|свидетельствует тот факт, что в течение | |
|этого периода мозг человека не изменился, | |
|морфологически. изменение его завершилось. | |
|Противоположная точка зрения не имеет | |
|достаточного основания. | |
|В современной литературе по вопросу о роли | |
|социальных и биологических факторов в | |
|индивидуальном развитии человека существуют| |
|два различных подхода к решению проблемы. | |
|Одни авторы утверждают, что развитие | |
|человека целиком обусловлено генами, | |
|абсолютизируя, таким образом, биологический| |
|фактор. Это направление называется | |
|панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в| |
|том, что все люди рождаются с одинаковыми | |
|генетическими задатками, а главную роль в | |
|развитии их способностей играют воспитание | |
|и образование. Эта концепция получила | |
|название пансоциологизм. В индивидуальном | |
|развитии человека различаются два периода —| |
|эмбриональный и постэмбриональный. Первый | |
|охватывает период внутриутробного развития | |
|человеческого эмбриона (зародыша). Уже на | |
|самой ранней стадии развития эмбриона | |
|начинается реализация генетической | |
|программы, полученной от родителей и | |
|закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый | |
|человек является носителем специфического | |
|индивидуального набора генов, вследствие | |
|чего он генетически уникален. На | |
|сегодняшний день господствующей точкой | |
|зрения можно считать ту, которая | |
|утверждает, что наследуются не сами | |
|способности как таковые, а лишь их задатки,| |
|которые в большей или меньшей степени могут| |
|проявляться в условиях среды. Генетический | |
|потенциал человека ограничен во времени, | |
|причем достаточно жестко. Если пропустить | |
|срок ранней социализа-ции, этот потенциал | |
|не успевает реализоваться и угасает. Ярким | |
|примером этого могут служить многочисленные| |
|случаи, когда младенцев попавших в джунгли.| |
|Это свидетельствует о том, что характерные | |
|черты человеческого поведения и | |
|деятельности приобретаются только через | |
|социальное наследование, через передачу | |
|социальной программы в процессе воспитания | |
|и обучения. Можно выделить следующие | |
|факторы, воздействующие на человека: | |
|биологические задатки, кодируемые в генах; | |
|среда (социальная и природная); | |
|деятельность индивида; ум (сознание, | |
|мышление). Взаимодействие наследственности | |
|и среды в развитии человека имеет место в | |
|течение всей его жизни. Но особую важность | |
|оно приобретает в периоды формирования | |
|организма: эмбрионального, грудного, | |
|детского, подросткового и юношеского. | |
|Именно в эти периоды наблюдается | |
|интенсивный процесс развития организма и | |
|формирования личности. Наследственность | |
|определяет то, каким может стать организм, | |
|но формируется он под одновременным | |
|влиянием обоих факторов как | |
|наследственности, так и среды. Сегодня | |
|становится все более общепризнанным, что | |
|адаптация человека осуществляется под | |
|влиянием двух программ наследования — | |
|биологической и социальной. Все признаки и | |
|свойства любого индивида являются, таким | |
|образом, результатом взаимодействия его | |
|генотипа и среды. | |
|Личность – человеческий индивид в аспекте | |
|его социальных качеств, формирующихся в | |
|процессе исторически конкретных видов | |
|деятельности. Личность формир в процессе | |
|деятельности, общения. Иначе говоря, формир| |
|ее в сущности есть процесс социализации | |
|индивида. Этот проц требует от чел | |
|продуктивной активности, выраж. в | |
|постоянной корректировке своих действий, | |
|поведений, поступков. Это вызывает | |
|необходимость развития способности | |
|самооценки, что связано с развитием | |
|самосознания. Самосознание и самооценка в | |
|совокупности образуют тот основной стержень| |
|личности, вокруг кот складывается | |
|неповторимая специфика личности. При этом | |
|только в деятельности индивид выступает и | |
|самоутверждается как личность, иначе он | |
|остается вещью в себе. Чел может строить | |
|любые иллюзии на свой счет, но то, чем он | |
|является в действительности, может быть | |
|обнаружено только в деле. И именно по нему | |
|другие люди могут оценить его личность. | |
|Соц-деятельная сущность лежит в основе | |
|социализации инд, в процессе которого и | |
|формируется личность. Личность есть совок | |
|трех ее основных составляющих: | |
|биогенетических задатков, воздействия соц | |
|факторов и ее психосоциального ядра - "Я". | |
|Это Я определяет характер психики чел, | |
|сферу мотивации, способ соотнесения своих | |
|интересов с общественными, уровень | |
|притязаний, основу формирования убеждений, | |
|ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно | |
|же явл основой формир соц чувств человека: | |
|собств достоинства, долга, ответственности,| |
|совести, справедливости... Субъективно, для| |
|индивида, личность выступает как образ его | |
|Я - он то и служит основой внутр самооценки| |
|и представляет собой то, каким индивид | |
|видит себя в настоящем, будущем, каким он | |
|хотел бы быть. Человек как личность есть | |
|процесс, требующий неустанной душевной | |
|работы. | |
| |45. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном |
| |опыте личности. |
| |Жизнь и смерть – вечные темы духовной |
| |культуры человечества. Каждый человек рано |
| |или поздно задумывается о смысле жизни, |
| |смерти, о бессмертии. Считалось, что жизнь |
| |– это миг данный человеку чтобы |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23