Ответы на гос. экзамен по дисциплине "История Узбекистана" для ВУЗов

В ней дается также описание страны, где родился и начал свою деятельность Заратуштра. Это " страна, где управляют и предводительствуют многочисленными войсками мужественные вожди, где высокие горы, изобилующие пастбищами и водами, производят все необходимое для скотоводства, где глубокие озера с обширными водами, где судоходные реки с широкими руслами стремят свои бурные воды по странам: Иската (Скифия), Поурута, Моуру (Мерв), Харева (Ария), Гава (область Согда), Сугда (Согд), Хвайризема (Хорезм)". Нет никакого сомнения, что "судоходными реками с широкими руслами" являются Амударья и Сырдарья, и это обстоятельство вместе с перечнем стран, через которые они протекают, прочно обосновывает среднеазиатскую теорию происхождения "Авесты", а значит и зороастризма.

"Авеста", несмотря на религиозно- мифологический характер, может служить ценными источником сведений о социальной и культурной жизни народов Средней Азии. Первобытная история безымянна. Она не знает и лиц, ни героев, ни знаменательных дат. И тем не менее она овеяна подлинным героизмом всей великой массы безвестных создателей первобытной культуры, которая явилась необходимым условием дальнейшего развития человечества, стала основой нашего общества.

105. Понятие идейного вакуума, его сущность и особенности проявления.

Если бросить взгляд на мировой опыт, идеология нации формируется и совершенствуется в течение жизни нескольких поколений. Значение формиро­вания национальной идеи нашло своё отражение в образцах письменности созданных в различные периоды человеческой истории. Можно привести много примеров внедрения своей идеи в сознание народа путём преломления идеологического иммунитета и создания идеологического вакуума. Об этом китайский философ Сун  Цзы (VI век до н. э.) писал:

Приведите к распаду, развалу всё хорошее, что есть у противника;

Привлекайте на свою сторону видных деятелей государства противника, на­правляйте их на совершение преступлений, в нужное время опозорьте их на глазах общественности;

В этом деле сотрудничайте с самыми подлыми, неблагодарными людьми;

Направляйте молодёжь против стариков;

Приведите к разладу обеспечение войск противника, вызовите недоверие их своим богам;

Для достижения еще большого разложения противника направьте туда женщин лёгкого поведения.

Будьте очень щедрыми, не жалейте ни денег, ни обещаний, они дают хорошие результаты.

Методами пропаганды в истории идеологической борьбы является распро­странение слухов. О причинах, целях, распространение слухов есть высказыва­ние Абу Райхана Бируни: распространитель слухов обвиняет про­тивника, распространяет о нём ложные сведения и таким путем достигает победы над ним, добивается своей цели.

Во второй половине XIX века в жизни народа Узбекистана начался период культурной и духовной зависимости. В колониальной политике были планы превращения Туркестана не только в политическую, экономическую, но и ду­ховную зависимость, колонию. Это колонизаторы и не скрывали. На собрании семинарии учителей Ташкента 30.08.82. г  М. А. Муропиев говорил: « … в основе просвещения мусульман должна лежать их русификация, …разрушение ислама,…вообще религиозные стороны». Генерал-губернатор Куропаткин И.А. «Мы 50 лет держали местное население в стороне от прогресса».

106. Сущность и содержание идеи социальной солидарности.

Одна из главных идей, претворяемых в жизнь человечеством на рубеже 20-21 веков, - партнерство различных социальных слоев и групп, политических сил, партий и движений.

Идея общественной солидарности укрепляет отношения представителей различных национальностей, рас, религий, профессиональных и социальных групп. В результате прочнее становится мир и стабильность в стране.

В отличие от искусственно созданных, противостоящих друг другу и возведенных в абсолют доктрин, идея социальной солидарности направлена на признание и воплощение в жизнь многообразных интересов нашего народа.

Во-первых, прогрессивные идеи, воплощающие в себе приоритетные цели и интересы общества, становятся движущей силой национального прогресса.

Во-вторых, необходимым условием прогресса является соответствие программных задач и практической деятельности каждого социального слоя и группы национальной идее.

В-третьих, одним из основных факторов реализации национальной идеи является осознание каждым гражданином, независимо от его социальной и национальной принадлежности, мировоззрения и вероисповедания, своей ответственности за осуществление намеченных благородных целей. В государствах, где уделяется постоянное внимание проблемам сотрудничества различных слоев населения, это приносит ощутимые положительные результаты. Совершенствование форм и способов партнерства и сотрудничества создает почву для укрепления стабильности общества, и, наоборот, их ослабления приводит к нарушению стабильности , неустойчивости в обществе.

Следовательно, укрепление социальной солидарности в обществе связано с большой ответственностью всех его слоев, в первую очередь государственных и общественных организаций, политических партий и движений.

В целом следует принимать необходимые меры по предупреждению любых ситуаций, представляющих опасность для социальной стабильности в нашем обществе.

107. Исторические и философские основы идеологии национальной независимости.

Реакционные идеи и идеологии создаются социальными слоями, их лидерами для того, что бы продлить существование отжившей социальной системы. Прогрессивные идеи создаются теми, кто стремится к развитию, улучшению, и теми, кто заинтересован в социальном прогрессе.

 Идеология – выражение целей и устремлений, потребностей и интересов нации и народов, общественных групп, и различных слоёв общества в целом. Размышляя над, чем-либо у человека возникают разнообразнейшие идеи по поводу определённого явления, вещи или человека.  Идеологии же создаются на основе определённых учений. Различные общественно-политические силы при создании своих идеологий опираются на религиозные взгляды, философские учения, используют их в качестве теоретической основы. Отсюда вытекают три вида «корней», т.е. то на чём основывается идеология. Когда речь идёт о философских «корнях» идеологии, имеется в виду то, что она основывается на выводах философских учений. Здесь можно привести в частности пример народов Европы, каждый из которых, устанавливая свою государственность, создавал специфическую идеологию. Эти идеологии после распада Римской империи формировались на основе национальных философских школ и течений, возникших на базе самобытных ценностей и менталитета народов. Поэтому английская, итальянская, французская немецкая философии прошлого служили делу консолидации общества. Вместе с тем эти учения и просветительские взгляды явились вкладом в сокровищницу общечеловеческой культуры. Например, немецкая классическая философия дала миру таких мыслителей, как Кант, Гегель и др. В частности, философия Гегеля, которая имеет подлинно национальные особенности, поднялась в Прусской монархии, отделившейся к тому времени от Австро-венгерской империи, до уровня государственной идеологии. Наибольшее влияние на формирование национальных идеологий оказывали мировые религии – буддизм, ислам, христианство. Иными словами, во многих идеологиях в определённой степени находят своё выражение религиозные идеи, изложенные в священных книгах: Коран, Библия, Тора и др. Учения Конфуция и Лао Цзы, обосновавшие в своё время путь развития китайского народа, также базируются на религиозных взглядах.

108. Роль идеологии в истории человечества.

При прежнем строе очень серьезное внимание уделялось идее, идеологии. Возникает вопрос: почему старый строй всеми силами держался за идеологию? Причина в том, что тогда хорошо уяснили: любая идея, даже заведомо ложная, фальшивая, но если ее непрерывно насаждать в сознание людей, обретет огромную силу. И поэтому деспотический строй, используя весь свой идеологический потенциал, все средства массовой информации, всегда и на все готовых прислужников, беспрестанно отравлял сознание людей ложными идеями. Минувшее время — для нас история, следовательно, из этой истории мы должны сделать правильные выводы. В то же время, изучая опыт развитых государств, должны строить свое будущее. Из давней и недавней истории хорошо известно, что когда в какой-то стране, в каком-то государстве господствует единственная идея или идеология, такое общество, такое государство обязательно терпит крах. Нельзя забывать эту истину. Если люди поймут нелепость, пагубность старого строя в политическом, экономическом и нравственном отношении, в котором он абсолютно противоречит нашим национальным интересам, то тогда они найдут правильный путь. Человек только тогда может полностью реализовать свой потенциал, выбрать отвечающий своим стремлениям путь, когда он мыслит свободно, живет свободно. Свободно мыслящий человек, независимо от того, в какой сфере он работает, имеет возможность самому строить свою жизнь, защищать ее. Сейчас в Узбекистане работают 550 тысяч учителей. Более пяти миллионов наших детей учатся в школах, различных учебных заведениях. Нам же необходимо думать об их воспитании, заботиться о счастливом будущем нашей молодежи, вооружать их национальной идеей, национальной идеологией. Идея и идеология действует на общество по-разному в зависимости от того, какие цели и задачи ставят идеи и идеологии, а также в зависимости от путей достижения этих целей.  Если идея народа ставит цель процветания родины и благополучие общества, то при стремлении достижения этих целей общество развивается, улучшается. А если идеей определены цели разрушения и беспорядков это сулит хаос и потянет общество к нулевому уровню развития.

109. Национальные особенности и общечеловеческие принципы идеологии национальной независимости.

Для определения сущности, содержания и места национальной идеи в жизни общества необходимо в первую очередь определить теоретические и практические корни его фундамента. С этой точки зрения исторические, фило­софские корни национальной идеи, его принципы взаимосвязаны между собой. В основе их взаимосвязи лежат общечеловеческие ценности. Следовательно, одним из основных его принципов является идея  гуманизма. На сегодняшний день мы часто употребляем это слово. Возникает вопрос: «почему гуманизм становится одним из основных принципов национальной идеи». Первая его причина - это, благодаря независимости, возникли условия для построения гу­манного демократического общества. Чтобы эту возможность превратить в действительность возникла необходимость  решения двух важных вопросов: Первое - это освобождение сознания и мышления людей от пережит­ков старого деспотического строя, от антигуманных идей, от единоличного господства  идеологии. Здесь гуманистические и демо­кратические принципы национальной идеи являются объединяющей силой и точкой опоры, определяющей гармоничность интересов человека  в обществе. Второе - в гуманистических принципах наряду с  общечеловеческими принципами гармонизируется мышление нации, пси­хика и образ мышления, разнообразие взглядов. наш Президент после приобретения независимости определил че­тыре основы социального развития общества. Это:

 - верность общечеловеческим ценностям;

 - укрепление и развитие духовного наследия нашего народа;

 - свободное проявление возможностей личности;

 - патриотизм.

Это свидетельствует о том, что принципы национальной идеи гармонично взаимосвязаны с общечеловеческими ценностями. На основе этого формируются основные принципы национальной идеи. Принцип  - это понятие, определяющее правила и критерии которым строго следует какое-либо учение, мировоззрение или деятельность. Основными принципами национальной идеи являются следующие:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты