| |ж-го воспр-ит предмет, как абс-но |
| |тождест-ый с самим отражающим субъектом. |
| |Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно |
| |принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит |
| |конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, |
| |что она привязана к конкр. ситуации и |
| |помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое|
| |как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош,|
| |ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит |
| |из сферы псих-го и сохр0ся на уровне |
| |условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое |
| |след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем |
| |более осмыслить свое прошлое. |
|11.Философский идеализм. Идеализм – |32. Понятие науки. Типы научной |
|развитие мира определяется духовным |рациональности в истории науки. |
|началом. |Наука – это учение о сущем. Наука сама по |
|Гераклий (в 6 в. до н.э.) считал, что |себе есть система объективных истин, она |
|космос разумен и чел-к в процессе дыхания |необходима как ср-во достиженияцели |
|становиться причастным к нему. Мысль о |(дух,матер. порядка). Венцом науч познания |
|причастности разумного нач |выст-т теория.. Наука есть вид дух деят-ти,|
|ала к тайнам мироздания – развернутое |напр-ый на выработку, проверку и |
|выражение впервые получило у Платона. Его |систематизацию знаний. На их основе созд-ся|
|учение основывалось на противопоставлении |ср-ва, расшир-щие дух и прак-ие возм-ти |
|двух миров6 мира «видимого» и мира |чел. Создаваемый ч-ком искус-й мир – это |
|умопостигаемого (мира идей). |продолжение и усиление его ест-ых |
|Объективный идеализм – фил-ия Платона, в |способностей. Сейчас насчит-ся 3 тыс наук, |
|кот. идея выступает как основа мироздания и|увелич-ся число компл-ых наук(биохимия) |
|объекта познания. Ее достижения были |поэтому клас-ция наук задача слож и |
|закреплены в неоплатонизме, сделавшем |трудоемкая. По объекту отражения науки |
|основной категорией Единое (Одно). |клас-ся на: 1. Естеств-е – науки о природе.|
|Родоначальник неоплатонизма Плотин |Отличается четким и устойчивым предметным |
|рассматривает Единое как неизъяснимую и |содержанием. 2. Гуманитар. – об обществе и |
|неизменную, невыразимую с помощью обычного |чел-ке, изучают события, познание |
|языка первосущность. Оно совершенно и |котсводится к описанию единичных, специф-х |
|вечно, присутствует во всем и вместе с тем |явлений. 3. Технические – обеспечивают |
|отлично от каждой отдельно входящей в |практич-ю реализацию знаний. Гл. объект – |
|какое-либо множество вещи. "Всякое |технич. устр-во, машина. Матем. науки в |
|множество вторично в сравнении с единым", -|качестве аппарата исследований проникают во|
|говорит в своем трактате "Первоосновы |все три группы. |
|теологии" другой классик неоплатонизма - |Науч. познание предст. собой единство |
|Прокл. Доказательства его просты и |логич. формы мысли и опыта, |
|убедительны: если множество не содержит |чувтст-конкретного содержания. От того что |
|единства (не причастно ему), то оно не |из них преобладает в реальном |
|является и множеством, так как распадается |познавательном процессе, выдел-ся два |
|на отдельные части, и каждая часть, не |уровня – эмпирич. и теоретич-е. |
|причастная какому-либо единству, повторяет |На эмпирическом уровне преобладает живое |
|судьбу "несостоявшегося" множества. Через |созерцание (чувственное познание), |
|промежуточные образования множества вещей, |рациональный момент и его формы (суждения, |
|причастные единому, восходят к высшему |понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют|
|единству - Абсолюту. Это единое, именуемое |подчиненное значение. Поэтому исследуемый |
|у Плотина и его последовали Божеством, |объект отражается преимущественно со |
|будучи переполненным собственным |стороны своих внешних связей и проявлений, |
|совершенством, порождает все |доступных живому созерцанию и выражающих |
|многообразие мира в результате |внутренние отношения. Сбор фактов, их |
|эманации (от лат. - истечение), |первичное обобщение, описание наблюдаемых и|
|осуществляющейся в три этапа. Каждая |экспериментальных данных, их |
|последующая ступень эманации в творческом |систематизация, классификация и иная |
|отношении слабее предыдущей. Эманация |фактофиксирующая деятельность – характерные|
|завершается переходом в материю, которая по|признаки эмпирического познания. |
|отношению к Божеству (Единому, Благу) есть |Теоретический уровень познания |
|абсолютная лишенность, абсолютная бедность.|характеризуется преобладанием рационального|
|Лишенная добра, материя выступает как |момента – понятий, теорий, законов и других|
|«первичное здо» Поэтому высшая цель души - |форм мышления и «мыслительных операций». |
|возвращение к Единому. Философские учения, |Живое созерцание, чувственное познание |
|развивающиеся в русле платонизма, |здесь не устраняется, а становится |
|представляют, как правило, сложные и |подчиненным (но очень важным) аспектом |
|всеохватывающие теоретические построения, |познавательного процесса. Теоретическое |
|которые по внешнему виду могут заметно |познание отражает явления и процессы со |
|отличаться друг от друга. Так, в Новое |стороны их универсальных внутренних связей |
|время Лейбниц создал монадологию - учение о|и закономерностей, постигаемых с помощью |
|первичных простейших духовных образованиях,|рациональной обработки данных эмпирического|
|или монадах, заключающих в себе всю полноту|знания. Эта обработка осуществляется с |
|бытия и наделенных внутренней энергией. |помощью систем абстракций «высшего порядка»|
|Монады представляют собой автономные |- таких как понятия, умозаключения, законы,|
|"одушевленные атомы". Они образуют мир как |категории, принципы и т.д. Важнейшая задача|
|согласованное целое на основании гармонии, |теоретического знания – достижение |
|предустановленной центральной монадой - |объективной истины во всей ее конкретности |
|Богом, из которого эманируют все остальные |и полноте содержания. При этом особенно |
|монады. Аристотель выдвигает аргумент: |широко используются такие познавательные |
|если идеи как сущности вещей отделены от |приемы и средства как абстрагирование – |
|самих вещей, то они не могут быть причиной |отвлечение от ряда свойств и отношений |
|их бытия, возникновения и измнения. Нельзя |предметов, идеализация – процесс создания |
|сказать, что критика Аристотеля является |чисто мысленных предметов («точка», |
|исчерпывающей: в платонизме, как и во |«идеальный газ» и т.п.), синтез – |
|всякой идеалистической системе, многие |объединение полученных в результате анализа|
|суждения «не поддаются» ни на достаточную |элементов в систему и др. |
|аргументацию, ни на опровержение. Поэтому |Тип научной рациональности — это состояние |
|для философствования открываются самые |научной деятельности, представленной как |
|широкие возможности, даже если оно |отношение «субъект — средства исследования |
|становится на путь фантазий и домыслов. |— объект» и направленной на получение |
|Несмотря на очевидные узкие места, |объективной истины. На разных этапах |
|платонизм оказал огромное воз действие на |исторического развития науки, наступающих |
|христианство, а через него - на многие |после научных революций, доминировал свой |
|философские концепции, особенно в Европе. |тип научной рациональности. Описанным выше |
|Это исторически наиболее ранняя форма |научным революциям соответствуют, как |
|идеализма, выросшая из попыток понять |считает В. С. Степин, классический, |
|природу мыслительной деятельности, духовной|неклассический, постнеклассический типы |
|жизни. Но уже античная мысль доросла до |научной рациональности. |
|понимания того, что отношение человеческих |Классический тип рациональности в научной |
|представлений к окружающему миру - в |деятельности, понятой как отношение |
|значительной степени проблема |«субъект— средства — объект», выделяет |
|самостоятельная, не укладывающаяся в |объект в качестве главного компонента |
|платоновскую связку "вещь - идея вещи". |указанного отношения. При этом усилия |
|Факт несовпадения наших представлений о |ученого тратятся на то, чтобы как можно |
|вещах с самими вещами был впоследствии |полнее исключить из теоретического |
|использован идеализмом для усиления своей |объяснения и описания объекта все, что |
|позиции и стал той почвой, на которой |относится к субъекту, средствам и методам |
|выросла другая его разновидность - |познания. В этом усматривается необходимое |
|субъективный идеализм. Крупнейшим |условие получения объективного и истинного |
|представителем его является английский |знания об объекте. |
|философ Д.Беркли, выдвинувший в начале 18 |Неклассический тип научной рациональности, |
|в. знаменитый тезис «существовать – значит |в отличие от классического, характеризуется|
|быть воспринимаемым». Субъективный идеализм|осознанием влияния познавательных средств |
|– с его точки зрения объективный мир, |на объект. Это влияние учитывается и |
|независимый от человека, не существует, он |вводится в теоретические объяснения и |
|есть не что иное, как порождение |описания. То есть в отношении «субъект — |
|субъективных познавательных способностей |средства — объект» внимание исследователя |
|человека, его ощущений (Беркли). |акцентируется на объекте и одновременно на |
|Субъективные идеалисты считают, что выйти |средствах. А так как средства познания |
|за пределы сознания невозможно. Беркли |использует субъект, то начинает приниматься|
|считал, что окружающий человека мир |во внимание его активность. |
|представлен ему в качестве содержания |Постнеклассический тип рациональности — это|
|психических форм, за пределы кот-х он выйти|выход на уровень осознания того факта, что |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23