Прогнозирование – процесс получения знаний только на основе
специальных научных методов.
В условиях научно-технического прогресса прогнозирование становиться
составной частью того или иного вида деятельности.
Методы прогнозирования можно условно объединить в несколько основных групп.
Экстраполяционные методы основываются на эмпирически фиксированные
законы, то есть на цепочках явлений, которые повторяются. В прогнозировании
большую роль играет интуиция, под которой понимается способность угадывать
целое до того, как получены все части этого целого способность охватывать в
наиболее типовое, что есть важным еще до получения результатов исследования
его.
Методы моделирования и аналогии. Основу их составляют эмпирическое и
теоретическое знание. Отношения аналогии между моделью и оригиналом
устанавливаются с помощью гипотезы, которая имеет ту или иную степень
вероятности.
Прогнозирование, которое основывается на предположениях экспертов,
или экспертная оценка. К этой группе относиться индивидуальное интуитивное
прогнозирование, консенсус (создание экспертами общей точки зрения на
определенный вопрос, касающийся будущего), метод Дельфи (основывается на
последовательном опросе экспертов, во время которого каждого из них
знакомят с мнением остальных, как следствие – выясняется доминирующее
мнение).
Социальные прогнозы могут быть разными: поисковыми, нормативными,
аналитическими и предупрежающими.
Актуальность проблемы прогнозирования в наше время обусловлена такими
факторами:
1. Усложнились процессы развития общественной жизни в условиях НТР.
2. Значительно расширились объем и масштабы прогнозтическиой
деятельности, количественная и качественная разнообразность
объектов прогнозирования.
3. Выросла социальная, экономическая, экологическая, информационная
ценность прогнозов.
//Моя самодеятельность (пр. - Яша)
Гуманистическая миссия социального прогнозирования заключается в том,
что в общем случае прогнозирование несет людям пользу, помогает решить их
проблемы.
90.Майбутнє людства і реальний історичний процесс.
Теоретической разработкой и обоснованием разных вариантов развития
общества и человека в будущем занимается в западном мире футурология.
Футурология, или как ее еще называют «наука про будущее», разработка
разного рода альтернативных проектов развития, прогнозов, стали модными в
странах запада, особенно с конца 60-х – начала 70-х годов.
Наиболее характерной чертой эволюции футурологии в последующие года есть
то, что существенных изменений перетерпели не детали, а целые теории,
которые до недавнего времени считались на Западе общепринятыми. Надежды,
что прогресс технологии, роботизация и компьютеризация смогут решить все
проблемы капитализма, не оправдались. Поэтому сегодня пересматриваются
все концепции индустриализма и связанные с ним многие концепции, которые
предрекали наступление «золотого века», всеобщего благополучия для
нынешнего поколения. Происходит быстрый переход от оптимистических
прогнозов, разработанных в 60-х годах, к пророчествам о неизменной гибели
цивилизации вследствие бесконтрольного развития науки и техники.
Взгляды на исследование будущего американского футуролога Олвина Тофлера.
Его работы «Шок от будущего», «Экоспазм», «Третья волна», «Прогнозы и
предусловия» вызывают все более возрастающий интерес в мире.
Тофлер рассказывает, как все более повышается темп жизни, и человек
чувствует себя в этом «сумасшедшем мире» все более одиноким. Все чаще он
оказывается в состоянии шока. Но это, на его мнение, только начало,
поскольку возникает не только шок, а шок от столкновения с будущим.
Тофлер считает, что «будущее нельзя определить наперед, оно не
обусловлено полностью технологическим прогрессом и его нельзя
проанализировать».
Безвыходность, пессимизм, депрессия – характерные черты многих концепций
современных западных социологов и футурологов. Соответственно их
представлениям будущее человеческого общества напоминает «страшный суд»,
где апокалиптические картины будущих катастроф перемежаются с
псевдорелигиозными проповедями и пророчествами генетической и духовной
деградации человека.
61.Загальна характеристика методів емпірічного рівня пізнанняю
Среди методов научного исследования, как уже отмечалось, различаются
методы, свойственные эмпирическому и теоретическому уровням исследования.
Общелогические методы применяются на обоих уровнях, но они преломляются
через систему специфических для каждого уровня приемов и методов.
Один из важнейших методов эмпирического познания — наблюдение. Под
наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной
действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,
свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Процесс научного наблюдения является не пассивным созерцанием мира, а
особого вида деятельностью, которая включает в качестве элементов самого
наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. К последним
относятся приборы и материальный носитель, с помощью которого передается
информация от объекта к наблюдателю (например, свет).
Важнейшей особенностью наблюдения является его целенаправленный
характер. Эта целенаправленность обусловлена наличием предварительных идей,
гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Научное наблюдение в отличие от
обычного созерцания всегда оплодотворено той или иной научной идеей,
опосредуется уже имеющимся знанием, которое показывает, что наблюдать и как
наблюдать.
Наблюдение как метод эмпирического исследования всегда связано с
описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью
определенных знаковых средств. Эмпирическое описание — это фиксация
средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах,
данных в наблюдении.
С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий,
знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную
для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и
обобщения).
Описание подразделяется на два основных вида — качественное и
количественное.
Количественное описание осуществляется с применением языка математики и
предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле
слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком
смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей между
результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание
превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение
объектов но каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить
такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие
которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их
количественных характеристик. В свою очередь, это позволяет широко
использовать в науке математические средства и создает предпосылки для
математического выражения эмпирических зависимостей. Сравнение используется
не только в связи с измерением. В ряде подразделений науки (например, в
биологии, языкознании) широко используются сравнительные методы.
Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно
самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от обычного
наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание
изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое
явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых
условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при
повторении условий.
Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что он
дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его
возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и
создания новых экспериментальных установок.
62.Методи теоретичного пізнання їх загалльна характеристика.
Процес пізнання починається з досвіду:
Суб’єкт (( “річ у собі”. Речі у собі, діючи на органи чуття, викликають
відчуття, які не дають ні якого знання про речі як такі. Існує 2 світи –
світ явищ, що існує у досвіді, просторі і часі, та світ речей у собі, не
дослідженний для пізнання, за межами свдомості.
3 етапи пізнання: чуттєве споглядання, розсудок та розум.
1) розміщені та упорядковані у просторі і часі дані відчуттів (явища) –
самі по собі не дають знань.
2) Розсудок – здатність мислити предмет чуттєвого споглядання, одночасно
мислити його в певній незалежності від чуттєвих вражень. Поняття, які
дає розсудок:
- емпіричні, якщо вних містяться відчуття;
- чисті (до яких не приєднуються відчуття, містять лише форму
мичлення про предмет взагалі) – є категоріями філософії. Виділив
12 категорій – єдність, множина, цільність; реальність,
заперечення, обмеження; ...
3) розум – є здатністю опосередкованого пізнання, що прямо не пов’язане з
досвідом, утворює свої поняття – трансцендентальні ідеї (психологічні
ідеї – мікросвіт людського “я”,космологічні ідеї – макрокосм,
теологічні ідеї).
У розумі при спробі мислити світ як єдине ціле виникають суперечності
(антиномії) – завдяки тому, що поняття абсолютного для світу речей у собі
переносяться на світ досвіду і явищ.
1) скінченість – нескінченість світу;
2) подільність – неподільність світу;
3) існування свободи – все залежить від природи (необхідність);
4) існування Бога – не існування першопричини світу.
Ці антиномії ї спробою осмислити проблеми діалектики.
Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью
(целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс
отражения действительности в сознание человека.
ИДЕАЛИЗМ практикует истину как согласие или как некую вечную идею,
существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи.
МАТЕРИОЛИЗМ: истина – это такое содержание наших представлений, которое
адекватно (или верно отражает объект). Всякое знание, если оно верно,
отражает действительность есть объективно-истинное. В процессе познания
человек не может сразу полностью познать действительность. Всякая теория
обусловлена исторически, и потому заключает в себе неполную истину, а
относительную истину.
Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание о
предмете. Познание есть развитие истины. Истина есть процесс бесконечного
накопления знаний. В процессе познания человек всё больше и больше
преодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моменты
абсолютного знания.
Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённое
знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере
формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной
и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины.
-----------------------
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30