им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто- рая" искусственно
созданная человеком природа. Там,где есть чело- век, его деятельность, ее
продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Иными
словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Само
становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции
индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной
культуры, человек становится лич- ностью и персонифицирует обретенный
культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я".
Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее,
материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое
качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой
деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и
способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика
развития человека как человеческого су- щества, процесс, получающий свое
внешнее выражение во всем богатс- тве и многообразии создаваемой людьми
действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и
мысли. По мнению большинства современных социологов и философов, за-
нимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить
два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые
направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и
индивидуальной жизни. Второй класс элемен- тов состоит из социальных
институтов и учреждений культуры, благо- даря которым эти идеи и ценности
сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена.
Если первый класс элемен- тов характеризует культуру как систему эталонов
общественного по- ведения людей, то второй - как систему, осуществляющую
социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся
системы просвещения и образования, средств массовой информации и
коммуникации, различные виды культурного сервиса. Культуру принято
разделять на материальную и духовную. Мате- риальную культуру образуют
продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их
различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что
предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются,
материализуются, а мате- риальная культура несет в себе человеческую мысль,
достижения че- ловеческого духа. Они связаны между собой так, как и две
обозна- ченные выше области производства- материального и духовного, при-
чем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую,
определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной
организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает
рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся в
нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее
важная функция культуры называется коммуникативно-репро- дуктивной. Она
заключается в трансляции опыта, знаний, опредмечен- ных результатов
человеческой деятельности от поколения к поколе- нию, чем обеспечивается
непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты
культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке,
социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и
становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время,
чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной
функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех куль-
турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко- ления и
тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется
ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам
деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами
культура ми- ровоззренческая, политическая, технологическая,
производственная, культура человеческого общения, культура экологическая,
правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и
результаты, и способы деятельности, причем не только творческой, но и
репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и ис- точник
культуры тогда, когда она носит общественный характер, когда ее продукты
имеют смысл не только для данного индивида,но и для других людей. Таким
образом, культура является продуктом об- щественной деятельности,
независимо от того в какой форме - кол- лективной или индивидуальной - она
осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный,
деятельностный, общест- венный источник ее происхождения и развития. Под
этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий
характер. Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей
в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем
богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей
целостности его общественного бытия.
87.Соціальний прогноз і глобальні проблемми сучасності.
Проблема исторического прогресса является одной из централь- ных во всех
значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно
философия призвана рефлексивно осмыслить историчес- кий процесс. Но вопрос
об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как
непрерывное восхождение по пути к со- вершенству. Если в научно-технической
сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден
(по крайней мере, экономика служит базой для многих негативных процессов),
а состоя- ние нравственности, развитие культуры не позволяют даже
непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым.
По- этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за
прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо- речивости
прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че- ловечеством встала
задача научиться сочетать изменения в науч- но-технической,социальной и
духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное
покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны.
Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления
взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом
изменения или при- равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более
сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие
раз- вития можно на основе анализа различных типов универсальных свя- зей,
выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип
изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не
свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить
количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,
изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения рав- нозначны
развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с
повторением однотипных фаз или просто обратимые измене- ния типа "вода -
пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,
ко- торые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и
функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Раз- витие -
процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступа- тельных
изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени
(например,эволюция литосферы, экосистем, истори- ческое развитие
человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.). Развитие
нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое
развитие происходит с постоянными отклоне- ниями в сторону, с возвратами
назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса
(эволюция приматов или конвер- генции - слияния, синтеза, объединения
различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).
Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого
заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в
определенных условиях в результате действия соответс- твующих причин.
Необходимо учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и
развитие самой современности: ведь в нас- тоящем противоборствуют различные
тенденции, формируются альтерна- тивные возможности будущего развития.
Историзм тесно связан с кон- цепцией детерминации явлений. История - не
заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом.
Объективные зако- номерности исторического развития прокладывают себе
дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно
учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным
типом развития является история общества, включающая в себя, кроме
объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это
чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических
процессов. В реализации ис- торических перспектив, возможностей участвуют
человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление
исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов
диа- лектики. В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя
противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противо- положными
по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически
связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс ( от
лат. progress - движение вперед,успех), тип, направление развития,
характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к
более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в
целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам
развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием
регресса. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле-
ментов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее
приспособленность к среде, функциональную эффективность, устой- чивость,
надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же
в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы
функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число
подсистем, элементов и связей, обес- печивающих существование,устойчивость
и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.
88.Діалектика класового, національного і загальнолюдського у розв’язанні
глобальних проблемм сучасності.
В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит
ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших
социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале
человеческой истории действовали преимуществен- но адаптационные
(приспособительные) механизмы взаимодействия. Че- ловек подчинялся силам
природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере
этого свою собственную приро- ду. Затем по мере развития производительных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30