Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств

выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет

процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для

случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности

изменения не могут накапливаться , и потому процесс лишается характерной

для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает

новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его

состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение

его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих

свойств материи и сознания.

Движение-способ сущ-я мат. Осн.формы движ-я, их взаимосвязь

Сущ-е любого мат. объекта возм. только благ. взаимодействию образующих его

эл-тов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется

взаимод. между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые

организмы сущ. только благодаря взаимод. составляющих их молекул, клеток и

органов; общество сущ. благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимод-

ю различных подсистем соц. организма. Кроме внутр. взаим-я между элементами

и частями обществ происх. и взаимод. объектов с внешним окружением. Они

могут включаться в более сложн. системы, становиться их эл-тами. Напр.,

ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул,

из молекул могут строиться макротела и т. д. Итак, структурность материи,

существование в ней определенного типа мат. систем предполагает

взаимодействие как внутр., так и внешнее по отн. к каждому выделенному

объекту. Взаимодействие приводит к изм. его св-в, отн-й, состояний. Все эти

изм-я, рассмотренные в самом общем плане, предст. собой неотъемл. х-ку

бытия материального мира. Изм-е в ф. обозн. понятием движения. Под

движением материи нужно понимать не только механ. перемещение тел в

пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний

объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное

превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен

деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может

сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря тому, что в нем

воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект прекращает

свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов и форм

дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи, Оно так же абсолютно, как

абсолютна сама материя. Понятие покоя предст. собой обозн-е тех сост. дв-я,

кот. обесп. стабильность предмета, сохр. его кач-ва. Сл., покой

относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемл. св-во, атрибут

материи. Итак, 1й тип движения - это дв-е, когда сохраняется кач-во предм.

Сущ. еще один тип дв-я, связ. с переходом от одного кач-ва к друг., с

изменением качеств. состояния предмета. Это м. быть разрушение предмета,

распад его на составл. эл-ты, кот. предст. собой особые кач-ва, возник. в

рез-те преобразования исх. предмета. Но м. быть и более сложный процесс,

когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложн. систему, новый

объект. Пр-с разв-я - это переход одного кач-ва в другое, направленное

формирование нов. систем, нов. типов организации, кот. рождаются из

предшествующих им систем. 2 разновидности пр-сов разв-я. 1) Пр-сы качеств.

превращений, не выход. за рамки соотв. вида материи, опред. уровня ее

организации. 2) Пр-сы перехода от одного уровня к другому. Сущ. качественно

разнообразные формы движения материи. Идея о формах дв.м. и их взаимосв.

выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след.

принципы: 1) формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации

материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-

я; 2) между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на

базе низших форм; 3) высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к

низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего

вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию:

механич., физич., химич., биологич. и социальн. дв. мат. Совр. наука

открыла новые уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ. Сл.,

энгельсовскую классифик. необх. развить и дополнить, но положенные в ее

основу принципы сохр. свою ценность, т.к. схватывают важные особ-сти

взаимосвязи форм движ-я и видов материи с учетом их р-я. Формы движ-я,

перечисл. в указ. классификации, можно разбить на 3 блока соотв. 3

важнейшим этапам р-я материи и 3 возникшим в этом р-ии сферам мат. мира:

неживой прир., живой прир., о-ву. Неж. прир. хар-ет взаимосвязь физич. и

химич. форм дв-я, живую - биол., а общество - соц. форма дв. Осн. генетич.

связи между этими блоками правильно

До 41 питання

выявлены в энгельсовской классифик. Что же касается их нутреннего

расчленения и представлений об их материальных носителях, то совр. наука

вносит сюда ряд серьезных корректировок. Наиб. значит. изм-я кас. соотн-я

мех., физич. и хим. форм движ. Прогресс науки приведет к открытию новых

форм как материи, так и дв-я, уточнит и разовьет совр. представл-я. В пр-се

этого р-я диалектико-материалистическое учение о формах дв-я материи будет

конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а в ряде отношений и

пересматриваться. Одной из важнейших сторон учения о формах дв-я материи

является трактовка обществ. процессов как социальн. формы дв-я материи. Эта

трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке

материалистического понимания истории. Выделяя в обществ. жизни материальн.

и духовн. процессы, диалект. мат-м подчеркивает первичность матер.

процессов, но не отрывает их от духовн. жизни о-ва. Лишь в абстракции можно

отделить друг от друга эти стороны общ. жизни. В реальной же дейст-сти они

взаимодействуют, благодаря чему и сущ. о-во как особый уровень организации

материи.

42. Простір та час – форми існування матеріального світу. Сучасні наукові

уявлення про простір і час.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают

своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не

обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б

взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет

привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –

длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по

разному: циклическое время (календари); время может толковаться как

некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми

(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может

пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.

Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,

вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории

рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и

вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др

подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

Есть две теории относительности:

1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и

время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их

движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения.

Появляются понятия масса покоя и масса движения. П и в меняются в завис-и

от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела

сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было

введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина

которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот

интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных

напрвлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.

2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы,

пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство

искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных

затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны

следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и

Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении

пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная

бесконечна.

Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б

стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе

света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного –

значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются.

Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была

сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт,

и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл

расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными

дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их

тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные

частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры

выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических

соединений и становлению вселенной.

34. Пространство и время - формы существования материи

Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде

всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли

В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в

сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и

рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах),

то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории

абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.

и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их

универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий

материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и

п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты