Ответы на гос. экзамен по дисциплине "История Узбекистана" для ВУЗов

59. Ликвидация Хивинского ханства и создание Хорезмской Народной Советской Республики.

5 апреля 1917г. в Хивинском ханстве был  обнародован манифест. По нему власть  ограничивалась  меджлисом (парламентом),  избиравшемся из  представителей  духовенства и  буржуазии, и Советом назиров (министров). Правительство и меджлис  возглавляли  младохивинцы, которые в установлении  конституционной  монархи видели исполнение своих  реформаторских  устремлений. С одной стороны, консолидировались и активизировались силы,  поддержавшие абсолютную  монархию в ханствах, ужесточился сам  монархический режим. С другой стороны,  претерпело изменение  и оппозиционное движение. С окончательной потерей иллюзий о возможности  мирного реформирования общества часть  джадидов, особенно его  либеральное крыло, отходит от активной  политической деятельности, другая часть - младобухарцы и младохивинцы- резко меняют свою тактику - опираясь на  внешне-политические силы, они  вступают на путь вооруженной борьбы. После октябрьского переворота   и установления советской власти в  России и Туркестане резко  изменилось внутриполитическое и внешнеполитическое положение среднеазиатских ханств. Участник восстания 1916г., вынужденный эмигрировать из-за царских преследований, окруженный ореолом "борьба за независимость", Джунаидхан в сравнительно короткие сроки объединил недовольные господством хана разрозненные туркменские племена и их вождей. К началу 1918г. он располагал уже более чем полутора тысячами вооруженных всадников и представлял серьезную угрозу хивинскому хану. В связи с ухудшающимся внешнеполитическим положением Асфадиярхан пошел на компромисс. В январе 1918г. он через влиятельных ишанов и мулл приглашает его  в Хиву для переговоров о совместном управлении страной и организации борьбы с большевиками. Туркестанские правящие круги, столкнувишсь с непримиримо-враждебной позицией правителей Бухары и Хивы, стремительным превращением их территорий в плацдарм всех антибольшевистских сил, не могли не осознавать нарастающую угрозу со стороны этих соседних государств. Не видя других реальных путей изменения политического курса среднеазиатских ханств, самостоятельность которых была признана еще Временным правительством, туркестанские большевики под прикрытием заботы о безопасности жизни гонимых оппозиционных сил выбрали путь грубого вмешательства во внутренние дела этих ханств, настоятельно добиваясь от их правителей реформирования своих обществ.соглошение9 апреля 1919г. в г. Тахте, недалеко от Хивы, был подписан договор между РСФСР и Хивинским ханством, получивший название Тахтинского. 21 декабря 1919г. был издан приказ уполномоченного Реввоенсовета Туркреспублики Скалова о реорганизации войск хивинской группы и присланных штабом Туркфронта новых воинских частей. Это соединение получило новое название- "Амударьинская группа войск". Двумя днями позже, 23 декабря, новым приказом Скалова на эти войска была возложена задача оказания "помощи трудящимся Хивы от произвола Джунаидхана". Но военные действия были развернуты намного раньше. Северной отряд, ликвидировав восставшие казачьи отряды на территории Амударьинского отдела, 22 декабря переправился через Амударью и вступил на территорию Хивинского ханства. Продвигаясь на юг, войска этого отряда с боями занимали основные центры ханства: 29 декабря-Ходжейли, 9 января - Куня-Ургенч и Аман-Калу, 14 января- Порсу, 16 января- Ильялы, 18 января- Ташауз. К 19 января войска подошли к Газабаду. С юга, перейдя 24 декабря Амударью, начали развивать наступательные операции воинские подразделения Южного отряда.

Под напором этих войск джунаидские отряды отступили к Газабаду и Тахте. Здесь решено было дать последний бой Джунаидхану. Но, окруженный Северным и Южным отрядами и понесший большие потери в предыдущих боях, Джунаидхан не принял решающего сражения и с маленьким отрядом ушел в пески. 20 января Тахта - главная ставка Джунаидхана- была занята войсками Красной армии, а 1 февраля войска вошли в Хиву. 2 февраля 1920г. хан Сейид Абдулла отрекся от престола и передал всю власть Временному революционному правительству, состояшему из представителей всех групп, принимавших участие в свержении хивинской монархии.



60. Экономическая и культурная политика Советской власти в Узбек-не в 1920-30 гг.

В Туркестане в 1920-1921 гг. проводилась земельно - водная реформа, в результате которой в государственной фонд было включено 238831 десятина земли; эта земля была разделена между 12826  безземельными и малоземельными крестьянами. Экономическая политика и хозяйственные преобразования в  Узбекистане носили противоречивый характер. Нередко имели место волюнтаризм, поспешность, отсутствие учета реальных условий, настроения и психологии населения. Декретами советской власти земли были объявлены государственной собственностью. Земельно- водная реформа 1925-1929 гг. способствовала  сокращению феодального и относительно крупного частнокапиталистического секторов в сельском  хозяйстве Узбекистана.  Но вызванное ею осереднячивание обеспечивало рост мелкотоварного производства. Между тем политическая  доктрина коммунистической  партии нацеливала на опережающее развитие коллективных форм хозяйствования как материальных носителей нового общественного  строя. Всем своим существом реформа была направлена на  ограничение зажиточных хозяйств и развязывание классовой борьбы в  кишлаках. Этот курс выразился в неоправданном ограничении зажиточных слоев сельского населения, в значительно большей степени ориентированного на рынок, а также в необдуманных мерах и перегибах в проведении реформы. Несмотря на провозглашенную партией твердую линию на обеспечение интересов середняка и  правильное установление надела, в ряде мест при проведении земельной реформы со стороны кишлачных организаций предпринимались попытки рассматривать более  зажиточных середняков как баев и отчуждать у  них земли и инвентарь, что извращало линию партии на союз  середняком. Недостаточно продуманной оказалась и политика в  отношении  вакуфного имущества. В процессе его национализации не  были учтены  специфические черты религиозного сознания  местного населения, а также особенности жизни деканства, во многом регламентируемой системой ценностей  мусульманской религии. В Узбекистане, как и во  всей стране,  последовательно проводилась политика кооперирования дехканских хозяйств. Широкое  развитие получила универсальная (интегральная) кооперация, сочетавшая в себе  потребительские, снабженческо - сбытовые, простейшие производственные и другие функции. В 1925 г.  функционировало более 36 % всех  крестьянских хозяйств республики.

Свертывание НЭПа в конце 20-х годов привело к  разрушению системы кооперации. Партией была принята установка на  государственное управление сельским хозяйством. Высшее руководство  СССР стало склоняться  к пути тотальной коллективизации, которая началась с 1929 года.

С конца 20-х годов сфера рыночных отношений в  деревне все более свертывалась. С осени 1929 года в СССР был взят  курс на замену политики развития кооперации всемерной коллективизацией, осуществляющейся к тому же путем " насаждения"  сверху. При этом совершенно не учитывались местные условия. В погоне за цифрами были допущены грубейшие нарушения законности. Случалось, что инструкторы по коллективизации на  собраниях в кишлаках угрожали не вступившим в колхозы лишить их  воды, дать худшие земли, снять со снабжения промтоварами, обложить увеличенным налогом и  даже выселить за пределы  Узбекистана. В результате коллективизация в ряде районов была завершена в течении нескольких недель.

61. Подвиги узбекистанцев на полях сражений

Огромная работа по перестройке народного хозяйства на военный лад, мобилизации и сплочению народа была проведена и Узбекистане. С первых же дней войны в Узбекистане, как и  во всей стране прошли массовые митинги и собрания. Уже 22 июня 1941 года прошло собрание рабочих Ташкентского текстильного комбината, 23 июня — митинг на заводе "Ташсельмаш". В этот же день прошел многотысячный митинг в Ташкенте, на котором присутствовали представители партийных и советских органов. Рабочие и служащие, преподаватели и студенты говорили о готовности защищать страну, в тылу и на фронте ковать победу над врагом. Многие прямо на митингах подавали заявление об отправке на фронт. Большой поток заявлений с просьбой отправить в ряды действующей армии поступал и в военные комиссариаты. В Узбекистане в первые месяцы войны было подано более 32 тысяч подобных заявлений. В годы войны тысячи воинов—узбекистанцев принимали участие в военных действиях и вместе с другими народами Советского Союза встали на защиту страны. Они внесли  свой весомый вклад в разгром фашистской Германии  120 тысяч  из них были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе 70 тысяч бойцов и командиров—узбеков. Звание Героя Советского Союза получили более 300 узбекистанцев, 69 из  них узбеки, 53 воина из Узбекистана награждены орденами Славы трех степеней. За мужество и отвагу многие узбекистанцы были награждены орденами и медалями Польши, Венгрии, Франции Италии и других стран. В освобождении Польши принимали участие первый генерал — узбек Сабир Рахимов, командир 57-й гвардейской дивизии, прошедшей боевой путь от Кавказа до Восточной Пруссии. В боях за польский город Гданьск 25 марта 1945 годи генерал Сабир Рахимов погиб. Отважно сражались с  врагом Герои Советского Союза уроженец Бухары Азим Рахимов, ферганец Тохтасин Ахмедов, хорезмиец Сатым Нурматов, самаркандец Ишанкул Исмаилов, ташкентец Cалих Умаров и многие другие. Самоотверженно сражались па фронте и женщины Узбекистана - Роза Ибрагимова, Зебохон Ганиева Хосият Усманова, Сара Шукурова, Сабира Маджидова и другие. Сегодня Площадь Памяти — это место поклонения всем, кто погиб в годы второй мировой войны. Имена всех узбекистанцев, погибших в этой войне высечены на страницах символической Книги памяти. Никогда не померкнет в памяти поколений ратный подвиг сотен тысяч сыновей и дочерей узбекского народа, которые, как не раз под­черкивал Президент Узбекистана И.А.Каримов, "не щадя себя , сража лись в тех грозных битвах", а так же , их патриотизм, гуманность , преданность своей Родине навсегда останется в сердцах всего узбекского народа

62. Наука и культура Узбекистана в годы второй мировой войны.

В духовной сфере заключается творческий потенциал, от которого зависит успех прогрессивных преобразований в жизнедеятельности каждой нации и народности, успех перестройки. Без духовной культуры невозможно создать общество полной демократии, гуманизма и свободы.

Нравственность народа, жившего на территории Узбекистана, формировалась под влиянием богатых духовных традиций, выработанных прошлыми поколениями, классических положений гуманизма Востока, правовых и дидактических норм ислама. Его культура сложилась под воздействием учения выдающихся мыслителей Средней Азии. В 1940г. в республике работало более 5,5 тыс. общеобразовательных школ всех видов, в которых обучалось около 1,3 млн. детей. К сожалению, в народном образовании стали набирать силу экстенсивные, командные подходы, выдвинувшие на первый план количественные показатели и отодвинувшие в тень проблемы качества.В 1941г. в республике имелось 75 научных учреждений, в которых трудилось более 8 тыс. научных работников.Несмотря на сгущающуюся атмосферу культа личности творческая жизнь не замерла. Широко известными становятся имена узбекских писателей. Это Гафур Гулям, Айбек, Гайрати, Хамид Алимджан, Абдулла Каххар, Усман Насыр, Уйгун, Камиль Яшен и другие. В процессе совместной творческой деятельности писателей и работников искусства усилилось взаимообогащение культур народов СССР, повысился художественный уровень большинства театральных и музыкальных коллективов.Большой шаг в развитии образования был сделан в Узбекистане, который по существу стал республикой сплошной грамотности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты