нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал.
развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв
постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание
самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт
первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я
природы и о-ва. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный
противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени развития
науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы
от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем
и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва,
помогающим объ. учитывать историч. потребности обществ. развития,
несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к
высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.
Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия
Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист.
называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-
ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь
умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат.
для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В
ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с
термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта,
Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и
гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник.
понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та
односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как
неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как
источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем,
что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало
природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и
дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей,
рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле
антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как
правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения
термина М.
57. Категорії діалектики, що відібражають універсальні зв”язки буття:
одиничне, особливе, загальне. Явище та сутність.
Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и
индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,
которые обладают как общими, так и единичными свойствами.
Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.
Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и
отсутствующие у других предметов.
Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим
предметам.
Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией
особенного.
Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,
которые отличают его от некоторых других предметов.
Cущность и явление употребляется в широком и узком смысле слова.
Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном
отношении взаимодействие его с другими предметами.
Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также
раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с
другими предметами.
Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явление мы узнаем о
сущности, а на основании сущности объясняют и предсказывают явление. Нет
непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление-это
не одно и тоже, это различные стороны одной вещи.
Явление - это сущность, проявившаяся во вне. Некоторые философы считают,
что невозможно познать сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе»
и тем самым скатываются на позиции агностицизма. Другие считают, что
сущность вещей познать можно и в процессе познания «вещь в себе»
превращается в «вещь для нас».
58.Категорії, що відображають структурні зв”язки : частина і ціле, елемент
і система, форма і зміст.
Любое явление обладает как содержанием, так и формой.
Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и
свойственные ему функции.
Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та организация
предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может
выполнять свои функции.
Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой
степени зависят друг от друга.
1)Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит
содержанию. Форма возникает и складывается под влиянием содержания.
2)Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически меняется вслед
за изменением содержания. Некоторое время содержание остается в старой
форме. Отставание формы от содержания может быть связано с некоторыми
причинами влияния содержания.
3)Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на
содержание.
Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий
характер:
1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его
развития.
2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может
развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.
Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет
меняется качественно.
59. Категорії, що розкривають зв”язки детермінації : причина і наслідок,
необхідність та випадковість, можливість і дійсність.
Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни
изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие
изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия
категорий необходимости и случайности. Необходимость - это те свойства
предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены
внутренней природой самого предмета. Случайность - это те свойства,
изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для
предмета обстоятельств.Необходимость и случайность взаимосвязаны между
собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу
случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с
необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим
дополнением случайность.
Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже
событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом.
Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха -
необходимое следствие метеорологических условий.
Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторые
считают, что в мире все только необходимо, что случайности не играют
никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).
Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что
случайности играют определенную роль.
27. Причина и следствие, их взаимосвязь.
Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и
следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление
называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины
называется следствием.
Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные
и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-
следственные связи необходимо отличать от связей вообще.
Нельзя путать причинно-следственные связи со структурными связями, т.е.
связи данного предмета с другими предметами, существующие одновременно с
другими предметами или составляющие элементы определенного целого. От
причины связи нужно отличать связь между возникновения данного явления и
теми условиями, в которых оно происходит.
Под условием понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного
явления, но делают возможным процесс его возникновения и оказывают
определенное влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса.
Существуют различные подходы к причинно-следственной связи:
1) телеологический - это когда понятие причины пытаются подменить
понятием цели.
2) религиозный, который стремится отрицать причинно-следственную связь и
на место естественных причин поставить божественные, мистические силы.
3) материалистический, признающий существование причинно-следственных
связей между явлениями.
Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы
эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,
предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.
Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо
предмета осуществляется - это есть действительность.
Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент
времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.
Превращение возможности в действительность могут произойти в результате
случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие
для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней
природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной.
Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и
невозможности.
Катег.диал-ки (единичн./общее, явление/сущность, форма/содерж.,
прич./следств., необх./случайн., возм-сть/дейст-сть - по выбору)
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии
бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего
мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия
закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку
форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая
связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и законов. Формой познания
сложных, гибких, противореч. унив. связей бытия служат категории
диалектики. Для Д. хар-но формирование парных категорий, отраж. полярн.
стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в
противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в
друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории диал-ки образ.
сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30