|совокупность знаний чел. об объективном | |
|мире и о самом себе. В ходе развития | |
|общественно-производственной практики и | |
|накопления научных знаний происходит | |
|процесс отпочковывания отдельных наук от | |
|фил-и и выделение ее в самостоятельную | |
|науку. (возникает необходимость выработки | |
|общего взгляда на мир, исследования его | |
|начал, законов, из потребности в | |
|рационально обоснованном методе мышления о | |
|действительности, в логике и теории | |
|познания). | |
|Философию можно определить как учение об | |
|общих принципах бытия, познания и отношений| |
|человека и мира. | |
| | |
|2. рефлексия (от лат. – поворачивание) в |25. Основные виды духовной деятельности |
|философ. это мысль о мысли, направление |человека, изменение их роли в истории |
|познавательской деятельности. Рефлексивное |общества. |
|познание составляет природу философии. В | |
|рефлексивном познании обычно выделяют 3 | |
|вида: | |
|элементарная рефлексия (свойственна | |
|большинству людей), человек оценивает свои | |
|действия и мысли; | |
|научная рефлексия – анализ научных знаний; | |
|философская рефлексия – состоит в | |
|осмыслении и анализе предельных оснований | |
|человеч. духовной деятельности, отношений | |
|человека к миру, в кот. он живет. | |
|Три уровня р. тесно связаны др. с др., они | |
|м. быть присущи 1-му и тому же человеку. | |
|Эта связь носит подчинительный хар-р – | |
|чел., размышляющий о своих знаниях и | |
|действиях может обратиться к науке и | |
|научной рефлексии, а в процессе науч. | |
|рефлексии чел. обращ. к предельным | |
|основаниям духов. деят-ти, т.е. испытывает | |
|потребность в филос-ой рефлексии. | |
|Все размышления рефлексив. хар-ра сводятся | |
|к вопросу об источнике наших знаний и | |
|представлений. | |
|Представления о филос. реф-ии зародились в | |
|древности. Аристотель рассматривал ее как | |
|высший уровень духовной деят-ти. Чел., | |
|исследуя окруж. его мир имеет дело с | |
|предметным содержанием своих мыслей и | |
|пытается ответить на вопрос – каков окр. | |
|его мир. Так вырабатываются конкретно-науч.| |
|знания, но по мере углубления исследов-й | |
|встает вопрос – как и почему я дошел до | |
|такой мысли об этом мире? При ответе мысль | |
|направлена на познавательный объект. | |
|Любая форма духов. деят-ти сталкивается с | |
|необход. анализа ее исход-х оснований и | |
|принципов. Общие принципы познания, кот. | |
|выступают как исход. философ. позиции, | |
|формир-т соответ. философ. системы. Они | |
|охватывают различные сферы дух. жизни, | |
|применяя к кажд. из них собств. философ. | |
|подход, так возник. филос. религии, науки и| |
|др. Ф-я в данном случае осущ-ет анализ | |
|основ-х понятий познания и деят-ти. | |
|«Мышление о мышлении» всегда остается | |
|мышлением, но оно направ-но не на предмет. | |
|мир и его св-ва, а на постижение самого | |
|мыслит. процесса. Реф-я вовлекает в | |
|аналитич. процесс доп. данные науки, факты,| |
|опыт человеч-ва, в рез-те чего осущ-ся | |
|выход за пределы установив-ся форм мысли, | |
|синтез их содер-я в новое знание. | |
|Реф-е познание связывает чел. с внеш. | |
|миром. Мир сам по себе изучается многими | |
|науками и чел. яв-ся объектом исслед-я ряда| |
|наук – анатомия, физиология, др, но они не | |
|затрагивают ценностно-познават. чел. к | |
|миру. Содер-ем науч. познания выступает мир| |
|вне чел., а реф-е познание, поворачивая | |
|сознание на самое себя приобщает мир к | |
|человеч. Я. | |
|Фил-я настраивает чел. на критические | |
|мысли, роль ее становится значит-й, когда | |
|образы или нормы перестают отвечать | |
|требованиям жизни. | |
|3. Духовное и материальное. Эти категории |26. Проблема связи диалектики и формальной |
|родились из попыток осмыслить качественные |логики. Основные концепции диалектики. |
|различия 2-х несводимых др. к др. |Д. – учение о наиб. общих з-нах разв-я |
|реальностей. Чел. рано осознал, что с одной|природы, обшества и мышления. Диалектика |
|стороны он живет в осязаемом мире, а с др |изначально выступила в качестве ср-ва |
|.- есть вещи невидимые и не осязаемые, но |развития познания. Диалекич. подход |
|реальные – ветер, т.е. бестелесные. При |касается прежде всего тех областей духовной|
|объяснении многих загадочных явлений |жизни, кот. по своей природе тяготеют к |
|(обморок, галлюцинация) возникали |изменению, углублению вырабатываемых |
|представления о духе, душе. Чем, напр., |представлений о действительности. Т.е. Д. |
|вызвано сонное состояние? С древнейших |предст. собой учение, кот. пытается понять |
|времен считается, что для обеспечения |хар-р протекающих изм-й в природе. |
|жизненных процессов недостаточно только |Анализируя данные, кот накоплены в разных |
|материальных предпосылок, но жизнь |науках Д утверждает и показывает что мир |
|организма связана и с душой. Считалось, что|нах-ся в состоянии пост-го изменения. Эти |
|душа в виде маленького человечка находится |изменения в целом хар-ся развитием мира. В |
|внутри чел., и может покидать его временно |рамках этого развития м. сущ-ть и противоп.|
|(сон) или навсегда (смерть). |проц. – регресс и станация, но они явл-ся |
|Первоначально душа и тело, духовное и |частным случаемразвития в целом. |
|материальное являлись единым целым. С |1. Принцип всесторонности. – чтобы познать |
|развитием практики и познания душа стала |предмет, надо охватить все его стороны, |
|пониматься как нечто неуловимое, как |связи и опосредования. Этот принцип |
|принципиально отличное от телесного, не |вытекает из абстрактного представления о |
|исчезающее со смертью тела, а способное |всеобщих связях предмета познания, и на |
|отделяться от него и вести самостоятельное |первый взгляд представляетя естесств-ым и |
|существование. |очевидным. Значение этого принципа ярко |
|Материя – есть философская категория для |проявл. в эксперимент-х исслед-ях. |
|обозначения объективной реальности, кот-я |2. Принцип историзма – брать предмет в его |
|копируется, отображается в наших органах |развитии, изменении, т.е. рассматривать |
|чувств, существуя независимо от них. Т.е. |предмет в его изменении, «самодвижении», |
|материя есть то, что существует вне |т.е. Существовании во времени. Он также как|
|сознания (Ленин). Отношения м/у двумя |и принц. всесторонности предст-т собой |
|реальностями яв-ся внешним вопросом |синтез содержания мыслительных форм, но он |
|философии. Дух – понятие тождественно |касается одного и того же предмета иысли, |
|идеальному, невещественному началу. Душа |рассматрив-го во временной послед-ти своих |
|рассматривалась как источник жизненных |состояний, т.е. в изм-нии и развитии. |
|стремлений, с нею связывались волевые |3. Связь с практикой – прежде всего с |
|усилия человека и их результаты. Духовную |преобразовательной деят-тью общ-ва, но не |
|сферу общественной жизни отличают ярко |всякая деят-ть, измен-щая внеш. среду м.б. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23