|раздражимость, чувствительность, | |
|элементарная психика высших животных. | |
|Отражение в живой природе связано с | |
|качественно новым способом существования | |
|биоорганизмов — приспособительной | |
|жизнедеятельностью. Приспособление живых | |
|существ к среде непосредственно связано с | |
|сущностью жизни. В этом процессе и | |
|развивается механизм отражения — постепенно| |
|появляется нервная система, начиная от ее | |
|простейших зачатков до развитого головного | |
|мозга позвоночных. Раздражимость — есть | |
|биологическое отражение. Она имеется уже у | |
|растений. Раздражимость — это реакция живых| |
|организмов на благоприятные и | |
|неблагоприятные условия среды, вызывающая | |
|активность. Растения реагируют на движение | |
|Солнца. Более высокой разновидностью | |
|биологического отражения является | |
|чувствительность, то есть способность | |
|отражать отдельные свойства вещей в виде | |
|ощущений. Этим формам биологического | |
|отражения присуща активность и | |
|целесообразность. Растения, простейшие | |
|организмы, исходя из потребности | |
|самосохранения, целесообразно реагируют, т.| |
|е, отражают биологически важные условия | |
|среды. Например, хватательный рефлекс у | |
|простейших действует лишь при появлении тех| |
|жучков и паучков, которыми они питаются: на| |
|остальные раздражители они никак не | |
|реагируют. У животных появляются | |
|способности, которые они активно используют| |
|при добыче пищи. На основе этого происходит| |
|дальнейшее развитие биологической формы | |
|отражения – появляются зачатки психической | |
|формы отражения. В результате организм | |
|начинает воспроизводить приспособительные | |
|реакции при первом же сигнале, | |
|информирующем о наступлении условий, | |
|сформировавших данный биохимический | |
|комплекс [1]. Так, после активной жизни в | |
|весенне-летний период растения начинают | |
|готовиться к зиме. Сигналом для них | |
|становится снижение солнечной активности, | |
|сокращение светового дня, первые признаки | |
|похолодания и т.д. Деревья сбрасывают | |
|листву, и циркуляция влаги в клетках | |
|ограничивается до предела. Обменные | |
|процессы свертываются, организм впадает в | |
|спасительный анабиоз. Таким образом, | |
|внешние воздействия, имеющие жизненное | |
|значение, как бы вплетаются в | |
|физиологическую ткань организма. Поскольку | |
|ведущую роль в формировании | |
|приспособительных механизмов играет фактор | |
|времени, каждый организм представляет собой| |
|как бы "свернутый" временной аналог своей | |
|среды, ее специфическую форму. Отсюда, в | |
|частности, проистекает "привязанность" | |
|организма к своему месту, его довольно | |
|жесткая локализация. | |
|5. Психика как форма приспособительного |28. Истина как процесс. Конкретность истины|
|поведения. Идеальная природа психики. |и пути ее достижения. |
|Психика-специфич форма отражени, кот нач-ся|Со времен античности истина есть знание, |
|с чувств-ти – непосредств-х пепереживаний, |соответствующее действительности. Но кроме |
|связанных с присоб-ем к среде. |соответствия действительности истина |
|Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы|включает и другие характеристики: |
|– биоэлектр сигналы, кот не изменяют |доказанность, наличие критерия истины, |
|физиолог. процессы, а явл средством связи с|включенность в определенную познавательную |
|биол-ки значимыми параметрами. |систему и др. Истина – адекватное |
|В ответ на изменение внеш среды ж-ое не |отражение объективной реальности познающим |
|перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет |субъектом, воспроизводящее познаваемый |
|свое поведение и место пребывания. Так |предмет так, как он существует вне и |
|шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет |независимо от сознания. Истина имеет |
|ж-ое применить меры предосторожности. Он |субъективную и объект. стороны. |
|ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ |субъективность ее означает, что она |
|сущ-нии биол-ки знач-го объекта. |находится в человеке, в его сознании и |
|Жив-ая психика отражая пространств-врем |степень ее раскрытия зависит от уровня |
|парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. |развития самого человека. Объективна истина|
|св-ва, но этот момент не носит самост-го |потому, что в ней фиксируется содержание, |
|хар-ра, а подчинен целям адаптации и |относящееся к субъективным предметам, |
|самосохр-я. |существующим независимо от сознания. |
|Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится |Ценность знания определ мерой его |
|только к тому субъек-му переживанию, кот он|истинности. Истина есть свойство знания, а |
|выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика |не объекта познания. |
|ж-го воспр-ит предмет, как абс-но |Обыденное сознание, мысля истину как прочно|
|тождест-ый с самим отражающим субъектом. |достигнутый результат познания, обычно |
|Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно |оперирует такими безусловными истинами, как|
|принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит |отчеканенной монетой. Но система научных |
|конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, |знаний, да и житейский опыт – не склад |
|что она привязана к конкр. ситуации и |исчерпывающей информации о бытие, а |
|помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое|бесконечный процесс, как бы движение по |
|как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош,|лестнице, восходящей от низших ступеней |
|ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит |ограниченного, приблизительно ко все более |
|из сферы псих-го и сохр0ся на уровне |всеобъемлющему и глубокому постижению сути |
|условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое |вещей. Однако истина отнюдь не только |
|след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем |движущийся без остановки процесс, а |
|более осмыслить свое прошлое. |единство процесса и результата. |
|Психика - это способность ж существ |Конкретность - это свойство истины, |
|создавать чувственные и обобщенные образы |основанное на знании реальных связей, |
|внешней действительности и реагировать на |взаимодействия всех сторон объекта, |
|них сообразно своим потребностям. Под |главных, сущ свойств, тендеций его |
|психикой человека понимается вся |развития. Так истиность или ложность тех |
|совокупность явлений и состояний его |или иных суждений не м.б. установлена если |
|внутреннего мира. Сознание является частью |не известны условия места, времени..., в |
|психики. Психика охватывает не только |кот они сформулированы. |
|сознательные, но и подсознательные и |В свое время Гегель справедливо |
|бессознательные процессы. Человек |подчеэркивал, что абсолютной истины нет, |
|отличается от природы наличием развитой |истина всегда конкретна. Это значит, что |
|психики. Есть она и у высших животных. |любое истинное знание(в науке, в фил. и |
|Психич идеально и нематериально. |т.п.) всегда определяется в своем |
|Психическое есть символическое бытие в |содержании и применении данными условиями |
|структурах головного мозга доступных |места, времени и многими другими специфич. |
|человеку фрагментов внешнего мира. Природа |обстоятельствами, которые познание должно |
|психики символична, пример картины Рафаэля |стремиться учесть как можно точнее. |
|- одно и тоже может быть символами разных |Игнорирование определенности ситуации, |
|явлений. Аналогично при одинаковых |распространение истинного знания за пределы|
|нейрофизических процессов разные люди |его действит-ой применимости неминуемо |
|увидят разное, что говорит о |превращает истину в антипод – в |
|неоднозначности соотношения мозга и |заблуждение. Даже такая простая истина как |
|психики. Психика есть нечто чисто |2+2=4 является таковой только в десятичной |
|человеческое, а отсюда чисто человеческое |системе исчесления… можно привести и др |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23