Шпора по философии, кандидатский минимум

|действительности, область искусства, точнее|человечество из центра мира на его окраину;|

|– худ. творчество.5.Религиоз. сознание – |2) Второй удар нанёс Дарвин в середине |

|выражается в чувстве зависимости от Бога |19 века: он заставил человека признать своё|

|Все стороны дух. деят-ти взаимосвязаны. |родство с животными; 3) Третий удар |

|Традиция философского анализа духовной |нанёс Фрейд в начале 20-ого века: он |

|жизни уходит в глубокую древность. Одну из |показал, что человек не является хозяином в|

|самых фундаментальных попыток отчетливо |своей собственной душе. |

|поставить и разрешить проблему духа |Таким образом, представление гуманистов о |

|предпринял древнегреческий философ Платон. |том, что человек в принципе хорош, а |

|В его философии бесплотное неопределенное |обстоятельства плохи – чистая иллюзия. |

|идеальное начало превращается в достаточно |За эту точку зрения Фрейда и любят, и |

|четко систематизированную и |ненавидят: |

|иерархизированную структуру, которая |1) любят за то, что это даёт |

|буквально «держит» мир, составляет его |возможность людям оправдать свои пороки; |

|основу. Именно идеальное начало оказывается|2) ненавидят, так как он отнял у |

|первосущим, а материальный мир — лишь его |человека возможность гордиться величием |

|несовершенным подобием. Но как ни велик |своего разума. |

|Платон и как ни уважали в античности |Фрейда часто обвиняют в отсутствии |

|философов, духовные ценности отнюдь не |гуманизма. |

|превалировали в сознании юдей той эпохи. А |А психоаналитики (Черкасов С.М.) говорят, |

|вот на следующем крупном отрезке европейкой|что «Фрейд – великий гуманист, ибо |

|истории, в Средневековье, «линия Платона» |благодушие в отношении природы человека |

|получила продолжение в развитие |вредно». |

|христианства. Сделавшись в силу ряда |Проявления бессознательного. |

|исторических причин монополистом духовной |Как вы думаете, где проявляется |

|жизни Европы чуть ли не на тысячу лет, |бессознательное? |

|христианская религия весьма существенно |1. Сновидения. |

|изменила шкалу основных жизненных |В своей работе «Толкование сновидений» |

|ценностей. Легкое пренебрежение Платона |(1900 г.) Фрейд сказал: «Сновидение – это |

|материальной стороной жизни сменилось ее |королевский путь в бессознательное». |

|однозначным принижением и соответственно |Кстати, эту работу обычно считают началом |

|возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в |психоанализа, то есть психоанализ родился в|

|конечном счете духовное начало. |самом начале нашего века. Мы все видим сны.|

|Средневековая религиозная философия |Во время сна сознание отключается, таким |

|(патристика, схоластика), немало |образом сон – это чистый продукт нашего |

|потрудившись над логической стороной духа, |бессознательного.Какое оно бессознательное?|

|все же разрешение проблемы идеального особо| |

|не продвинула, поскольку ей с самого начала|1) алогичное, иррациональное ----- в |

|было ясно, что божественную суть духа надо |бессознательном нет логики; |

|принимать как данность, а не доискиваться |2) сумбурное, хаотичное ----- нет |

|до причин ее появления. Конец Средневековья|причинно-следственных связей; |

|и начало новой исторической ознаменовались,|3) часто страшное и сексуальное ----- |

|естественно, сменой философских |в бессознательном господствуют инстинкты. |

|предпочтений. На место авторитета божьего |Кроме того, Фрейд говорил, что в |

|разума был водружен не менее категоричный |бессознательном нет времени; он утверждал, |

|авторитет разума человеческого. «Разум |что всё, что человек видел хотя бы раз, |

|правит миром», — провозгласили |хранится в его бессознательном. Таким |

|революционеры духа XVIII. Реальные успехи |образом, в бессознательном всё хаотически |

|человеческого разума оказали столько велики|перемешано, всё существует без времени и |

|и очевидны (промышленность, наука, пол |без причинно-следственных связей. 2. |

|право), что каких-либо преград светоносному|Оговорки, забывание впечатлений и |

|разуму просто не замечали. Несомненная |намерений, другие ошибочные действия. |

|заслуга четкой постановки и решения вопроса|Забывание намерений: |

|о происхождении человеческого разума и |1) Почему человек забывает вернуть книгу? |

|движущих пружинах его эволюции принадлежит |Да потому, что он вообще не хочет её |

|К. Марксу. Его концепция |возвращать. |

|материалистического понимания истории, |2) Очень часто бывает так, что человек |

|смысловым стержнем которой была идея |берёт в долг. Потом у него появляются |

|зависимости общественного сознания от |деньги и он собирается вернуть долг. Но, |

|общественного бытия, позволяла просто и |почему-то происходит так, что он несколько |

|логично объяснить как само появление |раз подряд забывает дома кошелёк. |

|человеческого разума, так и многие его |Спрашивается почему? Да потому, что у него |

|последующие приключения. И как бы ни |есть сильное бессознательное желание этого |

|оценивалась ныне вся марксистская доктрина |долга не возвращать. |

|в целом с ее явно неудачными историческими |3) Фрейд приводит пример, как молодой |

|прогнозами, более простого и ясного |человек написал письмо и 3 раза подряд |

|рационалистического решения проблемы |забывал это письмо на письменном столе. |

|происхождения и развития человеческого |Наконец, он его отправил, но вскоре получил|

|разума пока еще никто не предложил. |назад, так как забыл написать адрес. После |

|Неудивительно поэтому, что |чего он был вынужден признать, что вообще |

|рационалистическая философия (к которой |не хотел отправлять это письмо. |

|относится и марксистская) не смогла долго |3. Остроумие (острота, шутка, анекдот, |

|удерживать господствующие позиции. В конце |юмор). |

|XIX в. возникает, новая линия |В своей работе «Остроумие и его отношение к|

|философствования — не классическая |бессознательному» (1905 г.) Фрейд сказал, |

|философия, сознательно кульвирующая |что: |

|иррационализм и насмехающаяся над наивной |Остроумие не ограничивается задачей вызвать|

|верой человечества в рациональное |смех. Часто содержание шуток определяется |

|устройство мира и возможность его |вытесненными агрессивными и сексуальными |

|адекватного познания. Истоки проблемы |желаниями, такими как ревность, злоба, |

|духовной жизни общества коренятся в |зависть, желание унизить или причинить |

|двойственной материально-духовной природе |боль. |

|самого человека. Духовная сторона бытия |Фрейд выделил 2 вида шуток: |

|человека возникает на основе его |1) враждебные шутки, которые выражают |

|практической деятельности как особая форма |агрессию; |

|отражения объективного мира, как |2) непристойные шутки, позволяющие |

|дополнительное средство ориентации в этом |удовлетворить сексуальный инстинкт. |

|мире, а также взаимодействия с ним. |Острота доставляет нам удовольствие. |

|Генетическая (по происхождению) связь духа |Причиной этого удовольствия является |

|с практической деятельностью человека |разрядка напряжений, которые возникли в |

|никогда не прерывается: так было во времена|результате неудовлетворённых желаний. |

|становления человечества, так происходит и |Фрейд говорит: «Кто смеётся над |

|сейчас, в период формирования |непристойной шуткой, тот смеётся как |

|(социализации) каждого отдельного человека.|очевидец сексуальной агрессии. Ибо |

|Ведь абстрактное мышление не является нашей|непристойная шутка – это как бы обнажение |

|природною способностью. Оно не наследуется |человека, на которого она направлена». |

|биологически, а формируется в процессе |3 принципа психоанализа. |

|приобщения индивида к специфически |1. Принцип детерминизма. |

|социальному образу жизни и деятельности |Мы только что обсудили, что оговорки, |

|Выдел-ся два уровня – обыденное, или |забывание впечатлений и намерений и другие |

|массовое сознание и теор. сознание. На |ошибочные действия вовсе не случайны. Фрейд|

|первом уровне обществ-го бытия осущ-ся в в |утверждает, что каждое из этих, на первый |

|иде чувств, эмоций, представлений, кот. |взгляд случайных действий, имеет свою |

|возникают бессозн-то, стихийно, в |причину. Другими словами, Фрейд стоит на |

|конкретных жизненных ситуациях. На втором |позициях психического детерминизма, который|

|этапе – в виде теор. положений и концепций,|считает, что: 1) поведение человека |

|кот стремятся объяснить суть вещей. |мотивировано и целенаправлено, 2) у |

|Массовое сознание – явление более раннее. |всякого действия есть свой мотивационный |

|Теор. сознание возникло, когда общ-во |толчок и своя цель. Почему человек забыл |

|достигло необходимой ступени зрелости и |принести книгу? Да потому, что он не хочет |

|интеллект-ый труд отделился от физич-го. |её отдавать! |

|Слухи, мода – явления кратковременные и |2. Принцип развития. Эрик Берн говорил: |

|часто явл продуктом |«Ребёнок – это отец взрослого». |

|чувственно-непосредственного опыта; теорет |Или другими словами, каждый взрослый |

|мысли служат довольно длител время. |управляется из детства. От того, насколько |

|Массовое и теор непрерывно взаимодействуют |успешно прошло развитие психики ребёнка в |

|др с др. Взгляды, идеи, составляющие |детстве, зависит, какой получится взрослый |

|содержание теор познания выраб-ся учеными, |человек: больной или здоровый, добрый или |

|теоретиками, а потом внедр-ся в массовое |злой, успешный или неуспешный. |

|сознание (общество). |3. Энергетический принцип. |

|Массовое сознание, выражающее потребности и|Психический процесс принимает такое |

|может оказывать воздействие на содержание |направление, которое уменьшает напряжения, |

|теор-их разработок. |возникающие в психике. Что вызывает |

| |напряжения в психике? Это наши желания! |

| |Человек хочет любви, внимания, хочет есть, |

| |пить или в туалет. Если какое-то время |

| |человек не может получить то, что он хочет,|

| |то у него возникает напряжение в психике, |

| |которое сопровождается чувством |

| |неудовольствия. Затем, если после |

| |некоторого ожидания человек получает то, |

| |чего он хотел, то у него происходит |

| |разрядка психического напряжения, и человек|

| |получает удовольствие. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты