Шпаргалки для экзамена по Философии(НТУУКПИ, Украина)

им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто- рая" искусственно

созданная человеком природа. Там,где есть чело- век, его деятельность, ее

продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Иными

словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Само

становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции

индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной

культуры, человек становится лич- ностью и персонифицирует обретенный

культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего "Я".

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее,

материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое

качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой

деятельности. Культура - это процесс развития человеческих сил и

способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика

развития человека как человеческого су- щества, процесс, получающий свое

внешнее выражение во всем богатс- тве и многообразии создаваемой людьми

действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и

мысли. По мнению большинства современных социологов и философов, за-

нимающихся проблемой культуры, в структуре данного феномена можно выделить

два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые

направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и

индивидуальной жизни. Второй класс элемен- тов состоит из социальных

институтов и учреждений культуры, благо- даря которым эти идеи и ценности

сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена.

Если первый класс элемен- тов характеризует культуру как систему эталонов

общественного по- ведения людей, то второй - как систему, осуществляющую

социальный контроль над ценностями и идеями. К последнему классу относятся

системы просвещения и образования, средств массовой информации и

коммуникации, различные виды культурного сервиса. Культуру принято

разделять на материальную и духовную. Мате- риальную культуру образуют

продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их

различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что

предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются,

материализуются, а мате- риальная культура несет в себе человеческую мысль,

достижения че- ловеческого духа. Они связаны между собой так, как и две

обозна- ченные выше области производства- материального и духовного, при-

чем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую,

определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной

организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает

рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры,воплощающаяся в

нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее

важная функция культуры называется коммуникативно-репро- дуктивной. Она

заключается в трансляции опыта, знаний, опредмечен- ных результатов

человеческой деятельности от поколения к поколе- нию, чем обеспечивается

непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Продукты

культуротворческой деятельности подвергаются своеобразной проверке,

социальному отбору: одни из них сразу входят в культурный оборот и

становятся составляющей культурного прогресса, для других требуется время,

чтобы они были осознаны и включены в социальную практику. Социальной

функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех куль-

турных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поко- ления и

тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется

ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам

деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами

культура ми- ровоззренческая, политическая, технологическая,

производственная, культура человеческого общения, культура экологическая,

правовая и художественная. Культура данной эпохи поэтому включает в себя и

результаты, и способы деятельности, причем не только творческой, но и

репродуктивной. Деятельность выступает как составляющая и ис- точник

культуры тогда, когда она носит общественный характер, когда ее продукты

имеют смысл не только для данного индивида,но и для других людей. Таким

образом, культура является продуктом об- щественной деятельности,

независимо от того в какой форме - кол- лективной или индивидуальной - она

осуществлялась. Поэтому главный родовой признак культуры - это неприродный,

деятельностный, общест- венный источник ее происхождения и развития. Под

этим источником подразумевается общественный труд, который носит всеобщий

характер. Таким образом, культура - это не только производство вещей и идей

в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем

богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей

целостности его общественного бытия.

87.Соціальний прогноз і глобальні проблемми сучасності.

Проблема исторического прогресса является одной из централь- ных во всех

значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно

философия призвана рефлексивно осмыслить историчес- кий процесс. Но вопрос

об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как

непрерывное восхождение по пути к со- вершенству. Если в научно-технической

сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден

(по крайней мере, экономика служит базой для многих негативных процессов),

а состоя- ние нравственности, развитие культуры не позволяют даже

непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым.

По- этому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за

прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противо- речивости

прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед че- ловечеством встала

задача научиться сочетать изменения в науч- но-технической,социальной и

духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное

покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны.

Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления

взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать простым синонимом

изменения или при- равнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более

сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие

раз- вития можно на основе анализа различных типов универсальных свя- зей,

выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип

изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не

свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить

количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового,

изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения рав- нозначны

развитию (простое разрушение предмета или циклические процессы с

повторением однотипных фаз или просто обратимые измене- ния типа "вода -

пар - вода..."). Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,

ко- торые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и

функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Раз- витие -

процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступа- тельных

изменений сложных системных объектов в достаточно большие интервалы времени

(например,эволюция литосферы, экосистем, истори- ческое развитие

человеческих сообществ, орудий и навыков труда, НТП и т.д.). Развитие

нельзя понимать как линейный процесс. Так, реальное социально-историческое

развитие происходит с постоянными отклоне- ниями в сторону, с возвратами

назад, нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса

(эволюция приматов или конвер- генции - слияния, синтеза, объединения

различных линий развития (формирование крупных наций из различных племен).

Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма, суть которого

заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в

определенных условиях в результате действия соответс- твующих причин.

Необходимо учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и

развитие самой современности: ведь в нас- тоящем противоборствуют различные

тенденции, формируются альтерна- тивные возможности будущего развития.

Историзм тесно связан с кон- цепцией детерминации явлений. История - не

заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом.

Объективные зако- номерности исторического развития прокладывают себе

дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно

учитывать многообразие возможных форм, путей развития. Наиболее сложным

типом развития является история общества, включающая в себя, кроме

объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это

чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических

процессов. В реализации ис- торических перспектив, возможностей участвуют

человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Теоретическое осмысление

исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов

диа- лектики. В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя

противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими противо- положными

по своим характеристикам, разнонаправленными друг от друга, диалектически

связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс ( от

лат. progress - движение вперед,успех), тип, направление развития,

характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к

более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в

целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам

развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием

регресса. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию эле-

ментов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее

приспособленность к среде, функциональную эффективность, устой- чивость,

надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же

в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы

функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число

подсистем, элементов и связей, обес- печивающих существование,устойчивость

и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

88.Діалектика класового, національного і загальнолюдського у розв’язанні

глобальних проблемм сучасності.

В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит

ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших

социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале

человеческой истории действовали преимуществен- но адаптационные

(приспособительные) механизмы взаимодействия. Че- ловек подчинялся силам

природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере

этого свою собственную приро- ду. Затем по мере развития производительных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты