|объектов и составляющая всеобщую основу и | |
|движущую силу развития человеческого | |
|общества и познания. По отношению к | |
|практике она играет троякую роль. | |
|Во-первых является источником, основой| |
|познания, его движущей силой, дает ему | |
|необходимый фактический материал. | |
|Во-вторых, практика является способом | |
|приложения знаний, и в этом смысле она- | |
|цель познания. В-третьих она служит | |
|мерилом, критерием истинности результатов. | |
|Понятие С. первоначально (напр., у | |
|Аристотеля) обозначало носителя свойств. | |
|состояний и действий. и в этом отношении | |
|было тождественно понятию субстанции. | |
|(Субстанция - единое неделимое вещество, | |
|из которого состоят все вещи, | |
|внутренняя сущность вещей активно | |
|самопорoждающее и саморазвивающееся | |
|начало). | |
|Начиная с 17 в. понятие О. как и | |
|соотносительное с ним - С. , стало | |
|употребляться прежде всего в | |
|гносеологическом смысле. Под С. ныне | |
|понимается активно действующий и | |
|познающий, обладающий сознанием и волей | |
|индивид или социальная группа; О. - | |
|то, на что направлена познавательная и | |
|иная деятельность С. | |
|Связанная с осн. вопросом философии, | |
|проблема отношения С. и о. по-разному | |
|решалась материализмом и идеализмом. | |
|Идеалисты выводили взаимодействие С. и | |
|О. и само существование С. из | |
|деятельности С., понимаемого как бог, идея| |
|и т. п., пытаясь на этой основе объяснить | |
|активную роль С. в познания. Для | |
|субъективного идеализма при этом | |
|характерно понимание С. как единства | |
|психической деятельности индивида и | |
|попытки отрицать существование О., т.е. | |
|последний понимается только как | |
|совокупность состояний С. Материализм | |
|рассматривал О. как существующий | |
|независимо от С. и понимал его как | |
|объективный мир, а в узком смысле - как| |
|предмет познания. Диалектический | |
|материализм исходит из признания | |
|существования О. независимо от С., но в то| |
|же время рассматривает их в единстве. О.| |
|не является абстрактной | |
|противоположностью С., т. к. последний | |
|активно преобразует, очеловечивает О., и | |
|основу их взаимодействия составляет | |
|общественно-историческая практика. Именно | |
|в ней стороны и свойства действительности| |
|превращаются в О., преобразование к-рого| |
|в практической и теоретической | |
|деятельности С. позволяет воспроизвести в| |
|сознании содержание объективной | |
|реальности. | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|23. Понятие истины. Основные концепции |47. Основные концепции бессознательного. |
|истины |Фрейд создал концепции бессознательного |
|Обычно истину определяют как соотв знания |(конец XIX в до 1920 г. ), когда на основе |
|объекту. Истина - это адекватная информ о |своих экспериментальных данных, он сделал |
|объекте, получаемая посредством его |вывод о существовании в психике каждого |
|чувственного или интелектуального |человека достаточно четко выраженных |
|постижения либо сообщения о нем и |структурных образований, которые он |
|характеризуемая с точки зрения ее |называет — сознание, предсознание и |
|достоверности. Т.о. истина сущ как |бессознательное. В противовес |
|субъективная реальность в ее информ и |рационалистической европейской философской |
|ценностном аспектах. Ценность знания |традиции З. Фрейд уделяет особое внимание |
|определ мерой его истинности. Истина есть |именно бессознательному, определяя его как |
|свойство знания, а не объекта познания. |ту часть психики, в которую вытеснены |
|Знание есть отражение и сущ в виде |неосознанные желания человека, имеющиe |
|чувственного или понятийного образа. Образ |иррациональный и вневременной характер. |
|может быть не только отраж наличного бытия,|В отличие от фрейдистской концепции |
|но также и прошлого. Т.о. истину определяют|культуры, концепция Г Юнга значительно |
|как адекватное отражение объекта познающим |глубже анализирует бессознательное, |
|субъектом, воспроизводящей реальность |рассматривая его как определенную |
|такой, какая она есть сама по себе, вне и |совокупность некоторых фундаментальных |
|независимо от сознания. Истина есть |образов — символов, действительно важных |
|адекватное отражение реальности в динамике |для любой цивилизации (как, например, |
|ее развития. Это придает ей особ ценность, |символ Дерева Жизни). Этот и подобные ему |
|связанную с прогностическим измерением. |символы не могут быть описаны в сфере |
|Истинные знания дают людям возможность |инстинктов и коррелируют с определенными |
|разумно организовывать свои практ действия |нейродинамичными структурами мозга, что |
|в настоящем и предвидеть будущее. Но |доказала экспериментальная психология. |
|человечество редко достигает истины иначе, |Юнг считал, что особенностью его подхода к |
|как через крайности и заблуждения. |изучению коллективного бессознательного |
|Заблуждение - это содержание сознания, |является сочетание строгой научности и |
|соответствующее реальности, но принимаемое |метода свободных ассоциаций, позволяющих |
|за истинное. Научное познание по своей |выходить на более высокий уровень научного |
|сути невозможно без столкнов различных |обобщения. . Анализируя бессознательное, Г.|
|мнений, убеждений, также как невозможно и |Юнг считает неправомерным все психические |
|без ошибок. Ошибки нередко совершаются в |импульсы Оно сводить к сексуaльнocти, |
|ходе наблюдения, измерения, расчетов, |трактовать либидо лишь как энергию |
|суждений, оценок. До тех пор пока чел |влечений, а тем более выводить всю |
|стремится вперед он блуждает,” - говорил |европейскую культуру из сублимаций |
|Гете. Истина исторична. Понятие конечной |индивида. В своей программной работе |
|или неизменной истины - всего лишь призрак.|"Метаморфозы и символы либидо". Юнг |
|Любой объект познания - неисчерпаем, он |называет либидо все проявления жизненной |
|меняется, облад множеством свойств и связан|энергии, воспринимаемые человеком в |
|бескон числом связей с окруж миром. Каждая |качестве бессознательного стремления или |
|ступень познания ограничена уровнем |желания. Он показывает, что либидо человека|
|развития общества, науки... Научные знания |на протяжении жизни претерпевает ряд |
|поэтому носят относительный характер. |сложных превращений, зачастую весьма |
|Относит знаний закл в их неполноте и |далеких от сексуальности, более того, |
|вероятностном характере. Истина поэтому |либидо может трансформироваться и |
|относительна, ибо она отраж объект не |возвращаться вспять в виду каких-то |
|полностью, не исчерпывающим образом. |жизненных обстоятельств, что приводит к |
|Относительная истина есть ограничено-верное|репродукции в сознании человека целого ряда|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23