Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал.

развития: развитие путем перехода колич. изменений в качественные, перерыв

постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание

самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт

первоначального состояния. Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я

природы и о-ва. Только с позиции Д. можно понять сложный, полный

противоречий путь становления объ. истины, связь на каждой ступени развития

науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы

от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем

и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва,

помогающим объ. учитывать историч. потребности обществ. развития,

несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к

высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.

Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия

Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист.

называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-

ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь

умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат.

для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В

ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с

термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта,

Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и

гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник.

понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та

односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как

неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как

источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем,

что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало

природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и

дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей,

рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле

антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как

правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения

термина М.

57. Категорії діалектики, що відібражають універсальні зв”язки буття:

одиничне, особливе, загальне. Явище та сутність.

Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и

индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,

которые обладают как общими, так и единичными свойствами.

Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.

Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и

отсутствующие у других предметов.

Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим

предметам.

Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией

особенного.

Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,

которые отличают его от некоторых других предметов.

Cущность и явление употребляется в широком и узком смысле слова.

Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном

отношении взаимодействие его с другими предметами.

Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также

раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с

другими предметами.

Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явление мы узнаем о

сущности, а на основании сущности объясняют и предсказывают явление. Нет

непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление-это

не одно и тоже, это различные стороны одной вещи.

Явление - это сущность, проявившаяся во вне. Некоторые философы считают,

что невозможно познать сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе»

и тем самым скатываются на позиции агностицизма. Другие считают, что

сущность вещей познать можно и в процессе познания «вещь в себе»

превращается в «вещь для нас».

58.Категорії, що відображають структурні зв”язки : частина і ціле, елемент

і система, форма і зміст.

Любое явление обладает как содержанием, так и формой.

Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и

свойственные ему функции.

Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та организация

предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может

выполнять свои функции.

Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой

степени зависят друг от друга.

1)Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит

содержанию. Форма возникает и складывается под влиянием содержания.

2)Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически меняется вслед

за изменением содержания. Некоторое время содержание остается в старой

форме. Отставание формы от содержания может быть связано с некоторыми

причинами влияния содержания.

3)Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на

содержание.

Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий

характер:

1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его

развития.

2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может

развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.

Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет

меняется качественно.

59. Категорії, що розкривають зв”язки детермінації : причина і наслідок,

необхідність та випадковість, можливість і дійсність.

Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.

Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни

изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие

изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия

категорий необходимости и случайности. Необходимость - это те свойства

предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены

внутренней природой самого предмета. Случайность - это те свойства,

изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для

предмета обстоятельств.Необходимость и случайность взаимосвязаны между

собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу

случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с

необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим

дополнением случайность.

Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже

событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом.

Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха -

необходимое следствие метеорологических условий.

Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторые

считают, что в мире все только необходимо, что случайности не играют

никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).

Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что

случайности играют определенную роль.

27. Причина и следствие, их взаимосвязь.

Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и

следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление

называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины

называется следствием.

Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные

и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-

следственные связи необходимо отличать от связей вообще.

Нельзя путать причинно-следственные связи со структурными связями, т.е.

связи данного предмета с другими предметами, существующие одновременно с

другими предметами или составляющие элементы определенного целого. От

причины связи нужно отличать связь между возникновения данного явления и

теми условиями, в которых оно происходит.

Под условием понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного

явления, но делают возможным процесс его возникновения и оказывают

определенное влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса.

Существуют различные подходы к причинно-следственной связи:

1) телеологический - это когда понятие причины пытаются подменить

понятием цели.

2) религиозный, который стремится отрицать причинно-следственную связь и

на место естественных причин поставить божественные, мистические силы.

3) материалистический, признающий существование причинно-следственных

связей между явлениями.

Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы

эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,

предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.

Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо

предмета осуществляется - это есть действительность.

Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент

времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.

Превращение возможности в действительность могут произойти в результате

случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие

для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней

природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной.

Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и

невозможности.

Катег.диал-ки (единичн./общее, явление/сущность, форма/содерж.,

прич./следств., необх./случайн., возм-сть/дейст-сть - по выбору)

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии

бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего

мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия

закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку

форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая

связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и законов. Формой познания

сложных, гибких, противореч. унив. связей бытия служат категории

диалектики. Для Д. хар-но формирование парных категорий, отраж. полярн.

стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в

противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в

друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории диал-ки образ.

сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты