культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и
культуры,
характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных
общностей в целях воспроизводства общественных богатств.
Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории»
рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е.
на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые
распадается человечество и
До 69 питання
которые он называет цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под
влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и
Шпенглера в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает
за человеком способность к самоопределению. А динамику цивилизации
определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперед
связан с адекватным ответом на вызов истории. Адекватный ответ – заслуга
творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего
авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство.
Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со
способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный
ответ на вызов истории.
(из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в
основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные
особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор
работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой
цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее
известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур
– Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская,
индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также
очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности:
боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем
различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности
являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли
мы к православной культуре или мы особая цивилизация.
Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая
азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала
преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура,
совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и востока.
70. Поняття суспільно-єкономічної формації і його значення для наукової
періодизації історичного процессу.
71.Базис і надбудова, їх діалектичний вза’ємозв’язок.
72.Соціальна структура суспільства.
Общество как развивающаяся система.
1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.
2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.
3. Проблема соц. конфликтов.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и
взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.
культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
- по их месту в исторически определенной системе общественного
производства,
- по их отношению к средствам производства,
- по их роли в общественной организации труда,
- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой
благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание
труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение
к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На
этой основе она предлагает свои критерии:
1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает
соц. престиж.
2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии:
профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход
при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также
используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход
включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход
основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой
тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с
внеэкономическим личным отчуждением.
2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.
структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с
корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием
соц. напряженности и соц. отчуждения.
II.
Социально классовая структура общества показывает, что общество любого
типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества
выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в
социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии
была сформулирована теория соц. мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в
другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким
позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к
более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом
русского происхождения Питиримом Сорокиным.
Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность
Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц.
положения от отца к сыну.
Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения,
индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц.
мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры
общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе
общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе
соц. мобильности:
1. Это высший класс профессионалов-администраторов.
2. Технические специалисты среднего уровеня
3. Коммерческий класс
4. Мелкая буржуазия
4. Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции
5. Квалифицированные рабочие
6. Неквалифицированные рабочие.
При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного
анализа престижа профессии американского социолога Треймана.
Ш
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой,
приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие
противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…
Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и
особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и
классовый конфликт в индустриальном обществе».
По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой
соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые
носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния,
различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц.
выбора…
Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в
производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с
позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне
общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация,
религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые
экономические, политические и др. конфликты.
Существует специальная наука, которая занимается разработкой
конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов
–эмпирическая социология.
Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и
взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц.
культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
До 72 Питання
- по их месту в исторически определенной системе общественного
производства,
- по их отношению к средствам производства,
- по их роли в общественной организации труда,
- по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой
благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание
труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение
к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На
этой основе она предлагает свои критерии:
1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации
предлагает соц. престиж.
2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные
критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход
при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также
используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход
включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход
основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой
тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с
внеэкономическим личным отчуждением.
2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц.
структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с
корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой
отчуждения.
4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и
снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30