проблема |воспроизводимой в них действительности, а в|
|происхождения зла и др.; 2. схоластика – |формальной согласованности и логической |
|гл. проблемы – постижение сущности христ. |непротиворечивости высказываний в рамках |
|учения не только верой, но и с помощью |той или иной системы. Создал Нейрат. |
|науки – философии; 3. фил. Ренессанса |Позитивные моменты: логическая |
|(Возрождение) в Европе 14-16 вв. идеалом |непротиворечивость, принцип соответствия |
|знания становится не религиозное, а |научных идей в развитии познания и принцип |
|светское знание, гл. особенность фил. |единства знания. |
|Ренессанса – антропоцентризм. Теперь не |3. Прагматическая концепция – связывает |
|Бог, а чел. поставлен в центр исследований |истину с понятием практики. Прагматизм |
|(Лернардо да Винчи, Миккелянджело, |попытался растворить истинное в полезном, |
|Каперник, Галилей, Кеплер и др.) |подчинить истину выгоде. Эта теория |
|Философия Нового времени – 16-18 вв. это |срабатывает когда дело касается проверки |
|время становления и оформления естественных|теоретич. рез-тов, связанных с интересами и|
|наук – физика, химия, астрономия, |практ-ми нуждами людей, н-р: испытание |
|математика и др. В центре внимания теории |новой техники. Понятия истинность и |
|познания отработка методов истинного знания|достоверность на протяжении веков были |
|для всех наук. Империки (Бекон, Гоббс и |одними из центральных в философском |
|др.) считали что, единственный источник |изучении познания. В общефилософском смысле|
|знания – опыт, который связан с |проблема истины шире вопроса о истинности |
|чувственностью, ощущениями, восприятиями и |знания. Так, мы можем говорить о "истинном |
|представлениями. Рационалисты (Декарт, |образе жизни", "истинной красоте". В более |
|Спиноза, Лейбниц и др.) считали что, опыт |узком смысле под истинностью |
|основанный на ощущениях чел. не может быть |подразумевается точное и достоверное |
|основой общенаучного метода. Восприятия и |отображение реальности в знании. Именно так|
|ощущения иллюзорны. |истину понимал ещё Аристотель, |
|Немецкая классическая философия – этот этап|сформулировавший так называемую |
|начинается с работы И. Канта «О форме и |классическую концепцию истины, являющуюся |
|принципах чувственного»(1770) и |основой и до сих пор. Согласно этой |
|умопостигаемого миров» и заканчивается в |концепции, истина есть соответствие |
|1872г. со смертью Фейербаха. Представители|представлений или утверждений реальному |
|И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. |положению дел. Казалось бы, классическая |
| |теория истины настолько ясна, что не может |
|Постклассическая европейская фил-ия 19-20 |порождать каких-то серьёзных проблем. И |
|вв. возникла в результате критики |длительное время к ней апеллировали как к |
|классической философии. В нее входят |чему-то очевидному и само собой |
|иррационализм (Шопенгауера, Ницше); |разумеющемуся. Однако постепенно стали |
|рационализм – это марксизм и позитивизм (К.|выявляться слабые места этой теории. |
|Маркс, Огюст Конт). |Во-первых, дискуссии вызывала |
|Современная западная фил-ия 20в. – |неопределённость понятия "соответствие". |
|включает: Феноменология (Эдмунда Гуссерля),|Как можно сравнить знание, которое является|
|философию жизни (Дильтей, Зиммель, Бергсон,|идеальным, с вещами, которые суть |
|Шпенглер), фмлософская антропология (М. |материальны? На самом деле мы сравниваем |
|Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен), |знание с фактами, но факты также выражаются|
|экзистненциализм (Бердяев, Шестов. Ясперс, |в некоторых утверждениях. Во-вторых, как |
|Марсель, Камю, Хайдеггер), прагматизм |быть с утверждениями типа "энергия |
|(Чарльз Прис, У. Джемс), психоанализ |сохраняется", "всё имеет причину" и т. п.? |
|(Фрейд, Юнг, Адлер), религиозная философия |С какого рода реальными объектами или |
|(Лакруа, Мунье, Маритен, Гвардини) и т. д. |фактами можно соотносить подобные |
| |утверждения, которые относятся ко всему на |
|Учения древних мудрецов описывали опыт |свете? Наконец, можно указать на плюрализм |
|поколений, они понимали окружающую |истины. Трудности теории истины привели к |
|действительность и могли ответить на |тому, что многие стали считать, что истина |
|сложные вопросы. Окружающий чел. мир |- это только регулятивная идея, некоторый |
|представлен ему двумя сторонами: мир |идеал, к которому нужно стремиться, но |
|воспринимаемый, известный; мир неявленный, |достичь и удостовериться в котором |
|находящийся за пределами человеческих |невозможно. В этой ситуации появились также|
|представлений. |иные, чем классическая, концепции истины: |
|Чел. заинтересован, чтобы мир его |когерентная и прагматистская. В когерентной|
|повседневной жизни (мир явленный и |теории основным критерием истинности |
|неявленный) находились в согласованности |какого-либо знания является его |
|др. с др. |согласованность с более общей, охватывающей|
|Подъем производства привел к отделению |системой знания. Обычно сторонники этой |
|умственного труда от физич., т.е. создались|концепции, среди которых был и Гегель, |
|предпосылки для развития науки. На смену |придерживаются философского монизма, |
|мифологическому мышлению приходят попытки |представления о том, что мир суть единое |
|научного объяснения природных и |целое. Когерентная теория истины отражает |
|общественных явлений. Появляется |реальные механизмы рациональной |
|натурфилософия – это одна из ранних форм |приемлемости знания. С позиций прагматизма |
|философ. знания, кот. выполняла ф-ции |истинным признаётся такое знание, которое |
|теоретического естествознания. |имеет благие последствия для человеческой |
|Натурфилософия просуществовала до 5 в. до |жизни и которое может успешно применяться |
|н.э. Сократ сыграл большую роль в |на практике. В этом понимании практика есть|
|философии, он перевернул ф-ию от природы к |критерий истины. Прогматистской трактовке |
|чел. Философия исследует отношение чел. к |истины также недостаёт интуитивно |
|миру. |ощущаемого требования к истине как |
|Ведущим направлением философской мысли XVI |адекватному соответствию реальности. В |
|в. становится натурфилософия, а центральное|вопросе о истинности знания остаётся ещё |
|место в кругу рассматриваемых проблем |немало проблем. |
|отводится проблеме бесконечного. Переход | |
|от представлений о замкнутом мире к | |
|концепции бесконечной Вселенной означал | |
|радикальный пересмотр всей системы | |
|онтологических воззрений | |
|Фил-я яв-ся одной из форм общественного | |
|познания. Она возникла в рабовладельческом | |
|обществе как наука, объединяющая всю | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23