Ответы на гос. экзамен по дисциплине "История Узбекистана" для ВУЗов

     Рыночная экономика основа  товарно-денежных отношениях, характер которых  определяется   объективными экономическими законами. Рыночные отношения на­чали формироваться на заре цивилизации и прошли более чем тысячелетний путь развития. Исторически сложилось два вида рыночных отношений. Первый скла­дывался стихийно из разрозненных и несогласованных действий производителя и потребителя. Второй — полная противоположность первому: государство посред­ством внедрения цен, налогов, процентных ставок, прибыли, ренты, субсидий и других инструментов при­дало рыночным отношениям целенаправленный харак­тер.

В настоящее время рыночные отношения являются основной формой существования мировой экономики.

Рыночной экономике присущи следующие особен­ности:

— товаропроизводитель, будь то отдельное лицо или коллектив, осуществляет независимую экономи­ческую деятельность;

—товаропроизводитель является собственником или арендатором собственности, поскольку свое право на труд он реализует через право на частную собствен­ность;

—товаропроизводитель является хозяином произ­веденного товара и ему принадлежит право распоря­жаться этим товаром;

—судьба товара, попавшего на рынок, решается в результате свободного торга, по одну сторону которо­го находится производитель товара, а по другую — его покупатель;

— рыночная экономика не признает монополии на производство продукции, ее движущей силой является здоровая конкуренция;

—на рынке товаров условия диктует не произво­дитель, а потребитель, так как ему предназначен то­вар, за который он обычно расплачивается деньгами; производитель получает прибыль и право на существо­вание при условии удовлетворения потребностей по­купателя;

—продукт, попавший на рынок товаров и услуг, приобретает дополнительную стоимость, так как на его продажу затрачивается время, а точнее — труд продавца;

—спрос определяет предложение: товары, пользу­ющиеся повышенным спросом, приносят более высо­кую прибыль, что стимулирует развитие той или иной отрасли промышленности или сельскохозяйственного производства;  

—в условиях рыночной экономики производители и другие члены общества, в зависимости от получае­мых доходов, образуют ту или иную социальную груп­пу. Рыночные отношения в Уз­бекистане уходят своими кор­нями в глубокую древность. По свидетельству историчес­ких документов, тысячу лет тому назад купцы Самарканда, Бухары и Хивы выво­зили красивые и добротные, а значит, конкуренто­способные товары в Индию, Китай, на Ближний Вос­ток, в Россию и Западную Европу, что стимулировало местное производство.

181. Формирование основ правого демократического и гражданского государства в Узбекистане.

Демократическое общество, как и любое другое, характеризуется рядом общих признаков. В их числе право человека на свободу волеизъявления, подчинение меньшинства большинству, верховенство закона, выборная система государственных органов власти и их подотчетность изби­рателям и т. д. Эти принципы, проверенные международ­ной практикой, легли в основу построения демократи­ческого общества в Узбекистане. Кроме того, процесс построения демократического гражданского общества в Узбекистане не мог не учитывать тысячелетний опыт ис­торического и духовного развития узбекского народа, особенности национальной государственности, богатые на­циональные традиции.

Демократический путь развития, основанный на фи­лософии индивидуализма, и западная модель, опира­ющаяся на революционные преобразования, не со­всем приемлемы для Узбекистана, существование ко­торого больше отвечает принципам «восточной демок­ратии», базирующейся на идее гражданского согласия и силе общественного мнения, фундаментом для которых служат восточная философия и исламская ре­лигия. Поэтому развитие демократии в Узбекистане опи­рается не только на мировой опыт, но и на социаль­но-политические и духовные традиции восточных на­родов, и в частности узбекского.

Узбекистан избрал путь не поспешных преобразова­ний, а плавного перехода к демократическим формам, который строго учитывает уровень духовного и социаль­но-экономического развития общества. Он идет по пути строительства не просто демократического, а справед­ливого демократического общества. Идея справедливости всегда служила народу мерилом, с помощью которо­го оценивались власть и ее представители. Она стала ос­новным принципом законотворческой деятельности на пути построения в Узбекистане демократического обще­ства. Процесс социально-экономического реформирова­ния государства осуществляется в строгих рамках, исклю­чающих резкое имущественное расслоение общества.

Для построения справедливого общества прежде все­го необходимо создать такие условия, при которых личности будет предоставлена возможность реализо­вать свои способности. Только при наличии таких ус­ловий, как право на труд, получение знаний, меди­цинское обслуживание и социальную защиту, жизнь и судьба каждого гражданина, его место в обществе бу­дут зависеть от его труда и предприимчивости. А госу­дарство, в свою очередь, гарантирует гражданам пра­во свободного выбора социально-политического и куль­турного обустройства общества.

Демократические реформы в Строительство        Узбекистане направлены на гражданского общества строительство гражданского общества. Смысл преобразова­ний сводится к тому, чтобы передать народу функции управления по мере развития органов самоуправления.

Между понятиями «общество» и «гражданское обще­ство» существует большая разница. Общество — это со­общество людей, включающее в себя элементы государ­ства. Гражданское общество — это часть общества, сво­бодная от государственных органов власти. Уровень раз­вития гражданского общества определяется степенью развития политических и общественных организаций граждан и влиянием последних на его развитие.

182. Политика государство Узбекистан по укреплению мира в центральной Азии.

Укрепление и развитие отношений со странами Центральной Азии остается одним из центральных вопросов внешней политики Узбекистана. Приоритетом в этой области является последовательное укрепление и углубление интеграции между странами региона, развитие производственной кооперации, тесное сотрудничество при решении актуальных региональных вопросов, таких как проблемы защиты экологии, рациональное использование водно-энергетических ресурсов, совместная реализация транспортно-коммуникационных проектов межрегионального значения, взаимодействие в культурно-гуманитарной области. При осуществлении всех соответствующих региональных проектов Узбекистан, в силу его центрального географического расположения в регионе, природных, людских и иных ресурсов, играет ключевую роль.

За прошедшие годы удалось добиться значительного развития стабильных и дружественных отношений с соседними странами, базирующихся на уважении и учете интересов друг друга, готовности идти на встречные компромиссы при решении любых возникающих проблем. Примером подобного сотрудничества является полное урегулирование проблемы делимитации государственной границы с Казахстаном и Туркменией, а также разрешения вопросов определения линии прохождения государственной границы более чем на 80% ее протяженности с Кыргызстаном и Таджикистаном.

Логическим шагом в развитии данного стратегического курса внешней политики Республики Узбекистан стал состоявшийся 4 сентября 2006 года государственный визит Президента И.Каримова в Республику Казахстан. Эта семнадцатая по счету встреча глав двух государств за годы их независимости стала еще одним подтверждением незыблемости и прочности двусторонних связей, обозначила важность, которую придают взаимному сотрудничеству Узбекистан и Казахстан. За один только 2006 год лидеры двух стран провели три встречи. Так, 11 января Президент И.Каримов посетил Астану для участия в церемонии инаугурации Президента Н. Назарбаева, а уже 19-20 марта лидер Казахстана побывал в Узбекистане с государственным визитом.

183. Многопартийность. Первоначальные выборы в Президенты.

Создание демократического общества связано с ро­стом политической активности и культуры населения. Наличие различных партий и общественных организа­ций способствует прогрессу общественного сознания. С появлением и активизацией деятельности политиче­ских партий связано зарождение демократического об­щества.

Выступая на VI сессии Олий Мажлиса, И. А. Кари­мов, сказал: «Мы должны четко себе уяснить: пока нет сильных массовых, общественных противовесов в структурах нашего общества, не будет серьезных га­рантий от проявлений на всех уровнях государствен­ной власти рецидивов субъективизма, волюнтаризма, авторитарного мышления и коррумпированности ап­парата управления».

За годы независимости в республике вошли в силу правовые нормы, обеспечившие появление и деятель­ность новых политических партий и общественных организаций. К их числу относятся законы, принятые парламентом республики: «Об общественных органи­зациях» (15 февраля 1991 г.), «О профессиональных союзах, их деятельности, правах и гарантиях» (2 июля 1992 г.), «О политических партиях» (декабрь 1996 г.) и др.

В Узбекистане действуют четыре политические партии и одно общественное движение. Народно-демократическая партия Узбекистана объявила о своем рождении на учредительном съезде, состоявшемся 1 ноября 1991 г. в г. Ташкенте. На нем были приняты программа и устав партии. НДП была зарегистрирована Министерством юстиции 15 ноября того же года.

Ее программа нацелена на строительство справед­ливого общества, укрепление политической и эконо­мической независимости Узбекистана. Свои главные задачи партия видит в борьбе за достижение согласия в обществе, расширении демократических прав и сво­бод граждан, повышении их благосостояния и росте их духовного и культурного уровня.

Высшим органом НДП Узбекистана является съезд, созываемый один раз в 5 лет. Он избирает руководя­щие органы партии.

184. Конституция Республики Узбекистан - гарантия прав и свобод личности.

Статья 43. Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами.

Статья 44. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Статья 45. Права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства.

Статья 46. Женщины и мужчины имеют равные права.

Статья 93. Президент Республики Узбекистан:

выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;

185. Особенности перехода к рыночным отношениям в Узбекистане. Пять принципов перехода к рыночной экономике.

Наша собственная модель перехода к рыночным отношениям была основана всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, искоренении тяжелого наследия однобокого, гипертрофического развития экономики в прошлом.

  В то же время модель вобрала в себя все то лучшее, что накоплено мировым опытом, теми странами, которые прошли этот непростой путь обновления и преобразований страны и общества. Они известны как пять принципов Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. Они получили признание не только в нашей стране, но  и в других государствах.

  Во-первых, приоритет экономики над политикой и  при экономика должна быть деидеологизирована;

  Во-вторых, главным реформатором является государство;

  В-третьих, верховенство закона;

  В-четвертых, сильная социальная политика;

  В-пятых, переход к рынку должен быть поэтапным.

  Эти пять принципов и были положены в основу собственного пути обновления, развития и прогресса, образуя несущие конструкции концепции переходного периода. Реализация этих принципов обеспечила общественно-политическую стабильность в республике, а главное-последовательное движение к внедрению рыночных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты