|конструкций, так атомисты Левкипи и | |
|Демокрит считали, что в основе мира лежат | |
|невидимые частицы – атомы, отличающиеся др.| |
|от др. формами, положением, порядком. | |
|Демокрит утверждал, что душа состоит тоже | |
|из атомов. | |
|Логически доказать сущест-ие объективного | |
|источника наших восприятий невозможно, но | |
|без этого утверждения о материи теряют | |
|смысл, поэтому материализм берет на | |
|вооружение опыт и здравый смысл («наивный | |
|реализм»). Философ-е учения Беркли, Канта | |
|показывают, что опыт не доказывает того, | |
|что мир существует независимо от нашего | |
|сознания. Поэтому в поисках предельных | |
|оснований бытия материализм был вынужден | |
|смыкаться с науками. Возникают | |
|механистический материализм - | |
|абсолютизирует з-ны механики, экономический| |
|мат-м – з-ны экономики, вульгарный мат-м – | |
|сводит мышление к нейромозговым процессам. | |
|Материализм не мог ответить на многие | |
|вопросы и единственным выходом было | |
|отказаться от теории бытия и сосредоточить | |
|рефлексивные усилия на процессе познания, | |
|устраняя абсолютную идею, Бога, такой | |
|материализм назывался диалектическим – его | |
|суть – вне человеческого сознания и | |
|независимо от него существует объективная | |
|реальность – материя. | |
|Современный этап материалистической | |
|философии связан с именем К.Маркса. | |
|13. Категория общественного бытия. |36. Научное предвидение и его формы. |
|Была выработана и введена Марксом в 50-х |Логические основы научного предвидения. |
|гг. 19 в. Совокупность общественных связей |Научное предвидение – эмпирически и |
|и общественных отношений образует |теоретически обоснованное предположение о |
|общественное бытие – мир человека, в |будущем состоянии явлений природы, общества|
|котором даже предметы природы существуют в |и духовных процессов, неизвестных в |
|общественно-преобразованных формах. Маркс: |настоящий момент, но поддающиеся выявлению.|
|«общество не состоит из индивидов, а | |
|выражает сумму тех связей и отношений, в |Научное предвидение является основой |
|которой эти индивиды находятся друг к |научного знания. |
|другу». Общество – ансамбль, совокупность |Формы: 1 Предсказание – локализованное во |
|общественных отношений. Между человеком и |времени и пространстве конкретное |
|вещью существует общественное бытие, |предвидение (например, солнечное затмение).|
|никакого другого бытия у человека нет. |2 Прогнозирование – специальное научное |
|Общественное бытие предстает как совокупная|последование перспектив развития какого – |
|общественная практика, как единство |либо явления (например, прогноз развития |
|языкового общения и преобразовательной |экономики на 5- летку).Предвидение – |
|деятельности. Труд пчел, муравьев |заключительное звено сложной цепи |
|представляет систему бессознательных |познавательных процедур, основными из |
|операций, в нем нет ничего человеческого, |которых является индукция, дедукция и |
|общественного, не применимо понятие |аналогия. |
|производство, однако непосредственные связи|Индукция – способ рациональной |
|сохраняются, обеспечивая совместное |интерпретации явлений, которое даёт |
|существование. Но общественное и совместное|возможность предсказать наступление событий|
|не одно и тоже. Стадные животные не |с определённой степенью вероятности. |
|являются общественными, разделение функций |Дедукция – движение мысли от знания общего |
|объясняется биологическими причинами, а не |к частному, единичному, на основе отношения|
|объективными условиями, которые |дедуктивной теории к прогнозируемым |
|складываются в развитие самой деятельности |явлениям можно выделить 3 вида предвидения:|
|данного животного сообщества. | |
|Преобразовательная деятельность невозможна |Предвидение явлений не существующих в |
|вне языкового общения, язык вне ее тем |настоящем, но возможных в будущем (расчёт |
|более невозможен, если люди перестанут |энергии для машины). |
|производить необходимые средства к жизни, |Предвидение явлений существующих, но не |
|то скоро некому будет вступать в общение. |зафиксированных в опыте (периодическая |
|Общественное бытие: экономический фактор, |система Менделеева). |
|общественные отношения, правовые, |Предвидение явлений реально существующих, |
|моральные, религиозные и т.д. |но устанавливаемых на основе эмпирических |
|дополнения. Общественное сознание – это |фактов. |
|воззрения людей в их совокупности на |Аналогия – знание о каких-то признаках |
|явления природы и социальную реальность, |предмета достигается на основании того, что|
|выраденные в созданных обществом |в других признаках он имеет сходство с |
|естественном и исскуственном языке, |другими предметами. |
|творениях духовной культуры, социальных |А имеет признак a, b, c. |
|нормах и взглядах социальных групп, народа |B имеет признак a, b. |
|и человечества в целом. Структурными |Вероятно B имеет признак C. |
|элементами общественного сознания являются |4 вида прогноза 1. Поисковые, 2. |
|различные его формы: политическое, |Нормативные, 3. Аналитические, 4. Прогнозы |
|правовое, нравственное, религиозное, |– предостережения. |
|эстетическое, научное и философское, |1.Поисковые прогнозы: составляют, чтобы |
|которые различаются между собой по предмету|выявить, каким может быть будущее, |
|и форме отражения, по социальной функции, |отправляясь от реалистических оценок |
|по характеру закономерности, а также по |существующих в данное время тенденция |
|степени своей зависимости от общественного |развития в различных сферах общественной |
|бытия. |деятельности. |
|Вопрос о сущности общественного бытия не |Нормативные прогнозы ,ориентированные на |
|так прост, как может показаться. 1-ая |достижения в будущем определённых целей, |
|сложность закл-ся в том, что применительно |содержат различные практические |
|к отношению общ. бытия и общ. сознания |рекомендации для осуществления |
|нельзя просто говорить о «первичности и |соответствующих планов и программ развития.|
|вторичности» в общефилософском плане, т.к. | |
|этого недостаточно. Общ. сознание возникло |Аналитические прогнозы:, как правило |
|спустя какое-то время после возникновения |делаются для того, чтобы в научных целях |
|общ. бытия, а одновременно и в единсте с |определить познавательную ценность |
|ним. И если мирозданию в целом |различных методов и средств исследования |
|«безразлично» существование человеческого |будущего. |
|разума, то общество не могло быбез него не |Прогнозы предостережения: составляются для |
|только возникнуть и развиваться, но и |непосредственного воздействия на сознание и|
|просуществовать ни одного дня и даже часа. |поведение людей с целью заставить их |
|В силу того что общество есть |предотвратить предпологаемое будущее. |
|субъективно-объективная реальность, общ. | |
|бытие и общ. сознание как бы «нагружены» | |
|друг другом: без энергии сознание общ. | |
|бытие статично и даже мертво. И сам процесс| |
|материального производства (основа общ. | |
|бытия), который в одном из моментов | |
|существует независимо от сознания, | |
|детерминируя последнее, обладает лишь | |
|относительной свободой от власти сознания. | |
|Сущность сознания в том и состоит, что оно | |
|может осмыслить общ. бытие только при | |
|условии одновременного активно-творческого | |
|преобразования его. Человека всегда | |
|подвергает в смущение несоответствие между | |
|стремительным полетом духа в будующее и | |
|относительной медлительностью развития общ.| |
|бытия, прежде всего его основы – экономики.| |
| | |
|Подчеркивая единство общ. бытия и общ. | |
|сознания, нельзя забывать об их различии, | |
|специфической разъединенности, | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23