Шпора по философии, кандидатский минимум

| |ж-го воспр-ит предмет, как абс-но |

| |тождест-ый с самим отражающим субъектом. |

| |Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно |

| |принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит |

| |конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, |

| |что она привязана к конкр. ситуации и |

| |помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое|

| |как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош,|

| |ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит |

| |из сферы псих-го и сохр0ся на уровне |

| |условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое |

| |след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем |

| |более осмыслить свое прошлое. |

|11.Философский идеализм. Идеализм – |32. Понятие науки. Типы научной |

|развитие мира определяется духовным |рациональности в истории науки. |

|началом. |Наука – это учение о сущем. Наука сама по |

|Гераклий (в 6 в. до н.э.) считал, что |себе есть система объективных истин, она |

|космос разумен и чел-к в процессе дыхания |необходима как ср-во достиженияцели |

|становиться причастным к нему. Мысль о |(дух,матер. порядка). Венцом науч познания |

|причастности разумного нач |выст-т теория.. Наука есть вид дух деят-ти,|

|ала к тайнам мироздания – развернутое |напр-ый на выработку, проверку и |

|выражение впервые получило у Платона. Его |систематизацию знаний. На их основе созд-ся|

|учение основывалось на противопоставлении |ср-ва, расшир-щие дух и прак-ие возм-ти |

|двух миров6 мира «видимого» и мира |чел. Создаваемый ч-ком искус-й мир – это |

|умопостигаемого (мира идей). |продолжение и усиление его ест-ых |

|Объективный идеализм – фил-ия Платона, в |способностей. Сейчас насчит-ся 3 тыс наук, |

|кот. идея выступает как основа мироздания и|увелич-ся число компл-ых наук(биохимия) |

|объекта познания. Ее достижения были |поэтому клас-ция наук задача слож и |

|закреплены в неоплатонизме, сделавшем |трудоемкая. По объекту отражения науки |

|основной категорией Единое (Одно). |клас-ся на: 1. Естеств-е – науки о природе.|

|Родоначальник неоплатонизма Плотин |Отличается четким и устойчивым предметным |

|рассматривает Единое как неизъяснимую и |содержанием. 2. Гуманитар. – об обществе и |

|неизменную, невыразимую с помощью обычного |чел-ке, изучают события, познание |

|языка первосущность. Оно совершенно и |котсводится к описанию единичных, специф-х |

|вечно, присутствует во всем и вместе с тем |явлений. 3. Технические – обеспечивают |

|отлично от каждой отдельно входящей в |практич-ю реализацию знаний. Гл. объект – |

|какое-либо множество вещи. "Всякое |технич. устр-во, машина. Матем. науки в |

|множество вторично в сравнении с единым", -|качестве аппарата исследований проникают во|

|говорит в своем трактате "Первоосновы |все три группы. |

|теологии" другой классик неоплатонизма - |Науч. познание предст. собой единство |

|Прокл. Доказательства его просты и |логич. формы мысли и опыта, |

|убедительны: если множество не содержит |чувтст-конкретного содержания. От того что |

|единства (не причастно ему), то оно не |из них преобладает в реальном |

|является и множеством, так как распадается |познавательном процессе, выдел-ся два |

|на отдельные части, и каждая часть, не |уровня – эмпирич. и теоретич-е. |

|причастная какому-либо единству, повторяет |На эмпирическом уровне преобладает живое |

|судьбу "несостоявшегося" множества. Через |созерцание (чувственное познание), |

|промежуточные образования множества вещей, |рациональный момент и его формы (суждения, |

|причастные единому, восходят к высшему |понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют|

|единству - Абсолюту. Это единое, именуемое |подчиненное значение. Поэтому исследуемый |

|у Плотина и его последовали Божеством, |объект отражается преимущественно со |

|будучи переполненным собственным |стороны своих внешних связей и проявлений, |

|совершенством, порождает все |доступных живому созерцанию и выражающих |

|многообразие мира в результате |внутренние отношения. Сбор фактов, их |

|эманации (от лат. - истечение), |первичное обобщение, описание наблюдаемых и|

|осуществляющейся в три этапа. Каждая |экспериментальных данных, их |

|последующая ступень эманации в творческом |систематизация, классификация и иная |

|отношении слабее предыдущей. Эманация |фактофиксирующая деятельность – характерные|

|завершается переходом в материю, которая по|признаки эмпирического познания. |

|отношению к Божеству (Единому, Благу) есть |Теоретический уровень познания |

|абсолютная лишенность, абсолютная бедность.|характеризуется преобладанием рационального|

|Лишенная добра, материя выступает как |момента – понятий, теорий, законов и других|

|«первичное здо» Поэтому высшая цель души - |форм мышления и «мыслительных операций». |

|возвращение к Единому. Философские учения, |Живое созерцание, чувственное познание |

|развивающиеся в русле платонизма, |здесь не устраняется, а становится |

|представляют, как правило, сложные и |подчиненным (но очень важным) аспектом |

|всеохватывающие теоретические построения, |познавательного процесса. Теоретическое |

|которые по внешнему виду могут заметно |познание отражает явления и процессы со |

|отличаться друг от друга. Так, в Новое |стороны их универсальных внутренних связей |

|время Лейбниц создал монадологию - учение о|и закономерностей, постигаемых с помощью |

|первичных простейших духовных образованиях,|рациональной обработки данных эмпирического|

|или монадах, заключающих в себе всю полноту|знания. Эта обработка осуществляется с |

|бытия и наделенных внутренней энергией. |помощью систем абстракций «высшего порядка»|

|Монады представляют собой автономные |- таких как понятия, умозаключения, законы,|

|"одушевленные атомы". Они образуют мир как |категории, принципы и т.д. Важнейшая задача|

|согласованное целое на основании гармонии, |теоретического знания – достижение |

|предустановленной центральной монадой - |объективной истины во всей ее конкретности |

|Богом, из которого эманируют все остальные |и полноте содержания. При этом особенно |

|монады. Аристотель выдвигает аргумент: |широко используются такие познавательные |

|если идеи как сущности вещей отделены от |приемы и средства как абстрагирование – |

|самих вещей, то они не могут быть причиной |отвлечение от ряда свойств и отношений |

|их бытия, возникновения и измнения. Нельзя |предметов, идеализация – процесс создания |

|сказать, что критика Аристотеля является |чисто мысленных предметов («точка», |

|исчерпывающей: в платонизме, как и во |«идеальный газ» и т.п.), синтез – |

|всякой идеалистической системе, многие |объединение полученных в результате анализа|

|суждения «не поддаются» ни на достаточную |элементов в систему и др. |

|аргументацию, ни на опровержение. Поэтому |Тип научной рациональности — это состояние |

|для философствования открываются самые |научной деятельности, представленной как |

|широкие возможности, даже если оно |отношение «субъект — средства исследования |

|становится на путь фантазий и домыслов. |— объект» и направленной на получение |

|Несмотря на очевидные узкие места, |объективной истины. На разных этапах |

|платонизм оказал огромное воз действие на |исторического развития науки, наступающих |

|христианство, а через него - на многие |после научных революций, доминировал свой |

|философские концепции, особенно в Европе. |тип научной рациональности. Описанным выше |

|Это исторически наиболее ранняя форма |научным революциям соответствуют, как |

|идеализма, выросшая из попыток понять |считает В. С. Степин, классический, |

|природу мыслительной деятельности, духовной|неклассический, постнеклассический типы |

|жизни. Но уже античная мысль доросла до |научной рациональности. |

|понимания того, что отношение человеческих |Классический тип рациональности в научной |

|представлений к окружающему миру - в |деятельности, понятой как отношение |

|значительной степени проблема |«субъект— средства — объект», выделяет |

|самостоятельная, не укладывающаяся в |объект в качестве главного компонента |

|платоновскую связку "вещь - идея вещи". |указанного отношения. При этом усилия |

|Факт несовпадения наших представлений о |ученого тратятся на то, чтобы как можно |

|вещах с самими вещами был впоследствии |полнее исключить из теоретического |

|использован идеализмом для усиления своей |объяснения и описания объекта все, что |

|позиции и стал той почвой, на которой |относится к субъекту, средствам и методам |

|выросла другая его разновидность - |познания. В этом усматривается необходимое |

|субъективный идеализм. Крупнейшим |условие получения объективного и истинного |

|представителем его является английский |знания об объекте. |

|философ Д.Беркли, выдвинувший в начале 18 |Неклассический тип научной рациональности, |

|в. знаменитый тезис «существовать – значит |в отличие от классического, характеризуется|

|быть воспринимаемым». Субъективный идеализм|осознанием влияния познавательных средств |

|– с его точки зрения объективный мир, |на объект. Это влияние учитывается и |

|независимый от человека, не существует, он |вводится в теоретические объяснения и |

|есть не что иное, как порождение |описания. То есть в отношении «субъект — |

|субъективных познавательных способностей |средства — объект» внимание исследователя |

|человека, его ощущений (Беркли). |акцентируется на объекте и одновременно на |

|Субъективные идеалисты считают, что выйти |средствах. А так как средства познания |

|за пределы сознания невозможно. Беркли |использует субъект, то начинает приниматься|

|считал, что окружающий человека мир |во внимание его активность. |

|представлен ему в качестве содержания |Постнеклассический тип рациональности — это|

|психических форм, за пределы кот-х он выйти|выход на уровень осознания того факта, что |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты