| |необходимость воспринималась, как правило, |
| |в виде судьбы, рока, повелевающих |
| |поступками человека и отрицающих свободу |
| |его воли. Противопоставление понятий |
| |“свобода” и “необходимостью” как |
| |философских антиномий, отрицание или |
| |подмена одного из них другим были камнем |
| |преткновения для мыслителей, так и не |
| |находивших удовлетворительного решения |
| |проблемы. Философское решение проблемы |
| |свободы и необходимости, их соотношения в |
| |деятельности и поведении личности имеет |
| |огромное практическое значение. Для |
| |философов, ? считали первичной сущность, |
| |свобода была лишь конкретным воплощением |
| |необходимости со случайными отклонениями от|
| |нее. Для считавших первичным существование:|
| |свобода – первичная реальность человеческой|
| |жизни, в то время как необходимость – |
| |абстрактное понятие. |
| |. Человеческое отчуждение. В широком |
| |понимании отчуждение есть социальный |
| |процесс, в кот рез-ты деят-ти ч-ка |
| |превращ-ся в самост-ую господствующую над |
| |ним и враждебную ему силу. Это явление |
| |связано с общественным разделением труда и |
| |возник-ем частной собственности, |
| |последствия этого – гос-во как аппарат |
| |насилия одного класса над др., социал. |
| |неравенство и эксплуатация, абсолютизация |
| |духовных сил ч-ка и превращение их в |
| |сверхестест-е (религия и идеализм), такое |
| |развитие науки и техники, когда они |
| |обращаются против ч-ка. Отчуждение есть |
| |побочный продукт процесса овеществления |
| |человеком своих сил и способностей, что в |
| |усл-х разделения труда и складывающихся на |
| |этой основе соц отношений приводит к |
| |отчуждаемости отношений, что отраж-ся в |
| |сознании индивида и обществ-й психологии. |
| |Это выражается в разрыве м/уожиданиями ч-ка|
| |и нормами, кот предписываются ему соц |
| |стр-рой, восприятие этих форм как чуждых |
| |лич-ти, чувством изоляции, одиночества. Все|
| |это предполагает нарушение норм соц-го |
| |поведения. |
| |Феномен отчуждения прослеживается во всей |
| |истории чел-ва (кроме м.б. родового |
| |общ-ва): К.Маркс показал, что условия |
| |труда отчуж-ся от самого труда и |
| |противопоставляется рабочему в кач-ве |
| |капитала и поэтому рабочий занятый в проц |
| |труда одностор образом выходит из него |
| |обедненным и опустошенным. Рез-ты труда |
| |также отчуж-ся от наемного рабочего. Т.о. |
| |формы отчуждения: 1опустошение и обеднение |
| |труженика в процессе труда; 2отч условий |
| |деятельности от деятельности - |
| |противостояние условий труда (собственность|
| |на средства произ, управление, организация)|
| |– субъекту труда; 3отч результатов |
| |деятельности от субъекта; 4отч теории от |
| |практики, что дает отклонения в сознании и |
| |поведении членов общества; 5соц структур и |
| |институтов от трудящихся – бюрократическая |
| |машина. Не только р. но и все люди являются|
| |отчужденными. Отнош между людьми тоже |
| |отчужденные и различия только в видах и |
| |уровнях отч. М указывает на сущ первичных и|
| |вторичных уровней отч. |
| |Устранение отчуждения. Универсальный |
| |человек. Процесс, обратный отчуждению, - |
| |присвоение чел собственной подлинной |
| |сущности. М связывает его с общ |
| |преобразованиями, с освобождением кот в |
| |основе имеет уничтожение отчужд труда. Что |
| |будет , если чел начнет производить как |
| |человек, т.е. не подневольно. В этом случае|
| |труд станет средством саморазвития |
| |человека, в реализацию человеком своих |
| |лучших сторон. Характеристика присвоения |
| |челов собственной сущности, или превращ |
| |труда из принуд в человеческий рассматр М |
| |по тем же параметрам, что и процесс |
| |отчуждения: 1. по присвоению предм труда и |
| |его результата 2. По освобождению самой |
| |деятельности 3.присв человеком труда общей |
| |родовой сущности 4.гармонизации отношений |
| |между людьми. Здесь М создает грандиозную |
| |по своему пафосу картину челов, живущего в |
| |единстве с природой, преобразующего прир в |
| |соответствии с ее законами. Гармония с |
| |внешней прир осущ в деятельности, в кот |
| |человек реализует свои цели не по законам |
| |утилитарной пользы, а по зак красоты. |
| |Внутренняя прир чел также преобразуется. |
| |Вместо отчужденного недочеловека появляется|
| |человек, само природное развитие есть |
| |гармоничный р-т всей истории чел общества. |
| |В человеке начнут реализовываться |
| |способности, пока еще реализующиеся не у |
| |всех (музык ухо, художественно развитый |
| |глаз). - творческие способности. |
| |Универсально развитый, жив в единстве и |
| |гармонии с внешней и внутренней природой |
| |чел - таков идеальный фил образ, рисующийся|
| |М в качестве ядра коммунист идеала. |
| |Уничтожение ч собственности необходимо, но |
| |недостаточно для присвоения людьми челов |
| |сущности. |
| | |
|9. Раздражимость как форма приспособления | |
|организмов к среде. Между живой и неживой | |
|природой нет непроходимей пропасти. | |
|Присущее неживой материи свойство отражения| |
|при определенных, исторически | |
|складывающихся естественных условиях | |
|порождает отражение в живой природе — | |
|биологическую форму отражения. Механизмом | |
|отражения здесь выступает раздражимость – | |
|комплекс биохимических реакций, | |
|направленных на приспособление к среде | |
|обитания. Ее разновидностями выступают: | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23