Ответы на гос. экзамен по дисциплине "История Узбекистана" для ВУЗов

84. Начало завоевательных походов царизма в Средней Азии.

Первый свой удар Россия направила на Кокандского ханство. В 1847г. царские войска захватили устье Сырьдарьи и построили здесь Аральскую крепость. В 1852г. русские войска во главе с Бламбергом попытались захватить и военную крепость Ак-мечеть (Кызыл-Орда), но неудачно. В следующем году генерал Перовский эту попытку повторяет. В его распоряжении имелось 17 пушек и 2500 человек войска. Осада крепости, где находилось всего 400 защитников, продолжалось без малого один месяц (22 дня). 28 июля 1853г. крепость была занята. В плен Перовскому попало 74 защитника крепости. Царские войска потеряли 19 убитыми и 66 раненными. После захвата крепость была переименована в форт Перовский. В том же году (1853) был основан фронт Казалинск. В 1860г. произошло столкновение царских войск с войсками кокандского хана вблизи маленького городка Токмак. В этом бою со стороны русского войска участвовало около 13 тыс. человек. После упорного сопротивления город был взят. В том же году войска под командованием полковника Циммермана атаковали Пишпек. Защитники города держали оборону с 29 августа по 4 сентября. После захвата этих городов, разрушив все имевшиеся в них укрепления, царские отряды возвратились в Верный. Важным результатом этой экспедиции для России явилось уничтожение влияния кокандцев на племена кочевых киргизов в верховьях реки Чу и озера Иссык-куль.  Составной частью царской политики в Средней Азии являлась организация административного устройства, необходимость которого была вызвана расширением границ Российской империи 27 апреля 1865г. Чергяев с 2000 воинов и 12 орудиями выступил из Чимкента на Ташкент. Он перекрывает воду в Анхоре и оставляет защитников города без воды. 9 мая кокандские войска и городское ополчение под руководством Алимхана нападают на лагерь Черняева. Рукопашную битву выиграли русские. Алимхан, получивший ранение в этом бою, через несколько дней скончался, и на его место командующим был выбран Султан Саид. Он обратился с просьбой о помощи к Бухарскому эмиру и к  Коканду. Из Коканда пришел отказ. А эмир приказал признать его владычество над Ташкентом и прислать к нему Султана Саида в качестве заложника. Городская верхушка, не получив от Коканда помощи, была вынуждена отправить к эмиру Султана Саида. 17 мая Черняев предпринимает новую попытку штурма города и захватывает Ташкент. Летом 1865 года был издан царский указ о присоединении города к России и с 27 августа жители Ташкента приняли подданство России. Он был разделен на 2 части - на «старый» и «новый» город. При взятии Ташкента генерал Черняев пролил кровь 12 тысяч его жителей.

85. Превращение Бухарского эмирата в вассала царской России.

бухарский эмир   Насрулла, воспользовавшись тем, что значительная  часть хивинских войск ушла в Мерв с вновь  назначенным туда наместником, вторгся в переделы ханства, был разбит под  Хазараспом и должен был отступить в  свои владения. При  отступлении к нему  явились туркмены и заявили о своей  готовности подчиниться ему;  Насрулла отправил в Мерв своего  наместника.  Рахимкули - хан в отметку предпринял поход на  Чарджуй, но не смог его  взять и, разорив окрестности, вернулся в  Хиву. В 1844 г. он двинулся на отложившийся от него Мерв, но и этот поход окончился неудачно. Последующее время до самой смерти  Рахимкули - хана прошло во взаимных нападениях хивинцев на бухарские владения и бухарцев - на  хивинские, с неизбежными грабежами, убийствами, разорением и пленением мирного населения. В 1855 г. после длительной борьбы хану  Мухаммад Амину (1845 - 1855 гг.) удалось взять Мерв.

В течение  50-60-х гг. XIX в. не прекращались  выступления против ханской власти туркменских, узбекских и каракалпакских  родоплеменных вождей, что приводило к частой смене правителей (бывало, что за год ханский  престол занимали поочередно 6 ханов),  политической нестабильности. При преемнике Сайид - Мухаммад-хана (1856 - 1864 гг.) хане Сайид - Мухаммад Рахиме II  (1865-1910 гг.) Хивинское ханство в 1873 г. было захвачено войсками царской России и  превратилось в вассальное государство. Таким образом, политическая история трех среднеазиатских ханств в рассматриваемый период характеризовалась стремлением правящих династий к  преодолению феодальной  раздрабленнсти, объединению  земель, усилению  центральной власти, но в осуществлении централизаторской политики им  удалось добиться лишь временных  успехов, а непрерывные войны между самими ханствами ослабляли их  перед лицом внешней опасности со  стороны царской России, которая, воспользовавшись этим, приступила  к завоеванию  Средней Азии и ликвидации  государственности  на ее территории,  что имело  трагические последствия для  судеб народов, проживавших в регионе Сходство наблюдается не только в  политической истории среднеазиатских ханств, но и в их государственном устройстве.  Формой государств в Бухаре, Хиве и  Коканде были феодальные монархии.  Во главе Бухарского ханства стоял  эмир, во главе Хивинского и Кокандского ханств  - ханы, наделенные неограниченной властью и осуществлявшие ее с помощью сложного аппарата управления.

86. Проведение государственных границ в Средней Азии, допущенные ошибки.

Пленум ЦК бухарской компартии (25 февраля 1924), Исполбюро ЦК компартии Хорезма (3 марта 1924), ЦК компартии Туркестана (10 марта 1924), учитывая народное движение за создание национальных республик, признали необходимость Н.-г. р. Среднеазиатское бюро ЦК РКП (б) одобрило эту инициативу и приступило к практической разработке согласованного проекта. 12 июня 1924 Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление "О национальном размежевании республик Средней Азии", в котором одобрило предложение партийных организаций среднеазиатских республик о проведении национально-территориального размежевания. Летом 1924 развернулась массовая разъяснительно-агитационная работа по Н.-г. р. и подготовка основных организационных и хозяйственных мероприятий (определение административных и этнографических границ, учёт подлежащего размежеванию имущества и т.д.). Она проходила в острой борьбе против националистических и шовинистических элементов. Баи, манапы и духовенство во время размежевания стремились разжечь межнациональную вражду. Националисты выступали с панисламистских позиций, ссылаясь на существование единой тюркской нации. Другие идеологи национализма ратовали за создание "Великого Узбекистана", "Великого Казахстана". Партия решительно отвергла эти попытки национальных уклонистов. Решение Среднеазиатского бюро ЦК РКП (б) от 31 августа 1924 подчёркивало необходимость строгого соблюдения принципов пролетарского интернационализма при проведении Н.-г. р. К сентябрю 1924 подготовительная работа была завершена.

Чрезвычайная сессия ЦИК Туркестанской АССР 16 сентября, 5-й Всебухарский курултай Советов 20 сентября и 5-й Хорезмский курултай Советов 29 октября приняли постановления о Н.-г. р. 14 октября 1924 2-я сессия ВЦИК приняла решение о реорганизации Туркестанской АССР на отдельные автономные единицы, которое 11 мая 1925 было одобрено 12-м Всероссийским съездом Советов. 27 октября 1924 2-я сессия ВЦИК СССР 2-го созыва, заслушав доклад о постановлениях верховных органов власти среднеазиатских республик и РСФСР, придала этим решениям силу государственного закона. В 1924—1925 в результате Н.-г. р. территорий Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик были образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР (27 октября 1924), Таджикская АССР в составе Узбекская ССР (14 октября 1924), Кара-Киргизский АО в составе РСФСР (14 октября 1924; в мае 1925 переименована в Киргизский АО; в феврале 1926 преобразована в Киргизскую АССР), Каракалпакский АО (16 февраля 1925) и районы Туркестанской АССР, населённые казахами, вошли в Казахскую АССР (до апреля 1925 называлась Киргизской АССР). 3-й съезд Советов СССР принял 13 мая 1925 постановление о вхождении Туркменской ССР и Узбекской ССР в состав Союза ССР. В дальнейшем, в процессе социалистического строительства, Таджикская АССР (в 1929), Казахская АССР и Киргизская АССР (в 1936) были преобразованы в союзные республики, а Каракалпакский АО — в Каракалпакской АССР (в 1932) в составе РСФСР (с 1936 входит в состав Узбекской ССР).

В результате Н.-г. р. территории, населённые узбеками, казахами, таджиками, туркменами, каракалпаками и искусственно разделённые до Октября 1917, были воссоединены в соответствующие советские национальные государственные образования. Процесс Н.-г. р. способствовал участию трудовых масс Средней Азии в советском строительстве и успешному решению задачи построения социализма. Образование среднеазиатских национальных советских республик и их добровольное вхождение в СССР укрепили взаимную дружбу народов Средней Азии и их дружбу с русским и др. народами страны, обеспечило благоприятные условия для ликвидации их экономической и культурной отсталости, ускорило их консолидацию в социалистические нации. Н.-г. р. обогатило исторический опыт справедливого, революционного разрешения национального вопроса в СССР.

87. Подновление духовности и культуры местных народов в период владычества царизма.

Первое время после завоевания Средней Азии царские власти не вмешивались в систему народного образования. Народным образованием в Туркестане ведало «Управление учебными заведениями Туркестанского края». При Александре III (1881-1894) началось осуществление политики русифакации, оружием которой служила школа. Приверженец такой политики генерал-гебернатор Розенбах создал систему русско-туземных училищ, где местные дети обучались совместно с русскими. Кроме ислама, в школе преподавались русский язык и другие предметы.

В Средней Азии в 90-х годах в Ферганской долине появились первые новометодные школы, эти мактабы под влиянием современности подвергались реформам. После 1905г. возросло число новометодных мактабов, открывавшихся не баями, а самими учителями-новометодниками. В числе таких учителей были Хамза Хакимзаде и Абдулла Авлоний. Педагогика новометодных мактабов ставила задачи: 1) дать юному поколению знания, нужные в современной жизни; 2) применять формы обучения более современные, чем в старых мусульманских мактабах. В новометодных школах появились географические карты, глобусы и другие наглядные пособия; ученики сидели на партах, отменялись телесные наказания и др.

  Новометодные школы в районах «восточных инородцев» были сочтены для самодержавия угрозой, ибо они помогали росту национальных культур и, чтобы пересечь зло, колониальные власти в 1911 г. закрыли некоторые новометодные школы, якобы противоречащие правилу о том, что в этих школах могут быть учителями только лица коренной национальности. Обучение в этих школах длилось 5-6 лет. В 1908 г. в Туркестане их было всего 35, а к 1917г. уже 92 новометодных мактаба.

  В 1884г. стали появляться русско-туземные школы. Здесь ученики половину времени занимались с русскими учителями русским языком, арифметикой, а другую половину с мусульманским учителем, как и в традиционной школе. Старая система образования сохранялась вплоть до 1917г. В 1912г. насчитывалось 7665 мактабов и медресе.

88. Организация русско–туземных школ в Средней Азии.

Ру́сско-тузе́мная шко́ла — школы начального образования, открытые русской администрацией Туркестанского края для обучения детей местного населения[1] нерусской национальности в XIX веке.

Эти школы являлись первыми школами европейского типа, в которых получали светское образование представители местного населения в Туркестане. Целью этих школ являлось обучение детей местного населения русскому языку и приобщение к ценностям европейской и русской культуры, имея ввиду подготовку из них в последующем чиновников низового звена администрации края. Обучение русскому языку в этих школах начиналось с первого года обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты