Шпора по философии, кандидатский минимум

|не может (в последствии эту мысль развил |знания об объекте соотносятся не только с |

|И.Кант). Однако он впадает в крайности, |особенностями его взаимодействия со |

|снимая по сути дела вопрос об источнике |средствами (а значит, соотносятся и с |

|наших ощущений и восприятий, а в более |субъектом, использующим эти средства), но и|

|широком контексте – об источнике знаний |с ценностно-целевыми структурами |

|вообще. Очевидно, что отрицание |деятельности субъекта. Другими словами, |

|объективного мира, лежащего за пределами |признается, что субъект влияет на |

|форм созерцания, ведет к игнорированию его |содержание знаний об объекте не только в |

|законов, абсолютизации мира субъективного |силу применения особых исследовательских |

|со всеми вытекающими отсюда последствиями. |средств и процедур, но и в силу своих |

|Поэтому система философии Беркли имеет не |ценностно-целевых установок, которые |

|столь много сторонников, как объективный |напрямую связаны с вненаучными, социальными|

|идеализм. |ценностями и целями. В постклассике |

| |социальная жизнь, ее ценности и цели |

| |признаны компонентами (явными или неявными)|

| |научного знания об объекте, что с |

| |неизбежностью перестраивает весь |

| |категориальны > > аппарат философии науки и|

| |гносеологии. |

| |Смена типов рациональности есть процесс |

| |углублена рефлексивной работы мышления, |

| |сопровождающей познавательную деятельность.|

| | |

| | |

| |33. Заблуждение в научном познание и пути |

| |их преодоления. |

| |Заблуждение — это содержание сознания, не |

| |соответствующее реальности, но принимаемое |

| |за истинное. История познавательной |

| |деятельности человечества показывает, что и|

| |заблуждения отражают — правда, односторонне|

| |— объективную действительность, имеют |

| |реальный источник, «земное» основание. Нет |

| |и в принципе быть не может заблуждения, |

| |решительно ничего не отражающего — пусть и |

| |очень опосредованно или даже предельно |

| |извращенно. Истинны ли, к примеру, образы |

| |волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но |

| |лишь отдаленно — они взяты из жизни и |

| |преобразованы силой фантазии их творцов. В |

| |любом вымысле содержатся нити реальности, |

| |сотканные силой воображение в причудливые |

| |узоры. В целом же такие образцы не есть |

| |нечто истинное. Бытует мнение, будто |

| |заблуждения — досадные случайности, Однако |

| |они неотступно сопровождают историю |

| |познания как плата^ человечества за |

| |дерзновенные попытки узнать больше, чем |

| |позволяют уровень наличной практики и |

| |возможности теоретической мысли |

| |Человеческий разум, устремленный к истине, |

| |неизбежно впадает в разного рода |

| |заблуждения, обусловленные как его |

| |исторической ограниченностью, так и |

| |претензиями, превосходящими его реальные |

| |возможности. Заблуждения обусловлены и |

| |относительной свободой выбора путей |

| |познания, сложностью решаемых проблем, |

| |стремлением к реализации замыслов в |

| |ситуации неполной информации. Тут уместно |

| |напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, |

| |вынужден блуждать». В научном познании |

| |заблуждения выступают как ложные теории, |

| |ложность которых выявляется ходом |

| |дальнейшего развития науки. Так было, |

| |например, с геоцентрической теорией |

| |Птолемея или с ньютоновской трактовкой |

| |пространства и времени. |

| |Итак, заблуждения имеют и гносеологические,|

| |и психологические, и социальные основания. |

| |Но их следует отличать от лжи как |

| |нравственно-психологического феномена. |

| |Чтобы глубже оценить истину и судить о ней,|

| |необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. |

| |Итак, заблуждения имеют и гносеологические,|

| |и психологические, и социальные основания. |

| |Но их следует отличать от лжи как |

| |нравственно-психологического феномена. |

| |Чтобы глубже оценить истину и судить о ней,|

| |необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. |

| |Ложь — это искажение действительного |

| |состояния дел, имеющее целью ввести |

| |кого-либо в обман. Ложью может быть как |

| |измышление о том, чего не было, так и |

| |сознательное сокрытие того, что было. |

| |Источником лжи может также быть и логически|

| |неправильное мышление. Мудрость гласит, что|

| |все ложное болеет бессмысленностью. |

| |Научное познание по самой своей сути |

| |невозможно без столкновения различных, |

| |порой противоположных воззрений, борьбы |

| |убеждений, мнений, дискуссий, так же как |

| |невозможно и без заблуждений, ошибок. |

| |Проблема ошибок занимает далеко не |

| |последнее место в науке. В |

| |исследовательской практике ошибки нередко |

| |совершаются в ходе наблюдения, измерения, |

| |расчетов, суждений, оценок. Как утверждал |

| |Г. Галилей, избегать ошибок при наблюдении |

| |просто невозможно. |

| |Однако нет оснований для пессимистического |

| |воззрения на познание как на сплошное |

| |блуждание в потемках вымыслов. До тех пор |

| |пока человек стремится все вперед и вперед,|

| |говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения|

| |в науке постепенно преодолеваются, а истина|

| |пробивает себе дорогу к свету. |

|12. Материализм и его исторически формы. | |

|(от лат. – вещественный) – направление в | |

|фил-ии, сведение сущего к материи. Все | |

|существующее – материально, хотя и не | |

|обязательно вещественно. Материализм – одна| |

|из форм натуралистического мировоззрения и | |

|отрицает существование каких-либо | |

|внеприродных начал (Бога, абсолютного | |

|духа). | |

|Позиция материализма – первичность материи | |

|– объективной реальности, существующей вне | |

|и независимо от сознания, духа, | |

|развивающейся по своим законам. В | |

|материализме нет учения о бытие. | |

|В истории материализма были попытки | |

|создания глобальных умозрительных | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты