|действительности, область искусства, точнее|человечество из центра мира на его окраину;|
|– худ. творчество.5.Религиоз. сознание – |2) Второй удар нанёс Дарвин в середине |
|выражается в чувстве зависимости от Бога |19 века: он заставил человека признать своё|
|Все стороны дух. деят-ти взаимосвязаны. |родство с животными; 3) Третий удар |
|Традиция философского анализа духовной |нанёс Фрейд в начале 20-ого века: он |
|жизни уходит в глубокую древность. Одну из |показал, что человек не является хозяином в|
|самых фундаментальных попыток отчетливо |своей собственной душе. |
|поставить и разрешить проблему духа |Таким образом, представление гуманистов о |
|предпринял древнегреческий философ Платон. |том, что человек в принципе хорош, а |
|В его философии бесплотное неопределенное |обстоятельства плохи – чистая иллюзия. |
|идеальное начало превращается в достаточно |За эту точку зрения Фрейда и любят, и |
|четко систематизированную и |ненавидят: |
|иерархизированную структуру, которая |1) любят за то, что это даёт |
|буквально «держит» мир, составляет его |возможность людям оправдать свои пороки; |
|основу. Именно идеальное начало оказывается|2) ненавидят, так как он отнял у |
|первосущим, а материальный мир — лишь его |человека возможность гордиться величием |
|несовершенным подобием. Но как ни велик |своего разума. |
|Платон и как ни уважали в античности |Фрейда часто обвиняют в отсутствии |
|философов, духовные ценности отнюдь не |гуманизма. |
|превалировали в сознании юдей той эпохи. А |А психоаналитики (Черкасов С.М.) говорят, |
|вот на следующем крупном отрезке европейкой|что «Фрейд – великий гуманист, ибо |
|истории, в Средневековье, «линия Платона» |благодушие в отношении природы человека |
|получила продолжение в развитие |вредно». |
|христианства. Сделавшись в силу ряда |Проявления бессознательного. |
|исторических причин монополистом духовной |Как вы думаете, где проявляется |
|жизни Европы чуть ли не на тысячу лет, |бессознательное? |
|христианская религия весьма существенно |1. Сновидения. |
|изменила шкалу основных жизненных |В своей работе «Толкование сновидений» |
|ценностей. Легкое пренебрежение Платона |(1900 г.) Фрейд сказал: «Сновидение – это |
|материальной стороной жизни сменилось ее |королевский путь в бессознательное». |
|однозначным принижением и соответственно |Кстати, эту работу обычно считают началом |
|возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в |психоанализа, то есть психоанализ родился в|
|конечном счете духовное начало. |самом начале нашего века. Мы все видим сны.|
|Средневековая религиозная философия |Во время сна сознание отключается, таким |
|(патристика, схоластика), немало |образом сон – это чистый продукт нашего |
|потрудившись над логической стороной духа, |бессознательного.Какое оно бессознательное?|
|все же разрешение проблемы идеального особо| |
|не продвинула, поскольку ей с самого начала|1) алогичное, иррациональное ----- в |
|было ясно, что божественную суть духа надо |бессознательном нет логики; |
|принимать как данность, а не доискиваться |2) сумбурное, хаотичное ----- нет |
|до причин ее появления. Конец Средневековья|причинно-следственных связей; |
|и начало новой исторической ознаменовались,|3) часто страшное и сексуальное ----- |
|естественно, сменой философских |в бессознательном господствуют инстинкты. |
|предпочтений. На место авторитета божьего |Кроме того, Фрейд говорил, что в |
|разума был водружен не менее категоричный |бессознательном нет времени; он утверждал, |
|авторитет разума человеческого. «Разум |что всё, что человек видел хотя бы раз, |
|правит миром», — провозгласили |хранится в его бессознательном. Таким |
|революционеры духа XVIII. Реальные успехи |образом, в бессознательном всё хаотически |
|человеческого разума оказали столько велики|перемешано, всё существует без времени и |
|и очевидны (промышленность, наука, пол |без причинно-следственных связей. 2. |
|право), что каких-либо преград светоносному|Оговорки, забывание впечатлений и |
|разуму просто не замечали. Несомненная |намерений, другие ошибочные действия. |
|заслуга четкой постановки и решения вопроса|Забывание намерений: |
|о происхождении человеческого разума и |1) Почему человек забывает вернуть книгу? |
|движущих пружинах его эволюции принадлежит |Да потому, что он вообще не хочет её |
|К. Марксу. Его концепция |возвращать. |
|материалистического понимания истории, |2) Очень часто бывает так, что человек |
|смысловым стержнем которой была идея |берёт в долг. Потом у него появляются |
|зависимости общественного сознания от |деньги и он собирается вернуть долг. Но, |
|общественного бытия, позволяла просто и |почему-то происходит так, что он несколько |
|логично объяснить как само появление |раз подряд забывает дома кошелёк. |
|человеческого разума, так и многие его |Спрашивается почему? Да потому, что у него |
|последующие приключения. И как бы ни |есть сильное бессознательное желание этого |
|оценивалась ныне вся марксистская доктрина |долга не возвращать. |
|в целом с ее явно неудачными историческими |3) Фрейд приводит пример, как молодой |
|прогнозами, более простого и ясного |человек написал письмо и 3 раза подряд |
|рационалистического решения проблемы |забывал это письмо на письменном столе. |
|происхождения и развития человеческого |Наконец, он его отправил, но вскоре получил|
|разума пока еще никто не предложил. |назад, так как забыл написать адрес. После |
|Неудивительно поэтому, что |чего он был вынужден признать, что вообще |
|рационалистическая философия (к которой |не хотел отправлять это письмо. |
|относится и марксистская) не смогла долго |3. Остроумие (острота, шутка, анекдот, |
|удерживать господствующие позиции. В конце |юмор). |
|XIX в. возникает, новая линия |В своей работе «Остроумие и его отношение к|
|философствования — не классическая |бессознательному» (1905 г.) Фрейд сказал, |
|философия, сознательно кульвирующая |что: |
|иррационализм и насмехающаяся над наивной |Остроумие не ограничивается задачей вызвать|
|верой человечества в рациональное |смех. Часто содержание шуток определяется |
|устройство мира и возможность его |вытесненными агрессивными и сексуальными |
|адекватного познания. Истоки проблемы |желаниями, такими как ревность, злоба, |
|духовной жизни общества коренятся в |зависть, желание унизить или причинить |
|двойственной материально-духовной природе |боль. |
|самого человека. Духовная сторона бытия |Фрейд выделил 2 вида шуток: |
|человека возникает на основе его |1) враждебные шутки, которые выражают |
|практической деятельности как особая форма |агрессию; |
|отражения объективного мира, как |2) непристойные шутки, позволяющие |
|дополнительное средство ориентации в этом |удовлетворить сексуальный инстинкт. |
|мире, а также взаимодействия с ним. |Острота доставляет нам удовольствие. |
|Генетическая (по происхождению) связь духа |Причиной этого удовольствия является |
|с практической деятельностью человека |разрядка напряжений, которые возникли в |
|никогда не прерывается: так было во времена|результате неудовлетворённых желаний. |
|становления человечества, так происходит и |Фрейд говорит: «Кто смеётся над |
|сейчас, в период формирования |непристойной шуткой, тот смеётся как |
|(социализации) каждого отдельного человека.|очевидец сексуальной агрессии. Ибо |
|Ведь абстрактное мышление не является нашей|непристойная шутка – это как бы обнажение |
|природною способностью. Оно не наследуется |человека, на которого она направлена». |
|биологически, а формируется в процессе |3 принципа психоанализа. |
|приобщения индивида к специфически |1. Принцип детерминизма. |
|социальному образу жизни и деятельности |Мы только что обсудили, что оговорки, |
|Выдел-ся два уровня – обыденное, или |забывание впечатлений и намерений и другие |
|массовое сознание и теор. сознание. На |ошибочные действия вовсе не случайны. Фрейд|
|первом уровне обществ-го бытия осущ-ся в в |утверждает, что каждое из этих, на первый |
|иде чувств, эмоций, представлений, кот. |взгляд случайных действий, имеет свою |
|возникают бессозн-то, стихийно, в |причину. Другими словами, Фрейд стоит на |
|конкретных жизненных ситуациях. На втором |позициях психического детерминизма, который|
|этапе – в виде теор. положений и концепций,|считает, что: 1) поведение человека |
|кот стремятся объяснить суть вещей. |мотивировано и целенаправлено, 2) у |
|Массовое сознание – явление более раннее. |всякого действия есть свой мотивационный |
|Теор. сознание возникло, когда общ-во |толчок и своя цель. Почему человек забыл |
|достигло необходимой ступени зрелости и |принести книгу? Да потому, что он не хочет |
|интеллект-ый труд отделился от физич-го. |её отдавать! |
|Слухи, мода – явления кратковременные и |2. Принцип развития. Эрик Берн говорил: |
|часто явл продуктом |«Ребёнок – это отец взрослого». |
|чувственно-непосредственного опыта; теорет |Или другими словами, каждый взрослый |
|мысли служат довольно длител время. |управляется из детства. От того, насколько |
|Массовое и теор непрерывно взаимодействуют |успешно прошло развитие психики ребёнка в |
|др с др. Взгляды, идеи, составляющие |детстве, зависит, какой получится взрослый |
|содержание теор познания выраб-ся учеными, |человек: больной или здоровый, добрый или |
|теоретиками, а потом внедр-ся в массовое |злой, успешный или неуспешный. |
|сознание (общество). |3. Энергетический принцип. |
|Массовое сознание, выражающее потребности и|Психический процесс принимает такое |
|может оказывать воздействие на содержание |направление, которое уменьшает напряжения, |
|теор-их разработок. |возникающие в психике. Что вызывает |
| |напряжения в психике? Это наши желания! |
| |Человек хочет любви, внимания, хочет есть, |
| |пить или в туалет. Если какое-то время |
| |человек не может получить то, что он хочет,|
| |то у него возникает напряжение в психике, |
| |которое сопровождается чувством |
| |неудовольствия. Затем, если после |
| |некоторого ожидания человек получает то, |
| |чего он хотел, то у него происходит |
| |разрядка психического напряжения, и человек|
| |получает удовольствие. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23