Замечательными памятниками греко-бактрийского периода являются предметы из золота и серебра. Лучшее собрание их хранится в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург). Среди религиозных верований кангюйцев следует отметить: зороастризм, культ Анахит, культ Митры, культ Сиявуша.
Развиваются ремесла и торговля Кушанское государство (I-IV век н.э.) достигает апогея своего могущества. Кушанское время характеризуется серьезными сдвигами в духовный культуре народов Средней Азии. Широкое распространение получили различные системы письменности. Религиозные верования отличались большой сложностью. Основная часть среднеазиатского населения по-прежнему придерживалась зороастризма. Кушанская эпоха - время апогея древнего искусства Средней Азии. Известно о развитии искусства монументальных форм (живопись, скульптура, рельефы), малой пластики (терракоты), прикладного искусства (ювелирное производство и др.). Искусство кушанского времени представляет собой удивительный сплав местных, среднеазиатских, а также индийских, иранских и эллинистическо-римских традиций и в свою очередь оставило глубокий след на художественной культуре Индии, Восточного Туркестана, Восточной Европы, Дальнего Востока.
19. Возникновение Кушанского государства и его социально-политическая жизнь.
Кушанское царство (I-IV в.в. н.э.) Кушанское царство получило название по имени одного из пяти родов тохаров, переселившихся в Бактрию после свержения власти греко-бактрийских правителей. остается проблема кушанской хронологии. Состояние ее разработанности сейчас токово, что можно установить с уверенностью только крайние хронологические рубежи, до и после которых Кушанское царство не могло существовать: это-с 29г. н.э. по последнюю четверть IV в. н.э.
Территориальные захваты. Куджула Кадфиз, которого чаще называют Кадфизом I, значительно расширил территорию Кушанского царства. Оно вышло за пределы Бактрии и стало охватывать многочисленные области и народы. Вима Кадфиз, или Кадфиз II, продолжил расширение границ Кушанского царства, присоединив к нему многие области Северной Индии. Самым известным из кушанских царей является Канишка I. При нем произошли дальнейшее расширение и консолидация индийских владений: Пенджаб, Кашмир, Синд и Уттар-Прадеш были под его властью. Столица Кушанского царства была переведена из Бактрии в город Пурушапура (современный Пешавар).
Основой экономики являлось орошаемое земледелие. В кушанский период появились такие изобретения, как водяная мельница, чигирь (водоподъемный механизм), стали применяться удобрения. Для кушанской эпохи характерно наличие развитой монетной системы, разнообразных номиналов, обильного чекана. Все это свидетельствует о существовании в стране товарного производства и обращения.
20. Становление и развитие государства Эфталитов. Социально – политическая и культурная жизнь.
К середине V в. завершается сложение нового мощного государства на территории Средней Азии - Эфталитского, пришедшего на смену Кушанскому царству. Первые сведения об эфталитах в письменных источниках появляются с 457г. в связи начавшимся эфталитским завоеванием Средней Азии, в частности в них говорится о подчинении царем эфталитов Вахшунваром Чаганиана, Тохаристана и Бахдахшана. эфталиты захватили Согд (между 467-470 и 480г.г.), затем начали подчинение владений Восточного Туркестана: Турфана - 479 г., Урумчи - 490-497 г.г., Карашара- между 497 и 507г.г. . Эфталиты, кроме того, провели ряд завоеваний на юге. Ими была захвачена долина Кабула, Гандхара (во второй половине Vв.), позже - некоторые территории Северной Индии (Пенджаб и др.).
Основная масса населения занималась оседлым земледелием, но некоторая часть его продолжала вести кочевой образ жизни. С другой стороны, в источниках имеются указания на городскую культуру эфталитов. Таким образом, эфталиты выступают как полуоседлый народ, имеющий большие укрепленные поселения с огромными общинными домами. Особенностью социально-экономических отношений эфталитского периода является создание предпосылок для складывания феодальных отношений. Еще в конце кушанского периода начинает выделяться знать, владеющая землями и замками, позже получившая название "дехканство". По сути эфталитское государство представляло собой своеобразный компромисс между феодализирующейся рабовладельческой аристократией оазисов и родовой аристократией, также постепенно вступавшей на путь феодализации. Эфтлиты политически объединяли большое число народов.
21. Возникновение Тюркского каганата и его социальный, политический и управленческий строй.
К середине VIв. из объединения различных племен и народов Алтая, Семиречья и Центральной Азии сложилось большое кочевое государство - Тюркский каганат (551-744г.г.), которое возглавили два брата Тумынь и Истеми. Пока Тумань расширял свои владения в восточной части каганата Истеми был занят в западной части объединением племен Семиречья и смежных районов Восточного Туркестана. Заключив союз с могущественным сасанидским Ираном, тюрки в 563-567г.г нанесли сокрушительные поражения эфталитам и их государство окончательно распалось.
Социально-экономический строй. Социальный строй народов, объединенных Тюркским каганатом, находился на различных стадиях развития. Существовала большая патриархальная семья, в состав которой входили иногда и домашние рабы. Археологические раскопки в различных областях Средней Азии, входивших в состав Тюркского каганата, свидетельствуют, что города в VII-VIIIв.в были важнейшими центрами ремесла и торговли. Массовое распространение медной монеты в VII-VIIIв. указывает на расширение товарных отношений.
22. Завоевание арабами Средней Азии и распространение ислама.
В 651 году иранский шах Иездегерд III был убит, и Сасанидское государство, существовавшее на протяжении почти пяти веков, было уничтожено. В тот же год арабы без боя заняли город Мерв. Укрепившись, они стали готовиться к захвату богатых областей, расположенных за Амударьей.
Набеги и военные походы против Мавераннахра были организованы наместниками Хорасана и осуществлялись в два этапа. Вначале арабы переходили за Амударью, с целью грабежа. Впервые это случилось в 654 году, когда арабские войска напали на Маймург, а в 667 году — на Чаганиан. Это было началом завоевания Мавераннахра. наместник Хорасана Убайдуллах ибн Зияд перешел Амударью и вторгся в Бухарскую область, заняв Пайкенд и Рамитан, осадил Бухару. Объединенные войска Бухары и тюрков, пришедших на помощь, потерпели поражение. Через три года арабские войска под предводительством наместника Хорасана Сейида ибн Османа вновь вторглись в Бухару. На обратном пути наместник Хорасана захватил город Термез. Во второй половине VII века в халифате разгорелась борьба за власть. В 704 году Кутейба ибн Муслим, жестокий военачальник, хитрый и коварный политик, был назначен наместником Хорасана. В 706 году Кутейба с большим войском перешел Амударью и вторгся в Бухарский оазис. На протяжении 707—709 годов Кутейба несколько раз наступал на Бухару, захватив большое количество окрестных крепостей. В 712 году Кутейба с войсками Бухары и Хорезма двинулся на Самарканд. Арабы установили у стен города 300 катапульт, днем и ночью они беспрерывно пытались пробить брешь в стене. Самарканд был вынужден капитулировать. Столица Согда в этот период славилась многочисленными древними храмами, в которых хранились огромные богатства. Кутеиба захватил все это, а храмы, представлявшие собой лучшие образцы зодчества, сжег. В начале 715 года он, полностью завоевав Ферганскую долину, дошел до Кашгара.
В целях укрепления политической власти халифов в Мавераннахре и обеспечения ее стабильности особое значение придавалось пропаганде ислама В связи с этим другие религии, занимавшие важное место в духовной жизни Мавераннахра, были объявлены ложными. Особенно ожесточенная борьба велась против исконной веры местного населения — зороастризма. В первые годы арабского завоевания представителям местного населения, принявшим ислам, были предоставлены некоторые льготы. Лицам, придерживавшимся обрядов ислама и посещавшим мечети для совершения намаза, выдавалось даже денежное вознаграждение. В первую очередь, чтобы избавиться от тяжкого бремени налогов, ислам приняли беднейшие слои населения.
23. Противостояние арабам: восстание Муканны, Абу Муслима и др.
Муканна был человеком из народа и выдвинулся во время движения Абумуслима. Восстание было хорошо подготовлено и приняло большие размеры. Халиф Абуджафар, напуганный размахом восстания, отправил в Хорасан своего сына Махди с большим войском. Местные феодалы, напуганные многочисленностью войска халифа, предали восставших. Халиф подавил восстание и жестоко расправился с его руководителями. Муканна, по свидетельству Наршахи, был заключен в багдадскую темницу. В 769 г. Муканна, которому удалось бежать из тюрьмы, вернулся в Мерв и начал готовиться к новому выступлению. Пользуясь поддержкой движения «людей в белых одеждах» Муканна быстро овладел Мавераннахром и Ферганой. На этот раз восстание охватило самое сердце Мавераннахра - территорию Согда, то есть всю долину Зарафшана и Кашкадарьи. Восстание Муканны продолжалось 14 лет.
В 806 г. в Согде вспыхнуло восстание крестьян во главе с Рафи ибн Лейсом, которое проходило под теми же лозунгами, и восставшие выдвигали те же требования, что и Муканна, поскольку социально-экономические и политические причины, вызвавшие восстание, не были устранены. Волнения охватили долину Зарафшана и Кашкадарьи. К восставшим присоединились жители Шаша и карлуки. Повстанцы, отвергая ислам, религию завоевателей, призывали народ к борьбе против султана и мусульман.
15 июня 747 года Абу Муслим открыто выступил против халифа Марвана II. Показав недюжинный талант военачальника, Абу Муслим зимой овладел Мервом, в течение 748 года взял Нишапур и Тус, а в начале 750 года наголову разбил Омейядов на реке Большой Заб. Аббасидский халиф ас-Саффах позволил ему стать наместником Хорасана, используя помощь Абу Муслима для подавления новых восстаний. После подавления Абу Муслимом мятежа одного из родственников халифа он был вызван ко двору халифа в Ктесифон и предательски умерщвлён. Тело военачальника сбросили в Тигр. Весть о его гибели вызвала волнения в Хорасане. Абу Муслим стал народным героем.
24. Религия народов Средней Азии до завоевания арабами.
Зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших почти непрерывно с VIв. до н.э. по VII в. н.э.- Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени и, по-видимому, оказал на человечество, прямо или косвенно, большее влияние, чем какая-либо, другая религия. Знакомство с ним было бы невозможно без "Авесты" - священной книги зороастрийцев.
Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени. Название религии пошло от имени пророка Заратуштры /в греческом произношении- Зороастр/. Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Имя Заратуштра означает, скорее всего, "верблюжий погонщик" или "золотой верблюд". Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45