Ранний палеолит. Этот период характеризуется становлением человека и человеческого общества, а также появлением первых орудий труда. Древнейшие люди жили первобытными стадами. Человек использовал естественные источники питания, ограничиваясь собирательством и охотой. В Средней Азии были распространены главным образом чопперы- грубые рубящие орудия, т.е. массивные куски камня- гальки, стесанные с одной, реже с обеих сторон. При помощи их древний человек мог выкапывать корни, добывать животных, резать, колоть и т.д. Физический тип человека раннего палеолита представлен архантропом /человек древний/, разновидностями которого являются питекантроп и синантроп.
Средний палеолит /мустье/. Похолодание, начавшееся в результате распространения резкого оледенения, заставило древних людей совершенствовать охотничье хозяйство, приспосабливая его для охоты на крупных животных. В эпоху мустье древние люди стали использовать для жилья гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших достижений было изобретение различных способов добывания огня. Человек научился делать копье и рогатину. Древние люди начинают объединяться в более крупные коллективы, в которых появляются зачатки родового устройства и разделения труда по полу. На смену питекантропу и синантропу приходит неандерталец, который является переходной ступенью к человеку современного вида и отличался высоким ростом, прямым хождением, имел более развитый головной мозг.
Верхний палеолит /поздний палеолит/. Наряду с техникой скола возникает техника отжимной ретуши при обработке камня, появляется сверление, преимущественно кости, иногда - камня. Широко применяются острые тонкие ножи, скребки, проколки, резцы. Важным изобретением, способствовавшим развитию охоты, стало создание дротика, копьеметалки - предшественницы лука и стрел. Особенностями верхнего палеолита стало возникновение рыболовства, сооружение долговременных зимних жилищ. В эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось материнской родовой общиной, представляющей собой экзогамную /запрет браков внутри общины/ группу людей. Этап в истории человечества, когда родовые общины объединились вокруг женщины- матери, назывался матриархатом.
Мезолит. Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда - топор/ в результате присоединения к рубилу ручки/, лук и стрелы, что привело к возрастанию роли одиночных охотников. Возникла новая техника - шлифование, сначала кости, а в конце периода - камня. В эпоху мезолита человек начинает приручать животных: собак, ягнят, оленей, коз, кошек, свиней. Возникают новые отрасли хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство. К мезолитическому периоду относится широкое распространение красочных наскальных изображений, выполненных красной охрой /Ширабадский район Сурхандарьинской области/.
Неолит. Эпоха неолита стала переходным периодом от присваивающего хозяйства /охота, собирательство/ к производящему - земледелию и скотоводству. Человек научился делать лодку, что способствовало развитию судоходства. В эпоху неолита расцвета в своем развитии достигает матриархат. Матриархальная родовая община сосредотачивает в своих руках все производственные функции, возникает парная семья.
6. Бронзовый век в Узбекистане. Появление городов.
Получение бронзы вытеснило камень как основное сырье для изготовления орудий труда и стало новым этапом в развитии человечества, способствовало его дальнейшему прогрессу, обусловило огромные технические и культурные достижения.
Интенсивное развитие получает мотыжное земледелие. В конце эпохи бронзы появляется ирригация - первые искусственные оросительные каналы /длиной до нескольких десятков метров/ в Хорезме, низовьях Зеравшана. Дальнейшее развитие получает оседлое скотоводство и начинается его отделение от земледелия. Развитие земледелия и скотоводства способствовало созданию прибавочного продукта, что в свою очередь привело к взаимообмену между родами и племенами и установлению между ними торгово - экономических, культурных, этнических отношений. Усиливается процесс межрегионального обмена, что ведет к возникновению торговых путей, связывающих различные области в экономическом плане. В эпоху бронзы появились укрепленные поселения, свидетельствующие о росте богатства больших семейных общин. Они представляют большой интерес для изучения ранних этапов истории древних городов Узбекистана.
Стоянки эпохи бронзы открыты учеными в низовьях Зеравшана, древнем Хорезме, Ташкентском оазисе, Самаркандской области, Ферганской долине, Сурхандарьинской области и др. районах.
7. Появление ранних государственных устройств на территории Средней Азии.
Государственность в Средней Азии зарождается в IX-VIIIв.в до н.э. вместе с переходом к раннежелезному веку и непосредственно связана с развитием земледелия и скотоводства, т.е. производящих форм хозяйства.
Древние государства формировались как мелкие территориально-структурные единицы, "культурно-хозяйственные районы", площадь которых не превышала 5-10 кв. км. и которые занимали, как правило, древние земледельческие оазисы. В структуру такого государства- "культурно-хозяйственного района", на территории Узбекистана обычно входили: поселение, орошаемые земли, ирригационные системы, пастбища. В целом функции древних государств сводились к следующим:
1)общественная (управленческая);
2)социально-экономическая (хозяйственная);
3)военная (оборонительная)
4)идеологическая (религиозная).
Древнейшим государственным объединением, образовавшимся в Средней Азии в VII в . до н.э. было Древнебактрийское царство, которое занимало территорию собственно Бактрии, а также Согда и Маргины. В VII-VI в.в. до н.э. оно располагалось в долинах Сурхандарьи, Кашкадарьи, Зеравшана и северной (северо-восточной) части Афганистана.
Центральные города областей, входивших в состав Древнебактрийского царства, располагались на месте Кызылтепа, Еркургана, Узункыра и Афрасиаба, т.е. самых древних городов, обнаруженных археологами на территории Узбекистана, возраст которых насчитывает не менее 2700 лет.
Примерно в это же время существовало другое государство - Древнехорезмийское. По поводу территории, которую оно занимало, существует две теории: "Малый Хорезм"-от среднего течения Амударьи до Аральского моря, т.е. территорию современной Хорезмской области. Один из крупных центров Хорезма располагался на месте гродища Кюзелигыр.
8. (10). Авеста – основной источник истории народов Средней Азии.
Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени. Название религии пошло от имени пророка Заратуштры /в греческом произношении- Зороастр/. Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Имя Заратуштра означает, скорее всего, "верблюжий погонщик" или "золотой верблюд". Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину.
В начальной форме зороастризм выражался в вере в верховного бога- Ахурамазду. все в мире - боги, явления природы и общественной жизни, животные и т.д. относятся к доброму или злому началам- к Добру и Злу. Правде и Лжи. Между ними идет вечная борьба, которая и составляет содержание мирового процесса. Самая большая община современных зороастрийцев - это парсы, живущие в Индии. Именно они сохранили главное богатство зороастризма- священную книгу "Авеста".
Состав "Авесты" . По свидетельству Беруни, канонизированная "Авеста" состояла из 21 книги /каждая из которых называлась "наск"/Из них в результате преследований зороастрийцев и распространения ислама сохранились только 5:
1/ "Ясна" /"жертва", "моление"/- свод текстов, сопровождающих основные обрядовые церемонии;
2/ "Яшты "почитание", "восхваление" -гимны божествам зороастрийского пантеона
3/ "Видевдат"- "закон против девов /демонов/", предписания о поддержании ритуальной чистоты /содержаит также ряд религиозно-юридических положений, фрагменты древних мифов, эпоса и пр/;
4/ "Виспрат- "все владыки", собрание молитв и литургических текстов;
5/ обобщающая книга- "Малая Авеста".
Особенность "Авесты" состоит в том, что она включает в себя много исторических пластов, хронологически относящихся к различным эпохам. Первые записи авестийских текстов, согласно Беруни, были сделаны в эпоху Александра Македонского золотыми буквами на шкурах 12 тысяч оленей или коров.
"Авеста", несмотря на религиозно- мифологический характер, может служить ценными источником сведений о социальной и культурной жизни народов Средней Азии. Анализ в социально-экономическом отношении показывает, что они отражают ситуацию, обычную для обществ, находившихся на пороге или в начале создания государства. Итак, социально- общественные отношения в Средней Азии согласно "Авесте", можно охарактеризовать как переходные от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Происходило разложение родовой общины и возникновение сельской общины. Отдельная семья становится хозяйственной ячейкой общества. Таким образом, уже с древнейших времен сложилась эта особенность в Средней Азии, заключавшаяся в общем соотношении между оседлостью одной части племен и продолжавшимся кочевничеством другой. Таким представляется реконструированное по "Авесте" среднеазиатское общество I тыс. до н.э.
9. (11). Древние города Средней Азии (VIII век до н. э. - IV век нашей эры).
Вскоре после расправы над согдийцами против Александра Македонского восстало население семи городов левобережья Сырдарьи (сохранилось название двух из них - Газа и Кирешата, или Кирополь).
Александр дал поручение одному из своих вое-начальников "основать города с Согдиане" (Арриан).
С целью создания опорных пунктов греко-македонской колонизации Александром было построено, по данным античных авторов, 8-12 городов- так называемых Александрий. Упоминаются: Александрия Эсхата (между современным Ходжентом и Бекабадом, на Сырдарье), Александрия Арейская (Герат), Александрия на Оксе (в районе Термеза или Куляба), Ай-Ханум, Александрия Бактрийская (вероятно Бактры), Александрия Маргианская (ныне Байрам - Али). В них было расположено до 20 тыс. пехоты и 3 тыс. всадников.
Для обеспечения сохраннности северо-восточных областей державы основывал укрепленные колонии, заселяя их премущественно греками; историческая традиция приписывает Селевку основание 75 новых городов (Селевка, Антиохия за Яксартом, Антиохия Маргианская и др.).
Основные города и земли государства Кангха располагались вдоль берегов Сырдарьи. Остатки городища Канка в Аккурганском районе Ташкентского оазиса, как удалось установить археологами, являются бывший столицей саков-Кандгиз, которая была основана в III в. до н.э. (китайские источники называют этот город Битянь).
12. Центральная Азия – один из древних очагов человеческой цивилизации.
Стоянками древнейших людей на территории нашего региона, относящимися к раннему палеолиту, являются СЕЛЕНГУР в долине Ферганы 700-500 тыс. лет до н.э./, а также стоянка КУЛЬБУЛАК в Ташкентском оазисе близ г. Ангрен / 700-500 тыс. лет до н.э.
На территории Узбекистана были открыты стоянки людей эпохи мустье: в пещере Тешикташ /в горах Байсуна, Сурхандарьинская область/, гроте Эмир Темур /недалеко от Тешикташа/, в пещерах Ходжикента и Обирахмата/ верховья р. Чирчик, долина р. Ангрен в Ташкентской области/, Аманкута на в окрестностях Самарканда и многие другие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45