Рыночная экономика основа товарно-денежных отношениях, характер которых определяется объективными экономическими законами. Рыночные отношения начали формироваться на заре цивилизации и прошли более чем тысячелетний путь развития. Исторически сложилось два вида рыночных отношений. Первый складывался стихийно из разрозненных и несогласованных действий производителя и потребителя. Второй — полная противоположность первому: государство посредством внедрения цен, налогов, процентных ставок, прибыли, ренты, субсидий и других инструментов придало рыночным отношениям целенаправленный характер.
В настоящее время рыночные отношения являются основной формой существования мировой экономики.
Рыночной экономике присущи следующие особенности:
— товаропроизводитель, будь то отдельное лицо или коллектив, осуществляет независимую экономическую деятельность;
—товаропроизводитель является собственником или арендатором собственности, поскольку свое право на труд он реализует через право на частную собственность;
—товаропроизводитель является хозяином произведенного товара и ему принадлежит право распоряжаться этим товаром;
—судьба товара, попавшего на рынок, решается в результате свободного торга, по одну сторону которого находится производитель товара, а по другую — его покупатель;
— рыночная экономика не признает монополии на производство продукции, ее движущей силой является здоровая конкуренция;
—на рынке товаров условия диктует не производитель, а потребитель, так как ему предназначен товар, за который он обычно расплачивается деньгами; производитель получает прибыль и право на существование при условии удовлетворения потребностей покупателя;
—продукт, попавший на рынок товаров и услуг, приобретает дополнительную стоимость, так как на его продажу затрачивается время, а точнее — труд продавца;
—спрос определяет предложение: товары, пользующиеся повышенным спросом, приносят более высокую прибыль, что стимулирует развитие той или иной отрасли промышленности или сельскохозяйственного производства;
—в условиях рыночной экономики производители и другие члены общества, в зависимости от получаемых доходов, образуют ту или иную социальную группу. Рыночные отношения в Узбекистане уходят своими корнями в глубокую древность. По свидетельству исторических документов, тысячу лет тому назад купцы Самарканда, Бухары и Хивы вывозили красивые и добротные, а значит, конкурентоспособные товары в Индию, Китай, на Ближний Восток, в Россию и Западную Европу, что стимулировало местное производство.
181. Формирование основ правого демократического и гражданского государства в Узбекистане.
Демократическое общество, как и любое другое, характеризуется рядом общих признаков. В их числе право человека на свободу волеизъявления, подчинение меньшинства большинству, верховенство закона, выборная система государственных органов власти и их подотчетность избирателям и т. д. Эти принципы, проверенные международной практикой, легли в основу построения демократического общества в Узбекистане. Кроме того, процесс построения демократического гражданского общества в Узбекистане не мог не учитывать тысячелетний опыт исторического и духовного развития узбекского народа, особенности национальной государственности, богатые национальные традиции.
Демократический путь развития, основанный на философии индивидуализма, и западная модель, опирающаяся на революционные преобразования, не совсем приемлемы для Узбекистана, существование которого больше отвечает принципам «восточной демократии», базирующейся на идее гражданского согласия и силе общественного мнения, фундаментом для которых служат восточная философия и исламская религия. Поэтому развитие демократии в Узбекистане опирается не только на мировой опыт, но и на социально-политические и духовные традиции восточных народов, и в частности узбекского.
Узбекистан избрал путь не поспешных преобразований, а плавного перехода к демократическим формам, который строго учитывает уровень духовного и социально-экономического развития общества. Он идет по пути строительства не просто демократического, а справедливого демократического общества. Идея справедливости всегда служила народу мерилом, с помощью которого оценивались власть и ее представители. Она стала основным принципом законотворческой деятельности на пути построения в Узбекистане демократического общества. Процесс социально-экономического реформирования государства осуществляется в строгих рамках, исключающих резкое имущественное расслоение общества.
Для построения справедливого общества прежде всего необходимо создать такие условия, при которых личности будет предоставлена возможность реализовать свои способности. Только при наличии таких условий, как право на труд, получение знаний, медицинское обслуживание и социальную защиту, жизнь и судьба каждого гражданина, его место в обществе будут зависеть от его труда и предприимчивости. А государство, в свою очередь, гарантирует гражданам право свободного выбора социально-политического и культурного обустройства общества.
Демократические реформы в Строительство Узбекистане направлены на гражданского общества строительство гражданского общества. Смысл преобразований сводится к тому, чтобы передать народу функции управления по мере развития органов самоуправления.
Между понятиями «общество» и «гражданское общество» существует большая разница. Общество — это сообщество людей, включающее в себя элементы государства. Гражданское общество — это часть общества, свободная от государственных органов власти. Уровень развития гражданского общества определяется степенью развития политических и общественных организаций граждан и влиянием последних на его развитие.
182. Политика государство Узбекистан по укреплению мира в центральной Азии.
Укрепление и развитие отношений со странами Центральной Азии остается одним из центральных вопросов внешней политики Узбекистана. Приоритетом в этой области является последовательное укрепление и углубление интеграции между странами региона, развитие производственной кооперации, тесное сотрудничество при решении актуальных региональных вопросов, таких как проблемы защиты экологии, рациональное использование водно-энергетических ресурсов, совместная реализация транспортно-коммуникационных проектов межрегионального значения, взаимодействие в культурно-гуманитарной области. При осуществлении всех соответствующих региональных проектов Узбекистан, в силу его центрального географического расположения в регионе, природных, людских и иных ресурсов, играет ключевую роль.
За прошедшие годы удалось добиться значительного развития стабильных и дружественных отношений с соседними странами, базирующихся на уважении и учете интересов друг друга, готовности идти на встречные компромиссы при решении любых возникающих проблем. Примером подобного сотрудничества является полное урегулирование проблемы делимитации государственной границы с Казахстаном и Туркменией, а также разрешения вопросов определения линии прохождения государственной границы более чем на 80% ее протяженности с Кыргызстаном и Таджикистаном.
Логическим шагом в развитии данного стратегического курса внешней политики Республики Узбекистан стал состоявшийся 4 сентября 2006 года государственный визит Президента И.Каримова в Республику Казахстан. Эта семнадцатая по счету встреча глав двух государств за годы их независимости стала еще одним подтверждением незыблемости и прочности двусторонних связей, обозначила важность, которую придают взаимному сотрудничеству Узбекистан и Казахстан. За один только 2006 год лидеры двух стран провели три встречи. Так, 11 января Президент И.Каримов посетил Астану для участия в церемонии инаугурации Президента Н. Назарбаева, а уже 19-20 марта лидер Казахстана побывал в Узбекистане с государственным визитом.
183. Многопартийность. Первоначальные выборы в Президенты.
Создание демократического общества связано с ростом политической активности и культуры населения. Наличие различных партий и общественных организаций способствует прогрессу общественного сознания. С появлением и активизацией деятельности политических партий связано зарождение демократического общества.
Выступая на VI сессии Олий Мажлиса, И. А. Каримов, сказал: «Мы должны четко себе уяснить: пока нет сильных массовых, общественных противовесов в структурах нашего общества, не будет серьезных гарантий от проявлений на всех уровнях государственной власти рецидивов субъективизма, волюнтаризма, авторитарного мышления и коррумпированности аппарата управления».
За годы независимости в республике вошли в силу правовые нормы, обеспечившие появление и деятельность новых политических партий и общественных организаций. К их числу относятся законы, принятые парламентом республики: «Об общественных организациях» (15 февраля 1991 г.), «О профессиональных союзах, их деятельности, правах и гарантиях» (2 июля 1992 г.), «О политических партиях» (декабрь 1996 г.) и др.
В Узбекистане действуют четыре политические партии и одно общественное движение. Народно-демократическая партия Узбекистана объявила о своем рождении на учредительном съезде, состоявшемся 1 ноября 1991 г. в г. Ташкенте. На нем были приняты программа и устав партии. НДП была зарегистрирована Министерством юстиции 15 ноября того же года.
Ее программа нацелена на строительство справедливого общества, укрепление политической и экономической независимости Узбекистана. Свои главные задачи партия видит в борьбе за достижение согласия в обществе, расширении демократических прав и свобод граждан, повышении их благосостояния и росте их духовного и культурного уровня.
Высшим органом НДП Узбекистана является съезд, созываемый один раз в 5 лет. Он избирает руководящие органы партии.
184. Конституция Республики Узбекистан - гарантия прав и свобод личности.
Статья 43. Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами.
Статья 44. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
Статья 45. Права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства.
Статья 46. Женщины и мужчины имеют равные права.
Статья 93. Президент Республики Узбекистан:
выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;
185. Особенности перехода к рыночным отношениям в Узбекистане. Пять принципов перехода к рыночной экономике.
Наша собственная модель перехода к рыночным отношениям была основана всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, искоренении тяжелого наследия однобокого, гипертрофического развития экономики в прошлом.
В то же время модель вобрала в себя все то лучшее, что накоплено мировым опытом, теми странами, которые прошли этот непростой путь обновления и преобразований страны и общества. Они известны как пять принципов Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. Они получили признание не только в нашей стране, но и в других государствах.
Во-первых, приоритет экономики над политикой и при экономика должна быть деидеологизирована;
Во-вторых, главным реформатором является государство;
В-третьих, верховенство закона;
В-четвертых, сильная социальная политика;
В-пятых, переход к рынку должен быть поэтапным.
Эти пять принципов и были положены в основу собственного пути обновления, развития и прогресса, образуя несущие конструкции концепции переходного периода. Реализация этих принципов обеспечила общественно-политическую стабильность в республике, а главное-последовательное движение к внедрению рыночных отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45