Ответы на гос. экзамен по дисциплине "История Узбекистана" для ВУЗов

78. Этапы политики репрессии, и её последствия.

Новый этап репрессий в бывшем Союзе и его начало связаны с XVII съездом ВКП/б/ (1934 г) и рассмотренными на нем организационными вопросами. В конце съезда были проведены выборы секретарей ЦК  партии. Из числа  кандидатов самое большое число голосов набрал С.М. Киров. Сталин не стал  проводить  выборы  первого секретаря, так как С.М. Киров мог занять должность первого секретаря. Благодаря этому Сталин до конца жизни занимал пост  председателя  правительства и секретаря ЦК (он  не был  первым секретарем, но  продолжал  руководить партией) партии Из числа 1956 делегатов XVII съезда партии были  репрессированы 1108 делегатов. Из 139 членов и кандидатов в  члены ЦК партии были репрессированы 98 человек, или 70 процентов. Правящая идеология того времени старалась показать превосходство социализма над капитализмом. Но в условиях  административно-бюрократической, тоталитарной системы эта теория разбилась о  твердые камни  практики. Это стало видно еще  в 30-е годы. Жизнь  показала  абсурдность  равномерного  распределения  материальных  богатств, национализации производства,  искоренение частной  собственности, отказа от рыночных механизмов  управления хозяйством  и др. Ужесточение законов о труде,  принудительное прикрепление  рабочих к производству, а сельского населения к колхозам, привлечение к уголовной  ответственности за опоздания на работу и другие  меры, которые привели к  тяжелым  последствиям, были  продуктами  тоталитарной системы.После  войны против фашизма в Узбекистане, как и в других  республиках, началась новая волна террора. Но, если репрессии 30-х годов были направлены против партийных, государственных, хозяйственных и военных кадров,  то репрессии 40-50-х годов  были направлены против деятелей культуры и науки. Эти постановления и решения на местах на много лет приостановили  развитие идеологии, в том числе творчества, демократическое  развитие литературы и искусства.  Отрицательное влияние этих  постановлений в Узбекистане и его  партийных организациях сказалось очень быстро. На всех  заседаниях Бюро ЦК Узкомпартии в конце 40-х и  в начале 50-х годов, Х пленуме ЦК,  проходившем в 1952 году, под  маской борьбы против национализма  началась борьба  против культурного наследия и известных деятелей, которые творили в сфере  литературы и науки. Многие писатели, ученые партийные и государственные деятели были обвинены в  национализме. В  постановлениях сильно  критиковалось творчество А. Каххора, Х. Гуляма, А. Каюмова, М. Шайхзоде, Айбека,  Миртемира, Туйгуна, М. Бобоева, У. Рашидова, Шукрулло, С. Ахмада.Надо отметить, что бывший СССР с самого начала  образовался с помощью силы и удерживался с помощью силы. Все республики входили в этот  союз принудительно и были недовольны таким союзом в котором не  учитывались мнения, интересы, ценности народа и наций. Несмотря на  имеющийся в Конституции пункт о  возможность выхода республик из этого союза, союзный центр с  помощью силы их  удерживал.

79. Движения джадидов в Туркестане.

Начало XХ века в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни страны отмечено важными изменениями. С одной стороны, шел процесс усиления социального и колониального гнета, грабеж национальных богатств края, полное превращение его в сырьевой придаток царской России, с другой стороны, - начинается зарождение капиталистического способа производства, формирование национальной буржуазии и рабочего класса, духовное пробуждение нации.

Колониальные положение Туркестана, обостряли существовавшие социальные и общественно-политические противоречия. Это приводило в движение различные общественно-политические силы туркестанского общества, среди которых особое место занимает джадизм. Движение объединяло представителей различных слоев общества, которые отличались друг от друга и по социальной принадлежности и их взглядам на отдельные проблемы. Но общим для джадидов Туркестана было то, что они выступали носителями идей независимости, свободы и борьбы за светлое будущее.Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было народное просвещение. Это было связано с тем, что джадидское движение совпало по времени с усилением европейского и российского влияния, которое перешло в область духовной жизни, особенно просвещения. В одном из отчетов того времени приводятся такие данные: "вообще среди сартов неграмотных меньше, чем в русском населении", а многочисленность местных мактабов такова что "показывает заинтересованность населения в школьном деле". Решить проблему совершенствования образования, по мнению колониальных властей, был призван институт так называемых русско-туземных школ. Официальной датой их появления считается 19 октября 1884г. В этот день в торжественной обстановке, в доме богатого ташкентского купца Саид-Азимбаева была открыта школа. Ее первыми учениками стали дети из семей местной элиты. В 1887г. русско-туземная школа открылась в Самарканде, а затем и в других городах. Вскоре аналогичные школы возникают и в других мусульманских центрах России, в частности в Туркестане. Здесь новометодные джадидские мактабы стали появляться уже в 90-х годах XIX в. Одни из них был открыт И. Гаспринским на средства купца Хусинова в 1893г. в Самарканде. В них изучались такие предметы, как арифметика, география, основы естествознания.Джадидами были изданы различные учебные пособия. В частности, А. Шакури опубликовал такие книги, как "Рахномаи Санат" (Наставление детям), "Хавоиджи диния" (Знания по религии), "Джамуль хикоят" (Сборник рассказов). Известный узбекский журналист, публицист, педагог, один из видных туркестанских джадидов - Абдулла Авлони был автором учебников "Адабиет" (Литература), "Биринчи муаллим" (Первый учитель). Этот учебник, изданный в 1912г. в Ташкенте, предназначался для джадидских новометодных школ и выдержал пять переизданий.

81. Культурная жизнь в Коканде в XIХ веке.

Поэты кокандской литературы среды писали свои стихи на узбекском и таджикском языках. Двуязычие, как и в других регионах, так и в Коканде, было характерным явлением в культурной жизни XVIII-XIX в.в. В частности, видным поэтом своего времени, писавшим свои произведения на таджикском и узбекском языках, был Мулла Шермухаммад Акмаль, в творческом наследии которого встречаются стихи острой социальной направленности, обличающие гнёт и деспотизм. Следует отметить, что кокандская литературная среда не была однородной. Уже начиная с XVIIIв., в литературной жизни Кокандского ханства сформировались два противоположных направления: одно, реакционное, феодально-клерикальное, представленное поэтами, близкими ко двору и занимавшимися главным образом восхвалением правителя и его приближенных, призывающими ко всемерному укреплению ханской власти при сохранении в повиновении народных масс; другое, прогрессивное, демократическое; представлявшие его поэты воспевали нужды и чаяния народа, стремились пробудить в нем чувства ненависти к деспотизму, насилию и социальной         несправедливости. Особенно усилилась творческая деятельность представителей феодально-клерикального направления в литературной жизни Коканда в начале XIX в., причем немалую роль в этом сыграл Умар-хан - человек поэтически одаренный, писавший свои стихи под псевдонимом Амир, вдохновлявший придворных поэтов на создание произведений, полных славословия в адрес его и его окружения. Видным представителем этого направления был Султан тура Адо - аристократ, занимавший высокий пост при дворе кокандского хана, а затем бухарского эмира. К прогрессивному, демократическому направлению относится творчество кокандских поэтов и писателей Махмура («Мухаммас», «Хапалак» и др.), Гулхани («Зарбулмасал»), Гази, Хазыка, Маъдана и др., которые в своих произведениях, горячо сочувствуя угнетенным, остро, в сатирической форме, обличали произвол и беззаконие, алчность и лицемерие баев, ханских чиновников, протестовали против существующих порядков. Они заложили основы будущей демократической литературы, получившей широкое развитие в Коканде в конце XIX - начале ХХ в.

Развитие художественной культуры в среднеазиатских ханствах нашло свое выражение в совершенствовании искусства книжной миниатюры (Мухаммад Юсуф Роджи, Бабаджан Санои, Мухаммад Риза Ахунд, Камалиддин Хусайни и др.), появлении новых имен талантливых певцов и музыкантов - исполнителей (Пахлаван Нияз Мирза-баши Мухаммад), развитии музыкального фольклора (макомы, шашмакомы и др.), театра масхарабозов (в Бухарском оазисе - Сайфулла Масхара, Закир Масхара, Эргаш Масхара,  Эргаш Масхара; в Кокандском ханстве - театр Кизикчи, Мухаммад Салих Бадиёршум), распространении кукольного театра (Шосолих, Гафур, Халфаранг - Коканд; Дониёр - Ташкент; Шариф Сайёх, Кори ходжи - Бухара; и многие другие), дальнейшем развитии имеющего богатейшее наследие узбекского танцевального искусства и т.д.

82. Экономическая и духовная зависимость Узбекистана в период Советской власти и её последствия.

В духовной сфере заключается творческий потенциал, от которого зависит успех прогрессивных преобразований в жизнедеятельности каждой нации и народности, успех перестройки. Без духовной культуры невозможно создать общество полной демократии, гуманизма и свободы. Нравственность народа, жившего на территории Узбекистана, формировалась под влиянием богатых духовных традиций, выработанных прошлыми поколениями, классических положений гуманизма Востока, правовых и дидактических норм. ислама. Его культура сложилась под воздействием учения выдающихся мыслителей Средней Азии. Чрезвычайно высока была роль в культурной жизни Узбекистана национальной интеллигенции- литераторов, журналистов, учителей. В культурной жизни Узбекистана заметную роль играли представители интеллигенции из России, Татарстана, Башкортостана, Турции и других стран. Политика советской власти распространялась так же на работу среди женщин-мусульманок, поскольку с точки зрения европейской цивилизации считалось, что их роль в общественной жизни проявлялась недостаточно, а следование таким обычаям, как ношение чадры, унижает их. Характер политических компаний носила и работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Классовый подход, составлявший один из ведущих принципов культурной политики советской власти, нанес непоправимый урон таким институтам национальной культуры Узбекистана, как вакуф, старометодные школы, медресе и др., притеснение которых вызывало противодействие населения, порождая конфликтные ситуации. Для творческой жизни республики это был сложный период, полный поиска и жесточайших столкновений многочисленных направлений, отличающихся своими мировоззренческими позициями, период приобретений и потерь, рождения новых талантов и трагических судеб. В эти годы все громче стало о себе заявлять новое художественное течение- пролеткульт, ставившее задачей формирование новый, пролетарской культуры. Грубо вульгаризированный подход к сложнейшим проблемам духовной жизни с надуманным противопоставлением пролетарской культуры всему духовному богатству народа, нигилистическим отношением к культурному наследию прошлого, духовным завоеваниям всего человечества вызвал неоднозначную реакцию в обществе.

83. Установление   административно – командной системы управления. Политические репрессии и их последствия.

В 20-30-е годы усилился в центре и на местах партийно - администратиный аппарат советской власти. Для начала он действовал по  принципу “разделяй и властвуй” и начал политику разделения Средней Азии по национальному признаку. Еще в начале 1920 года по  инициативе  председателя Турккомиссии Я. Рудзутака  предложения разделения Туркестанской АССР и образования автономных республик по национальному - языковому признаку были внесены  в проект постановлений ЦК РКП/б/ о задачах партии в Туркестане. Эту идею  поддержал и Ленин.  Он написал: “Надо составить карту  Туркестана, разделенную на Узбекию, Киргизию и Туркмению”. По нескольким причинам: усиление  недовольства в крае политикой  перестройки  большевиков, расширение движения за независимость, эхо  борьбы начавшейся в Закавказье по национальному вопросу и т.д.,  вопрос  перекраивания административно- территориальной карты  Туркестана отступил на несколько лет. Созданием в конце 1920 года в  Средней Азии  Хорезмской и Бухарской Народных  Советских Республик сторонники  территориального перекраивания хотели вовлечь и эти республики в  свои сферу своих интересов. В феврале 1924 года Компартия Бухарской НСР приняла  тезисы, написанные Ф.  Ходжаевым. Там было  сказано, что политика, предложенная по  проведению национально-административного  размежевания и которая не учитывает единство исторических корней  тюркских народов на самом деле соответствует  колониальной политике завоевателей прошлого.  Средазбюро эти мнения в тезисах объявил  ошибочными и подверг сильной критике. На  объединенном  собрании ТуркЦИК и  Турккомпартии 10 марта 1924 года известные партийные  деятели С. Хужанов, С.А. Асфандияров,  Н. Паскуцкий  внесли предложения о  соэдании Среднеазиатской  федерации Советских Социалистических республик. Вместе с этим С. Хужанов добавил, что Туркестан одно единое целое, и ломка целостности не будет соответствовать и интересам государства. В этих условиях, когда усиливались противоречия среди партийных  и государственных руководителей, Сталин предложил начинать  проведение  размежевания во избежание “продолжения межнациональных распрей”. 12 июня 1924 года ЦК РКП/б/ рассмотрел  вопрос повторно и принял постановление о проведении в Средней  Азии  национально- территориального размежевания. 27 октября 1924 года было принято  решение об образовании УзССР. В состав УзССР вошли из ТАССР большая часть Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской областей, из БНСР ее центральные и западные части, то есть долины рек Зеравшана,  Сурхандарьи и  Кашкадарьи, из ХНСР Хорезмский оазис.  Территория УзССР составила  312394 кв. километров. В  составе УзССР была образована Таджикская  автономная область, в последствии эта область была  преобразована в Таджикскую ССР. Население УзССР по переписи населения 1926  года составило 4447555 человек, из них 74,2 процентов узбеки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты