73. Історичні форми спільності людей: рід, плем’я, народність, нація.
74. Поняття політичної системи суспільства. Місце і роль держави,
політичних партій і громадських організацій в розвитку суспільства.
Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, тео- рии,
политические отношения и организации, составляющие политичес- кую систему
общества, которая возникает на определенной ступени общественного развития.
Любое общество не может функционировать без управления, но его формы и
содержание в различные периоды истории весьма сущест- венно отличаются.
Так, родовая община не знала политических от- ношений и политического
регулирования, управление в ней осущест- влялось как самоуправление,
общественная жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом
старейшин. Распад родового строя и разделение общества на классы разру-
шили прежнюю социальную организацию. Общий интерес вытесняется ин- тересом
экономически господствующего класса, появляются новые от- ношения и,
следовательно, новые механизмы регулирования обществен- ной жизни,
связанные с властью. Складывается политическая система общества, ядром
которой стало государство. Изучение политической системы представляет
особый интерес прежде всего потому, что государство, партии и другие ее
элементы играют большую роль в жизни современного общества, выполняя раз-
личные функции. Примечательным явлением нашего времени стала поли- тизация
общества, увеличение веса политики как фактора, влияющего на все стороны
материальной и духовной жизни. Поэтому важно иссле- довать природу
политики, сущность политической системы, экономи- ческие и социальные
факторы, на основе которых она формируется и развивается. Что же такое
политика, если она стала неизбежным элементом человеческого существования?
Тремин"политика" многозначен и его содержание раскрывалось по мере изучения
государства, других политических институтов и всех рычагов власти. В
переводе с греческого политика означает искусство управле- ния
государством, определенный способ осуществления целей госу- дарства внутри
и за пределами его территории. Все философы, начи- ная с Аристотеля,
подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления - ее
прямую или опосредованную связь с властью. Так понимали ее Ш.Фурье,
М.Вебер, К.Маркс, В.И.Ленин. Та- ким образом, политика представляет собой
особую сферу жизнедея- тельности общества, связанную с отношениями между
классами и соци- альными группами по поводу власти. Понятие "власть"
соотносится, как правило, с политической властью, хотя в действительности
существуют разновидности общест- венной власти, возникшие задолго до
появления государства. В общем плане власть - это способность и возможность
осуществлять свою во- лю классом, группой,партией или личностью, оказывать
воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право или ка-
кие-либо другие средства принуждения и убеждения. Так, в первобыт- но-
общинном строе власть носила общественный характер, осуществля- лась всеми
членами рода, которые избирали авторитетного старейшину. Выделяют несколько
видов власти - экономическую, политичес- кую, классовую, власть группы или
отдельной личности. В истории существовали и семейные виды власти, такие
как матриархат и патри- архат. Власть выполняет ряд функций: господства,
руководства, уп- равления и организации, контроля, которые присущи любому
ее виду. Понятие "власть" часто используют в качестве метафоры, говоря о
"власти идей", "власти человека над природой" и т.д. Но наиболее адекватное
свое выражение понятие власти находит в политической сфере. Политическая
власть представляет собой способность личности, класса или социальной
группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими
экономическими, идеологическими и полити- ческими интересами. Следует
сказать, что политическая власть пре- допределяется экономическим
господством, которое и обеспечивает классу, индивиду право на политическое
руководство. Экономическая власть как базисная первична, именно она
обусловливает содержание политической власти, ее структуру, характер
выполняемых функций. В этом появляется тесная связь политики с экономикой.
Как надстроеч- ное явление, политика вторична по отношению к экономическому
бази- су, зависит от него и определяется им. Положение о том, что "поли-
тика" есть концентрированное выражение экономики", считается одним из
важнейших для понимания ее сущности. Это значит, что самые глу- бокие корни
внешней и внутренней политики государства определяются экономическими
интересами класса или социальной группы, стоящей у власти. Необходимо
подчеркнуть и обратное влияние политики на эконо- мику, которое выражается
в том, что именно политикой определяются и решаются коренные экономические
реформы в государстве. Активная роль политики в отношении экономики
проявляется на всех этапах развития общества, но особенно в периоды
революционных преобразо- ваний общественных отношений, когда решается
главный вопрос эконо- мической власти - владение собственностью.
Политическая власть реализуется в процессе политической дея- тельности в
виде господства и управления, через политические отно- шения в обществе.
Они складываются с возникновением классов и го- сударства, являясь
существенной частью всей сложной системы об- щественных отношений и имеют
свою специфику. Она заключается в том, что политические отношения
представляют собой отношения по поводу государственной власти. Понятие
политики тесно связано с понятием права. Политика и политические отношения
возникают на определенном этапе развития общества, когда оно уже не может
регулировать свои отношения, опи- раясь только на силу обычаев, традиций и
общественное мнение.В это время появляется потребность в новой системе
норм, законов, скла- дывается правовая основа общества и государства. Право
- это сис- тема общеобязательных социальных норм и отношений, закрепляемых
в обществе с их помощью и охраняемых государством. Для реализации права
существует государство, которое следит за его соблюдением. Государство и
право неотделимы друг от друга, они возникли и существуют одновременно. В
отличие от моральных норм и традиций, обычаев, которые складывались
стихийно, без осо- бой государственной формы выражения, право
устанавливается госу- дарством и выражается в виде законов. Политические
идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражение в
различных политических организациях и институтах. К ним относятся:
государство, партии, профсоюзы и дру- гие общественные организации,
средства массовой информации. Не все общественные организации являются
политическими, но в то же время в обществе нет ни одной организации,
стоящей вне политики. Это значит, что они реализуют свои цели, либо
обращаясь непосредствен- но к государственной власти, либо через
общественное мнение регу- лируют государственную политику. Иными словами в
определенной сте- пени несут не себе политическую нагрузку, не выполняя
До 74 питання
непосредс- твенно политических задач. Сегодня, в условиях политизации
общест- ва, любые самодеятельно-общественные организации приобретают поли-
тический характер (например, развитие различных национальных дви- жений и
объединений, которые первоначально ставили задачи столько культурного и
языкового совершенствования, а сейчас говорят о сво- ем стремлении к
политической власти). Поскольку в обществе нет организаций, стоящих вне
политики, следовательно, не может быть и граждан, исключенных полностью из
политической жизни, все члены общества так или иначе, активно или пассивно
принимают в ней участие. Таким образом, политическая система представляет
собой слож- ное, многоуровневое динамическое образование. В ней выделяют
три составных части: 1) подсистема политических идей, теорий, взгля- дов,
эмоций, чувств, составляющих политическое сознание; 2) под- система
политических отношений между обществом и государством, различными классами
и социальными группами, государствами и т.д., по поводу власти; 3)
подсистема политических институтов, образую- щих политическую организацию
общества: государство, партии, проф- союзы и другие общественные
организации. Все элементы политической системы взаимосвязаны и обусловли-
вают друг друга. Так, политические взгляды, теории и отношения ре-
ализуются в деятельности политических институтов и наоборот - го-
сударство, партии формируют определенное политическое сознание.
Политическая система носит исторический характер, т.е. меняется с переходом
от одной формации к другой, от одной исторической эпохи к другой. Например,
для рабовладельческого и феодального общества государство было собственно
первой политической системой. Важней- шие институты жизни, такие как
собственность, семья, сословия и корпорации, церковь приобретали статус
элементов государственной жизни. Фактически общество было слито с
государством. Но по мере общественного прогресса политическая система все
более усложняет- ся, приобретая многогранность, хотя государство и
продолжает оста- ваться ядром политической системы. Сегодня мы можем
говорить о новой технологии власти, опираю- щейся на достижения НТР,
которая заключается в использовании бю- рократического, военно-полицейского
аппарата, системы коммуникаций и средств массовой информации. Все это дает
возможность по-новому связывать власть и общество, влиять на сознание в
политических це- лях, привлекать более широкие слои населения к участию в
полити- ческой жизни. Как не велика роль государства (его сущность и!фуА
ления экономической и политической власти используются и другие
организации, такие, например, как партии. Политические партии возникли в
конце XVII- начале XVIII ве- ков, отражая борьбу сторонников различных
направлений в новой на- рождающейся буржуазной государственности. Это были
формы борьбы с монархами за ограничение их власти, за расширение состава
полити- ческой элиты. А к середине XIX века формируются массовые полити-
ческие партии (христианско-демократические, социалистические и др.). Партии
прошли длительный эволюционный путь развития. Их ха- рактер зависит от
многих факторов: социального и экономического развития страны, традиций,
демографической ситуации и т.д. Следо- вательно, и роль партии в
политической системе будет особая для каждой страны. Сегодня партии играют
существенную роль в политической жизни, отражая интересы классов и
социальных групп, их положение в об- ществе, отношения с другими
социальными институтами и государс- твом. Они имеют свой аппарат, бюджет,
устав, регламентирующий от- ношения членов партии. Разрабатывают
идеологическую программу сво- ей деятельности, обосновывая место, роль и
перспективы класса, группы, чьи интересы они выражают. Партия - это тот
политический механизм, который позволяет приводить к государственной власти
своих представителей. Профсоюзы, как другой важный элемент политической
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30