|основания объяснения. Процессы О. в науке |дедуктивно развертывается, образуя целую |
|не сводятся к простому подведению объекта |систему гипотез, а затем эта система |
|под ту или иную концептуальную схему, а |подвергается опытной проверке в которой она|
|предполагают введение промежуточных |уточняется и конкретизируется. Этот метод |
|компонентов знания и уточнение условий и |является специфическим приемом |
|предпосылок О. |теоретических знаний в эмперических науках.|
| | |
| |Метод восхождения от абстрактного к |
| |конкретному применяя его исследователь |
| |сначала находит главную связь (отношение) |
| |изучаемого объекта, а затем шаг за шагом |
| |прослеживая, как она видоизменяется в |
| |различных условиях, открывает новые связи, |
| |устанавливает их взаимодействия и таким |
| |путем отображает во всей полноте сущность |
| |изучаемого объекта. Данный метод |
| |применяется при построении различных |
| |научных теорий и может использоваться как в|
| |общественных, так и в естественных науках. |
|15. Гипотеза, как форма развития научного |38. Сознание и бессознательное. Понятие |
|познания. |измененного состояния сознания. |
|Гипотеза. Исследование проблемы начинается |Помимо формального содержания и |
|с выдвижения гипотезы, представляющей собой|чувственно-конкретной оброзности |
|обоснованное предположение, выдвигаемое с |составляющей сознание явление |
|целью выяснения закономерностей, и причин |бессознательное – совокупности психических |
|исследуемых явлений. |явлений, состояний и действий, не |
| Как форма научного познания гипотеза |представленных в сознании человека и не |
|характеризуется прежде всего тем, что она |поддающиеся контролю. |
|является обоснованным предположением и это |Бессознательное не просто то, что не |
|отличает ее от разного рода догадок и |осознаётся (например, физиологические |
|необоснованных предположений. Гипотеза |процессы в организме), а только те |
|опирается на факты, согласуется с законами |несознаваемые явления, которые влияют на |
|теории, на основе которой она выдвинута. |образ мыслей, эмоции, действия индивида. |
|Ученые начали обсуждать возможность |Моментальные решения – вид психической |
|возникновения жизни на Земле из химических |деятельности, осуществляемый бессознательно|
|соединений немногим более столетия назад. |(инженер вслепую определяет поломку). |
|Под микроскопами того времени живая клетка |Бессознательная сфера – это фундамент |
|казалась всего лишь пузырьком, заполненным |мышления, не поддающийся словесному |
|различными веществами. Поэтому Дарвину и |выражению. Человек сознательно |
|его современникам легко было представить |перерабатывает 102 бит информации/сек., а |
|себе, что простейшие формы жизни могли |бессознательно 107 бит информации в |
|возникнуть из случайной комбинации |секунду. |
|органических веществ в первичном |В психологии бессознательное |
|“бульоне”.Но с тех пор как ученые глубже |рассматривается как форма психической |
|проникли в тайны живой клетки, |активности, выпадающая из сознательной |
|предположение о том, что жизнь возникла из |действительности. |
|химических веществ,уже не кажется таким |Симонов выделяет две группы |
|логичным. Однако, несмотря на это, |бессознательного: |
|большинство современных ученых по-прежнему |подсознание – содержит то, что может быть |
|свято верит в догму химической эволюции. |осознано в определённых условиях. |
|После проверки и отбора фактов и выдвижения|Подсознание защищает сознание от лишней |
|научной идеи начинается следующий этап |работы. |
|решения проблемы - выработка научной |Сверхсознание – психические процессы, |
|гипотезы. Гипотеза - научное допущение или |которые не осознаются ни при каких |
|предположение истинного, значение которого |условиях, работа сверхсознания направлена |
|не определено. Гипотеза - это предположение|на удовлетворение потребности, которая на |
|о существовании какой-то вещи, явления, |данный момент доминирует в |
|свойства, связи, отношения и т.д. Однако не|оценочно-мотивационной сфере сознания |
|всякое предположение в науке является |личности. |
|гипотезой. Научная гипотеза должна отвечать|Язык выступает связующим звеном между |
|ряду требований, главные из которых: 1) |сознанием и бессознательным. |
|соответствие фактам, которые эта гипотеза |Изменённое состояние сознания – сновидения,|
|собирается объяснить; 2) внутренняя |гипнотическое состояние, трансперсональное |
|непротиворечивость; 3) проверяемость; 4) |состояние – оно не ведёт к полному |
|соответствие ранее накопленному, объективно|отключению от окружающих |
|истинному теоретическому знанию; 5) | |
|простота. Различают гипотезы - как метод | |
|развития научного знания, включающий в себя| |
|выдвижение и последующую экспериментальную | |
|проверку предположений и как структурный | |
|элемент научной теории. Каждая гипотеза | |
|выдвигается для объяснения, предсказания | |
|каких-то фактов. Соответствие фактам - | |
|главное условие состоятельности научной | |
|гипотезы. Другое требование - внутренней | |
|непротиворечивости - это требование | |
|последовательности, логической | |
|безупречности гипотезы вытекает из того, | |
|что внутренне противоречивая гипотеза | |
|практически бесполезна, так как из нее, как| |
|было доказано еще в Средние века Д. | |
|Скоттом, можно вывести все, что угодно. | |
|Важнейшим требованием к научной гипотезе | |
|является ее проверяемость. Если гипотеза не| |
|допускает принципиальной проверки, то она | |
|становится недоказуемой и неопровержимой, | |
|превращается в религиозную догму. Важным | |
|требованием к научной гипотезе является ее | |
|принципиальная опровержимость. Если | |
|гипотеза в принципе не может быть | |
|опровергнута, не допускается даже | |
|возможность существования фактов, | |
|противоречащих гипотез не является научной.| |
|Четвертое требование к гипотезе есть | |
|проявление, так называемого, принципа | |
|соответствия в науке. | |
|16. Антропогенез и его проблемы. |39. Этика науки и нравственная |
|Современные концепции антропогенеза. |ответственность ученого. |
|Человек — сложная целостная система, |Сила науки, ее эффективность определяются |
|которая в свою очередь является компонентом|достижением высот знания. Но богатство |
|более сложных систем — биологической и |человеческой жизни не исчерпывается |
|социальной. Это обусловлено тем, что он — |институтом знания. Бескорыстное служение |
|существо как биологическое, так и |идеалам научной истины деформируется, |
|социальное. Одной стороной своего |причем весьма существенным образом, под |
|существования человек принадлежит природе, |влиянием вненаучных и ненаучных факторов. |
|другой — социальному миру. Первый вопрос, |Ученый, максимально информированный в |
|на который следует ответить, заключается в |области своих изысканий, за их пределами |
|гом, как биологический организм, |часто является некомпетентным человеком. |
|принадлежащий к типу хордовых, подтипу |Раскрытие физиками тайн атомного ядра |
|позвоночных, классу млекопитающих, отряду |позволило создать сначала атомную, а затем |
|приматов, семейству гоминид превращается в |водородную бомбу — чудовищные средства |
|человека — существо не только |уничтожения жизни на Земле. Создавать или |
|биологическое, но и социальное, в носителя |не создавать атомную бомбу — это уже вопрос|
|культуры. В этом и состоит суть проблемы |не физической теории, а скорее психологии, |
|антропогенеза. Причем термин «проблема» |социологии, других гуманитарных наук. Между|
|здесь как нельзя более кстати, ибо перед |тем он решался не учеными, а политиками, |
|наукой стоит действительно актуальная |которые сумели привлечь к исполнению своих |
|задача, требующая решения. |замыслов ряд выдающихся физиков и техников.|
|20 в. своей культурно-исторической рев-цией| |
|вызвал к жизни мн-во течений, отраж. |Рано или поздно необходимо разрешить |
|духовные поиски западного мира в условиях |проблему правильного использования |
|глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность |достижений науки. В таком случае мгновенно |
|ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием |возникает вопрос об этике ученого, его |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23