134. Сущность и содержание идеи гармоничная личность.
Идея воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности отражает постоянное стремление человека к овладению достижениями как национальной так и общечеловеческой, мировой культурой, к духовно-нравственному и физическому совершенству. Эта идея вдохновляет на непрерывное развитие и обогащение духовности. Нет будущего у народов и наций, не нацеленных на свое совершенствование, не заботящихся о подрастающем поколении. Идея воспитания совершенной личности испокон веков была заветной мечтой нашего народа, органичной частью его духовности. Впитав философию ислама, она значительно расширила свое содержание и сущность. Высокие идеи о такой личности нашли свое отражение в произведениях великих мыслителей - Абу Насера Фароби и Алишера Навои. Одним из главных приоритетов реализации идеологии национальной независимости является формирование духовно богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающийся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценностей. Высокая нравственная чистота достижима лишь в обществе свободных, исповедующих возвышенные жизненные идеалы. Поэтому в нашей стране огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию духовности и нравственности граждан, повышению качественного уровня духовно-просветительной работы. В этом аспекте Национальная программа по подготовке кадров и движение « За здоровое поколение» стали всенародным, общенациональным делом, неотъемлемой частью данного процесса.
135. Сущность и содержания понятий «идея» и «идеология».
В чем же сущность понятия «идея»?
- идея продукт человеческого мышления.
- идея это мысль, несущая в себе новое, которое раньше не существовало.
- первоначально появляется идея, на основе идеи – идеология, а на основе идеологии – система, политика. Идея – греческое слово, означает понятие или мысль, логос – учение. Значит, идеология это учение об идеях и используется в 2 значениях:
- является научной отраслью, отражающей знания о содержании, формировании и значении идей. Идеи могут быть созидательными и разрушительными, гуманными и антигуманными. Идея, входя во внутренний мир человека, становится могучей духовной силой, направляющей его к практическим действиям ради достижения определённой цели. Идея, как продукт мышления человека, возникает в результате познания и изучения национально- культурного наследия, общечеловеческих ценностей, социально – духовной жизни, окружающей среды. Все формы общественного сознания наука, философия, религия, искусство, литература, нравственность, политика, право создают определённые идеи, опираются на них, развивают их. По содержанию и форме проявления идеи, можно разделить на несколько видов:
- Научные идеи
- Философские идеи
- Религиозные взгляды
- Художественные идеи
- Общественно – политические идеи
-Национальная идея
Идеология является выражением целей и стремлений, потребностей и интересов нации, народов, общественных групп, различных общественных слоёв в целом, а также охватывает принципы и методы их осуществления. В нём находят своё отражение интересы социальных групп и слоёв, их прошлое, настоящее и будущее.
Идеологии по своей сущности создаются на основе философских, светских, религиозных и других учений. Различные социально политические силы при создании своих идеологий наряду с политическими идеями опирались на религиозные течения и достижения науки и техники, использовали их в качестве теоретической основы.
136. Сущность и содержания понятия «идеология».
Идеология – это система политических, правовых нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности. Идеология выражает интересы и формирует цели определенных слоев населения или государства в целом, оказывая активное влияние на общество. Идеология необходима каждому обществу. Без идеологии человек, общество и государство теряют ориентиры на своем пути. Идеологический вакуум заполняется новой идеологией. Бороться с чуждой идеологией можно, только вооружившись собственной. В связи с этим с первых же дней независимости актуальным стал вопрос формирования национальной идеологии, национальной идеи общества. Формирующаяся идеология Узбекистана, выражая жизненные интересы простого человека должна стать источником силы и энергии для всего народа в достижении им мирной, безопасной, благополучной жизни. Национальная идеология Узбекистана должна служить тому, чтобы наша страна, заняв свое достойное место среди государств-соседей по региону, осознала свою роль и значение в мировом сообществе, уверенно шла по избранному пути, достигая намеченных целей.
137. Исторические формы и проявления идеи и идеологии.
Существуют общие и своеобразные закономерности изучения идеи национальной независимости. Общие закономерности являются внутренними необходимыми связями, действующими в жизни общества различных народов, закономерность неразрывной связи общества и идеологии. Общество не может существовать без идеологий и целей. Значит, во-первых, идеология необходима каждому обществу. Без идеологии любое государство и общество, не говоря уже о человеке, неизбежно собьются с пути. Во-вторых, там, где возникает идейный вакуум, там создаются условия для проникновения разрушительных и вредных идей. В подтверждение этому можно привести много примеров и из истории и современности. Наряду с понятиями идеи национальной независимости имеются и законы её проявления. Это:
- существуют различные общества и народы, их цели и пути развития разные, они проявляются через закономерность многообразия форм общественного развития;
- идеологическая картина мира проявлялась и проявляется в связи различными целями, интересами и взглядами. Это говорит о своеобразной живучести разрушительных и чуждых идей наряду с созидательными идеями, о непрекращающейся борьбе в области идеологии.
138. Историческое развитие: идеологические процессы и цели.
Созидательные, благие идеи и идеологии отражают смысл жизни, желания всех людей. Каждый человек, общество ставит перед собой определённые цели и действуют, чтобы достичь намеченной цели. Очень важно совпадение намеченной цели человека с интересами общества и находящей своё отражение в определённой созидательной идее и идеологии, определяющей путь развития и перспективу общества. Действительно жизнь человека и общества взаимосвязано с определёнными мнениями и идеями. Идеология играет большую роль в развитии личности и общества, непрерывно совершенствуется, развивается и со временем подвергается изменениям. Поэтому изучение влияния идеи и идеологии на развитие человека и общества во все времена была актуальной. Человечество на всех этапах развития ставило перед собой определённые цели и задачи и решало их не в последнюю очередь идеологическими средствами, в органическом единстве процессов происходящих в обществе и государстве, в развитии народа и нации, в социально – политической жизни и идеологии. Человек никогда не может существовать в отрыве от процессов, происходящих в окружающем его мире, они оказывают постоянное воздействие на его сознание, мышление, мировоззрение. Человек и общество, не имеющее цели, идеи, благородных стремлений, ограничившиеся только естественными потребностями не могут достичь духовного совершенства. Определённые враждебные силы, оказывая своё воздействие, могут добиться своих антигуманных, алчных, корыстных целей. Поэтому во все времена человечество противостояло враждебным и чуждым идеям, чувствовало потребность в определённой идее служащей его интересам, обеспечивающее развитие. Следовательно идея формируется и совершенствуется на основе целей и интересов, определённой нации и народа. Национальная идея тоже концентрирует в себе интересы, стремления и желания народа.
139. Социальное развитие – в качестве истории идей и идеологии.
Истории человечества известно множество примеров, когда воздействие различных идей и идеологий приводило нации и государства, народы и общества либо к процветанию и свободе, либо к кризису и гибели. Только когда национальная идеология содержит в себе принципы гуманизма, выражает волю, интересы и благородные устремления народа, общества лишь тогда она, сплачивая общество, становится мощным фактором реализации его созидательного и гуманистического потенциала, его способностей. Взять, к примеру, «японскую модель развития», признанную в ХХ веке мировым сообществом. Японская национальная идеология опиралась на такие идеи и понятия, как «система национальной государственности» (кокутай), «гражданский долг», «японский дух», «верность обществу», «модернизация». Они и стали основой высоких результатов, достигнутых страной и японским народом. История знает немало государств, в которых идеологическая нестабильность отрицательно повлияла на их развитие. Например, в периоды нашествия Чингисхана, завоевания Туркестана царской Россией некоторые правители не смогли мобилизовать имеющиеся силы, сплотить народ в борьбе против врагов, в результате чего наша страна оказалась в сетях зависимости. Всякая идея и идеология, если она не опирается на принципы гуманизма и справедливости, не выражает душу народа и его стремления к прогрессу, становится, по существу, антинародной силой, приводит общество к застою, к ослаблению государства, к деградации личности.
Мировой опыт свидетельствует, что разрушительная идеология может одновременно занять в обществе господствующее положение, введя народные массы в заблуждение своей искусственной привлекательностью, обманом и уловками. Например, идеология фашизма в Италии и Германии в 20-40-е годы ХХ века в итоге принесла неисчислимые беды не только народам этих стран, но и миллионам людей на Земле. Любая идеология должна выполнять следующие основные функции:
- убеждать в достоверности определённой идеи;
- быть программой действия;
- организовывать и мобилизовывать людей на её реализацию;
- идейно воспитывать;
- вырабатывать идеологический иммунитет;
- быть духовно-нравственным критерием;
Лишь при реализации этих функций идеология будет положительно влиять на развитие общества, страны.
140. Развитие общества и созидательные идеи.
При прежнем строе очень серьезное внимание уделялось идее, идеологии. Возникает вопрос: почему старый строй всеми силами держался за идеологию? Причина в том, что тогда хорошо уяснили: любая идея, даже заведомо ложная, фальшивая, но если ее непрерывно насаждать в сознание людей, обретет огромную силу. И поэтому деспотический строй, используя весь свой идеологический потенциал, все средства массовой информации, всегда и на все готовых прислужников, беспрестанно отравлял сознание людей ложными идеями.
Минувшее время — для нас история, следовательно, из этой истории мы должны сделать правильные выводы. В то же время, изучая опыт развитых государств, должны строить свое будущее. Из давней и недавней истории хорошо известно, что когда в какой-то стране, в каком-то государстве господствует единственная идея или идеология, такое общество, такое государство обязательно терпит крах. Нельзя забывать эту истину.
Если люди поймут нелепость, пагубность старого строя в политическом, экономическом и нравственном отношении, в котором он абсолютно противоречит нашим национальным интересам, то тогда они найдут правильный путь.
Человек только тогда может полностью реализовать свой потенциал, выбрать отвечающий своим стремлениям путь, когда он мыслит свободно, живет свободно. Свободно мыслящий человек, независимо от того, в какой сфере он работает, имеет возможность самому строить свою жизнь, защищать ее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45