идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств
выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет
процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для
случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности
изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной
для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает
новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его
состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение
его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих
свойств материи и сознания.
Движение-способ сущ-я мат. Осн.формы движ-я, их взаимосвязь
Сущ-е любого мат. объекта возм. только благ. взаимодействию образующих его
эл-тов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется
взаимод. между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые
организмы сущ. только благодаря взаимод. составляющих их молекул, клеток и
органов; общество сущ. благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимод-
ю различных подсистем соц. организма. Кроме внутр. взаим-я между элементами
и частями обществ происх. и взаимод. объектов с внешним окружением. Они
могут включаться в более сложн. системы, становиться их эл-тами. Напр.,
ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул,
из молекул могут строиться макротела и т. д. Итак, структурность материи,
существование в ней определенного типа мат. систем предполагает
взаимодействие как внутр., так и внешнее по отн. к каждому выделенному
объекту. Взаимодействие приводит к изм. его св-в, отн-й, состояний. Все эти
изм-я, рассмотренные в самом общем плане, предст. собой неотъемл. х-ку
бытия материального мира. Изм-е в ф. обозн. понятием движения. Под
движением материи нужно понимать не только механ. перемещение тел в
пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний
объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное
превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен
деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может
сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря тому, что в нем
воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект прекращает
свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов и форм
дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи, Оно так же абсолютно, как
абсолютна сама материя. Понятие покоя предст. собой обозн-е тех сост. дв-я,
кот. обесп. стабильность предмета, сохр. его кач-ва. Сл., покой
относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемл. св-во, атрибут
материи. Итак, 1й тип движения - это дв-е, когда сохраняется кач-во предм.
Сущ. еще один тип дв-я, связ. с переходом от одного кач-ва к друг., с
изменением качеств. состояния предмета. Это м. быть разрушение предмета,
распад его на составл. эл-ты, кот. предст. собой особые кач-ва, возник. в
рез-те преобразования исх. предмета. Но м. быть и более сложный процесс,
когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложн. систему, новый
объект. Пр-с разв-я - это переход одного кач-ва в другое, направленное
формирование нов. систем, нов. типов организации, кот. рождаются из
предшествующих им систем. 2 разновидности пр-сов разв-я. 1) Пр-сы качеств.
превращений, не выход. за рамки соотв. вида материи, опред. уровня ее
организации. 2) Пр-сы перехода от одного уровня к другому. Сущ. качественно
разнообразные формы движения материи. Идея о формах дв.м. и их взаимосв.
выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след.
принципы: 1) формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации
материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-
я; 2) между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на
базе низших форм; 3) высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к
низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего
вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию:
механич., физич., химич., биологич. и социальн. дв. мат. Совр. наука
открыла новые уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ. Сл.,
энгельсовскую классифик. необх. развить и дополнить, но положенные в ее
основу принципы сохр. свою ценность, т.к. схватывают важные особ-сти
взаимосвязи форм движ-я и видов материи с учетом их р-я. Формы движ-я,
перечисл. в указ. классификации, можно разбить на 3 блока соотв. 3
важнейшим этапам р-я материи и 3 возникшим в этом р-ии сферам мат. мира:
неживой прир., живой прир., о-ву. Неж. прир. хар-ет взаимосвязь физич. и
химич. форм дв-я, живую - биол., а общество - соц. форма дв. Осн. генетич.
связи между этими блоками правильно
До 41 питання
выявлены в энгельсовской классифик. Что же касается их нутреннего
расчленения и представлений об их материальных носителях, то совр. наука
вносит сюда ряд серьезных корректировок. Наиб. значит. изм-я кас. соотн-я
мех., физич. и хим. форм движ. Прогресс науки приведет к открытию новых
форм как материи, так и дв-я, уточнит и разовьет совр. представл-я. В пр-се
этого р-я диалектико-материалистическое учение о формах дв-я материи будет
конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а в ряде отношений и
пересматриваться. Одной из важнейших сторон учения о формах дв-я материи
является трактовка обществ. процессов как социальн. формы дв-я материи. Эта
трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке
материалистического понимания истории. Выделяя в обществ. жизни материальн.
и духовн. процессы, диалект. мат-м подчеркивает первичность матер.
процессов, но не отрывает их от духовн. жизни о-ва. Лишь в абстракции можно
отделить друг от друга эти стороны общ. жизни. В реальной же дейст-сти они
взаимодействуют, благодаря чему и сущ. о-во как особый уровень организации
материи.
42. Простір та час – форми існування матеріального світу. Сучасні наукові
уявлення про простір і час.
Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают
своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не
обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б
взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет
привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –
длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по
разному: циклическое время (календари); время может толковаться как
некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми
(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может
пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.
Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,
вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории
рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и
вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др
подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.
Есть две теории относительности:
1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и
время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их
движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения.
Появляются понятия масса покоя и масса движения. П и в меняются в завис-и
от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела
сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было
введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина
которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот
интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных
напрвлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.
2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы,
пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство
искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных
затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны
следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и
Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении
пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная
бесконечна.
Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б
стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе
света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного –
значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются.
Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была
сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт,
и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл
расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными
дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их
тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные
частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры
выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических
соединений и становлению вселенной.
34. Пространство и время - формы существования материи
Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде
всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли
В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в
сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и
рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах),
то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории
абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.
и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их
универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения
одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность
существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий
материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к
будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и
п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30