|органического мира. Его теория не только | |
|объясняет характер этих противоречий, но и | |
|указывает пути, по которым они разрешаются | |
|в мире животных и растений. Значительное | |
|место во всех трудах Дарвина, и в | |
|частности, в «Происхождении видов», | |
|занимают доказательства самого факта | |
|органической эволюции. Сейчас | |
|общепризнанно, что в основе всего живого | |
|лежат сходные химические соединения группы | |
|белков, среди которых особое положение | |
|имеют нуклеопротеиды. Это — соединения | |
|белковых тел и нуклеиновых кислот. | |
|Нуклеопротеиды составляют основной | |
|компонент клеточного ядра растений и | |
|животных. Исследования в области | |
|молекулярной биологии показали, что | |
|нуклеиновые кислоты ответственны за многие | |
|важные процессы жизнедеятельности | |
|организмов. При этом особую роль играют | |
|макромолекулы дезоксирибонуклеиновой | |
|кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты. | |
|Доказательством эволюции служит и сходство | |
|органов животных, выражающееся в их | |
|положении, соотношении в общем плане | |
|строения и в развитии из сходного зачатка | |
|зародыша. Сходные органы называются | |
|гомологичными органами. Эволюционная теория| |
|объясняет сходство органов общностью | |
|происхождения сравниваемых форм, тогда как | |
|сторонники креационистских концепций | |
|истолковывали это сходство как волю творца,| |
|создававшего группы животных по | |
|определенному плану. Подтверждением идеи | |
|эволюции является отражение истории | |
|развития организмов на их строении и на | |
|процессах зародышевого развития, а также | |
|географическое распространение организмов. | |
|Особое место в разработке и углублении | |
|эволюционных представлений занимает | |
|генетика. Представления о неизменности | |
|генов начинают преодолеваться в 20—30-е | |
|годы XX в. в связи с возникновением | |
|популяционной, эволюционной генетики. | |
|Выяснение структуры популяций позволило | |
|по-новому посмотреть на эволюционные | |
|процессы, разыгрывающиеся на популяционном | |
|уровне. Генетика дала возможность | |
|проследить основные этапы эволюционного | |
|процесса от появления нового признака в | |
|популяции до возникновения нового вида. Она| |
|принесла в исследование внутривидового, | |
|микроэволюционного уровня точные | |
|экспериментальные методы. | |
| |35. Эмпирическое познание и его методы. |
| |Эмпирическое познание предполагает |
| |формирование на основе данных наблюдения |
| |особого типа знания - научного факта. |
| |Научный факт возникает как результат очень |
| |сложной рациональной обработки данных |
| |наблюдений: их осмысления, понимания, |
| |интерпретации. Эмпирическое исследование в |
| |основе своей ориентировано на изучение |
| |явлений и зависимостей между ними. Оно |
| |базируется на непосредственном практическом|
| |взаимодействии исследователя с изучаемым |
| |объектом. Оно предполагает осуществление |
| |наблюдений и экспериментальную деятельность|
| |- в этом заключается особая роль эмпирии в |
| |науке. Эмпирический уровень познания имеет |
| |сложную организацию. Можно выделить два |
| |подуровня: во-первых, наблюдений, |
| |во-вторых, эмпирических фактов. Переход от |
| |данных наблюдения к эмпирическому факту |
| |предполагает следующие познавательные |
| |операции: во-первых, рациональную обработку|
| |данных наблюдения и поиск в них устойчивого|
| |инвариантного содержания. Во-вторых, для |
| |установления факта необходимо истолкование |
| |выявленного в наблюдениях инвариантного |
| |содержания (широко используются ранее |
| |полученные теоретические знания) Методы |
| |эмпирического познания: наблюдение - |
| |целенаправленное восприятие явлений |
| |объективной действительности, в ходе |
| |которого мы получаем знание о внешних |
| |сторонах, свойствах изучаемых объектов; |
| |описание - закрепляет и передает результаты|
| |наблюдения с помощью определённых знаковых |
| |средств. Описание подразделяется на два |
| |основных вида качественное и |
| |количественное. Количественное описание |
| |осуществляется с применением языка |
| |математики (фиксация данных измерения); В |
| |основе операции измерения лежит сравнение |
| |объектов по каким-либо сходным свойствам |
| |или сторонам. |
| |10. Конкретно-ситуативный характер |
| |биологической психики, ее целесообразные |
| |функции. |
| |Психика-специфич форма отражения, кот |
| |нач-ся с чувств-ти – непосредств-х |
| |пепереживаний, связанных с присоб-ем к |
| |среде. |
| |Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы|
| |– биоэлектр сигналы, кот не изменяют |
| |физиолог. процессы, а явл средством связи с|
| |биол-ки значимыми параметрами. |
| |В ответ на изменение внеш среды ж-ое не |
| |перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет |
| |свое поведение и место пребывания. Так |
| |шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет |
| |ж-ое применить меры предосторожности. Он |
| |ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ |
| |сущ-нии биол-ки знач-го объекта. |
| |Жив-ая психика отражая пространств-врем |
| |парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. |
| |св-ва, но этот момент не носит самост-го |
| |хар-ра, а подчинен целям адаптации и |
| |самосохр-я. |
| |Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится |
| |только к тому субъек-му переживанию, кот он|
| |выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23