социального существования. Немецкому философско-историческому сознанию
свойственно признание множества своеобразных типов и форм развития
Культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и
образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества.С
последней трети 19 в. изучение Культуры развивалось и в рамках антропологии
и этнографии. При этом складывались различные подходы к Культуре. Положив
начало т. н. культурной антропологии, английский этнолог Тайлор определял
Культуру путём перечисления её конкретных элементов, но без уяснения их
связи с организацией общества и функциями отд. культурных институтов.
Американский учёный Боас в нач. 20 в. предложил метод детального изучения
обычаев, языка и др. характеристик жизни примитивных обществ и их
сравнения, позволявший выявить исторические условия их возникновения.
Американский антрополог А. Крёбер перешёл от изучения культурных обычаев к
понятию «культурного образца»; совокупность таких «образцов» и составляет
систему Культуре. В функциональных теориях Культуры, ведущих своё начало от
английских этнологов и социологов Малиновского и Радклифф-Брауна (т. н.
социальная антропология), основным становится понятие социальной структуры,
а Культура рассматривается как органическое целое, анализируемое по
составляющим его институтам. Структуру социальные антропологи рассматривают
как формальный аспект устойчивых во времени социальных взаимодействий, а
Культура определяется как система правил образования структуры при таких
взаимоотношениях. Функции Культуры состоят во взаимном соотнесении и
иерархическом упорядочении элементов социальной системы. Постулаты этой
теории были подвергнуты критике Парсонсом, Мертоном, использовавшими
понятие Культура для обозначения системы ценностей как органической части
социальной системы, определяющей степень её упорядоченности и управляемости
(см. Структурно-функциональный анализ).В культуроведении получают развитие
и др. подходы к изучению Культуры. Так, на основе возникшей в рамках
культурной антропологии тенденции рассматривать роль Культуры при передаче
социального наследия от поколения к поколению было развито представление о
коммуникативных свойствах Культуры. При этом язык стал считаться основой
для изучения строения Культуры, что способствовало внедрению в
культуроведение методов семиотики, структурной лингвистики, математики и.
Однако структурная антропология неправомерно рассматривает Культуру как
чрезвычайно стабильную конструкцию, не учитывает динамики исторического
развития Культуры, связь Культуры с актуальным состоянием общества, роль
человека как творца Культуры. С попыткой решить проблему «Культура —
личность» связано возникновение особого направления психологии К. [Р.
Бенедикт, М. Мид, М. Херсковиц (США) и др.]. Опираясь на концепцию Фрейда,
истолковавшего Культуру. как механизм социального подавления и сублимации
бессознательных психических процессов, а также на концепции неофрейдистов
Г. Рохейма, К. Хорни, X. Салливана (США) о Культура как знаковом
закреплении непосредственно психических переживаний, представители этого
направления интерпретировали Культуру как выражение социальной
общезначимости свойственных человеку основных психических состояний.
7.Методологічна функція філософії. Діалектика та метафізика.
Каждый ф. концепция явл. взгл. на мир., предст. собой метод позн-я. Ф.
разраб. всеобщ., обоснов. частные и общенауч. методы позн-я - выполн.
методологич. F. Ф.
Диал-ка - наука о наиб. общ. законах разв-я прир., о-ва и мышл-я. Научному
пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе
переработки и даже преодоления первонач. смысла термина. Уже античн. ф.
подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действит-сть как
процесс, осветила роль, какую в этом пр-се играет переход всякого свойства
в противоположное (Гераклит, отчасти милетск. мат-сты, пифагорейцы). К
подобным иссл-ям еще не применялся термин Д. Первонач. этим термином
обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во
классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель счит.
изобретателем Д. Зенона, к-рый подверг анализу противоречия, возник. при
попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Арист. отличает Д. от
аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон вслед за
элеатами опред. истинное бытие как тождеств. и неизменное, но обосновыв.
диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о.,
что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен
себе и переходит в свое иное. Сл. бытие заключает в себе противоречия: оно
едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и
движется. Противоречие - необх. условие для побуждения души к размышлению.
Это иск-во и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали
неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть
формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр.
диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно.
В Нов. время Декарт и Спиноза (Д. в космогонии, С. в учении о субстанции
как о самопричине) дают образцы диал. мышления. В 18 в. во Франции
богатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как
условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему
обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем.
классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм.
действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти.
Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти
субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов.
Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. сил
в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в
познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об
антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как
только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.
Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель
впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса,
т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отл. от
абстр. определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного
определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни
и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть,
согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и
предст. собой единств. принцип, кот. вносит в содержание науки имманентную
связь и необходимость". Рез-т Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое
ей отвел он сам. Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и
Энгельсом.
Отбросив идеалистич. содержание ф. Гегеля, они построили Д. на основе
материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения
реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д.
органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они
по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Сл.
материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение,
логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и
развитии, т.к. вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития,
и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом
смысле и теория познания рассматривается материалистич. Д. как обобщенная
история познания и каждое понятие, каждая категория несм. на свой предельно
общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией
материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она
вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ
ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: развитие путем
перехода колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки,
отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания,
повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния.
Материалистич. Д. предст. собой ф. метод иссл-я природы и о-ва. Только с
позиции Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объ.
истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и
относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения
к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью,
делает ее орудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать
историч. потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому
содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим
прогрессу чел-ва.
Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия
Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист.
называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-
ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь
умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат.
для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В
ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с
термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта,
Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и
гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник.
понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та
односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как
неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как
источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем,
что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало
природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и
дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей,
рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле
антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как
правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения
термина М.
8. Основі філософські школи стародавньої Індії OTTO Філософія
Стародавньої Індії
Перші філософські течії та школи виникли у найдавніших регіонах людської
цивілізації на початку VI ст. до. н.е. в Стародавній Індії, Стародавньому
Китаї та Греції.
Староіндійська філософія розвивалась у школах, так званих «дашанах».
Існували дашани астиків і дашани нестиків. Ці дашани проповідували різко
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30