|имеет специфическое символическое |примеры. Т.О. объект-я, абсол-я, |
|содержание. Непосредственно для человека |относ-я и конкрет-я истина – это не разные |
|психика выступает как явления ощущений, |«сорта» истин, а одно и то же истинное |
|восприятий, представлений. В ходе |знание с этими своими харак-ми признаками. |
|взаимодействия в мозгу формируются | |
|динамические структуры, отражающие |Конкретность истины обеспечивает ей |
|материальную среду. Они обеспечивают |предметную определенность, сущ-ие «здесь» |
|отражение действ и являются регулятором |и «теперь», равенство знания и субстанции. |
|процесса взаимодействия человека со средой.|(Неравенство равносильно заблуждению). |
|Про системы Павлова. Формирование мозга. |Конкретность истины один из осн-х принципов|
|Мышление есть активный процесс отражения |диалектич подхода к сознанию, -предполагает|
|внешнего мира, связанный с решением задач, |точный учет всех условий, в кот нах-ся |
|с обобщением и способами опосредованного |объект познания. К-св-во истины. |
|восприятия действительности. Материальная |Принцип конкр-ти истины требует подходить к|
|основа мышления - высшая нервная |фактам не с общими формулами и схемами, а с|
|деятельность. Мышление в некотором смысле |учетом конкретной обстановки, реальных |
|отождествляется в философии с психикой. |условий. Н-р: вода кипит только ели это |
|Мышление есть процесс оперирования образами|обыч вода и норм давление. Значит |
|чувственно-сенсит и понятийными. |истинность или ложность суждений не может |
|Свойственна абстракция, обобщение, анализ и|быть установлена, если не известны условия |
|синтез, выдвижение гипотез и идей. |места, времени и т.д., в кот-х они |
|Результатом всегда является мысль. |сформулированы. Иными словами конкр-ть |
|Позволяет, отправляясь от анализа чувств |истины – это завис-ть знания от связей и |
|фактов, познавать то, что недоступно |взаимодей-й, присущих тем или иным |
|непосредственному восприятию. Мышление есть|явлениями, от условий, места и времени, к |
|способность к акту умозаключения, |кот они сущ-ют и разв-ся. Абстр. истны нет,|
|логического вывода, доказательству. Сейчас |истина всегда конкретна. |
|оно изучается и стоит проблема его | |
|моделирования. Мышления не существует в | |
|отрыве от других психических процессов. | |
|Может быть познающим или эмоциональным. | |
|Мышление возникает в связи с общественным | |
|развитием, возникает в процессе | |
|деятельности. Оно имеет общее происхождение| |
|по особенностям возникновения, по способу | |
|функционирования и по результатам. Мышление| |
|существует лишь в связи с трудовой и | |
|речевой деятельностью человека. Поэтому | |
|мышление осуществляется в тесной связи с | |
|языком и результаты его фиксируются в | |
|языке. | |
|Категория «идеального» фиксирует | |
|способность высокоорганизованной материи | |
|создавать параллельные ряды | |
|взаимодействующих материальных структур, | |
|один из которых представляет другой, не | |
|имея с ним ни прямого физического контакта,| |
|ни какого-либо внешнего сходства. Это | |
|свойство — системное. Оно возникает, | |
|очевидно, под напором эволюции у | |
|самоорганизующихся биологических систем, | |
|когда нарастающая и усложняющаяся | |
|активность живых организмов порождает | |
|потребность в реагировании сразу на | |
|множество одновременно действующих | |
|раздражителей или стимулов. | |
|6. Психофизическая проблема и ее |29. ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ |
|современное состояние. Основные методы |1. Главный недостаток всего предшествующего|
|исследования психической деятельности. |материализма — включая и фейербаховский — |
|Психофизическая проблема — в широком смысле|заключается в том, что предмет, |
|вопрос о месте психического в природе; в |действительность, чувственность берется |
|узком — проблема соотношения психических и |только в форме объекта, или в форме |
|физиологических (нервных) процессов. Во |созерцания, а не как человеческая |
|втором случае П. п. правильнее называть |чувственная деятельность, практика, не |
|психофизиологической Особую остроту П. п. |субъективно. Отсюда и произошло, что |
|приобрела в XVII в., когда сложилась |деятельная сторона, в противоположность |
|механистическая картина мира, исходя из |материализму, развивалась идеализмом, но |
|к-рой Р. Декарт предпринял попытку |только абстрактно, так как идеализм, |
|объяснить поведение живых существ по |конечно, не знает действительной, |
|образцу механического взаимодействия. |чувственной деятельности как таковой. |
|Необъяснимые, исходя из этой трактовки |Фейербах хочет иметь дело с чувственными |
|природы, акты сознания были отнесены к |объектами, действительно отличными от |
|бестелесной непространственной субстанции. |мысленных объектов, но саму человеческую |
|Вопрос об отношении этой субстанции к |деятельность он берет не как предметную |
|работе “машины тела” привел Декарта к |деятельность. Поэтому в «Сущности |
|концепции психофизического взаимодействия: |христианства» он рассматривает, как истинно|
|хотя тело только движется, а душа только |человеческую, только теоретическую |
|мыслит, они могут влиять друг на друга, |деятельность, тогда как практика берется и |
|соприкасаясь в определенной части мозга. |фиксируется только в грязно-торгашеской |
|Выступившие против взгляда на психику как |форме ее проявления. Он не понимает, |
|на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза |поэтому значения «революционной», |
|утверждали, что она полностью выводима из |практически-критической деятельности. |
|взаимодействия природных тел, но позитивно |2. Вопрос о том, обладает ли человеческое |
|решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил|мышление предметной истинностью, — вовсе не|
|рассматривать ощущение как побочный предмет|вопрос теории, а практический вопрос. В |
|материальных процессов (см. |практике должен доказать человек |
|Эпифеноменализм}. Спиноза, полагая, что |истинность, т. е. действительность и мощь, |
|порядок идей тот же, что и порядок вещей, |посюсторонность своего мышления. Спор о |
|трактовал мышление и протяженность как |действительности или недействительности |
|нераздельные и вместе с тем не связанные |мышления, изолирующегося от практики, есть |
|между собой причинными отношениями атрибуты|чисто схоластический вопрос. |
|бесконечной субстанции — природы. Г. В. |3. Материалистическое учение о том, что |
|Лейбниц, совмещая механистическую картину |люди суть продукты обстоятельств и |
|мира с представлением о психике как |воспитания, что, следовательно, |
|уникальной сущности, выдвинул идею |изменившиеся люди суть продукты иных |
|психофизического параллелизма, согласно |обстоятельств и измененного воспитания, — |
|к-рой душа и тело совершают свои операции |это учение забывает, что обстоятельства |
|независимо I Друг .от друга, но с |изменяются именно людьми и что воспитатель |
|величайшей точностью, создающей впечатление|сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, |
|их согласованности между собой. Они подобны|поэтому приходит к тому, что делит общество|
|паре часов, к-рые всегда показывают одно и |на две части, одна из которых возвышается |
|то же время, хотя и движутся независимо. |над обществом (например, у Роберта Оуэна). |
|Материалистическую интерпретацию |Совпадение изменения обстоятельств и |
|психофизический параллелизм получил у Д. |человеческой деятельности может |
|Гартли и других натуралистов. |рассматриваться и быть рационально понято |
|Психофизический параллелизм приобрел |только как революционная практика. |
|большую популярность в середине XIX в., |4. Фейербах исходит из факта религиозного |
|когда с открытием закона сохранения энергии|самоотчуждения, из удвоения мира на |
|стало невозможно представлять сознание по |религиозный, воображаемый мир и |
|типу особой силы, способной произвольно |действительный мир. И он занят тем, что |
|изменять поведение организма. Вместе с тем |сводит религиозный мир к его земной основе.|
|дарвиновское учение требовало понимания |Он не замечает, что после выполнения этой |
|психики как активного фактора регуляции |работы главное-то остается еще не |
|жизненных процессов. Это привело к |сделанным. А именно, то обстоятельство, что|
|появлению новых вариантов концепции |земная основа отделяет себя от самой себя и|
|психофизического взаимодействия (У. |переносит себя в облака как некое |
|Джеймс). В конце XIX — начале XX в. |самостоятельное царство, может быть |
|получила распространение махистская |объяснено только саморазорванностью и |
|трактовка П. п., согласно к-рой душа и тело|самопротиворечивостью этой земной основы. |
|построены из одних и тех же “элементов”, а |Следовательно, последняя, во-первых, сама |
|поэтому речь должна идти не о реальной |должна быть понята в своем противоречии, а |
|взаимосвязи реальных явлений, а о |затем практически революционизирована путем|
|корреляции между “комплексами ощущений”. |устранения этого противоречия. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23