Ответы на гос. экзамен по дисциплине "История Узбекистана" для ВУЗов

Первая русско-туземная школа была открыта в декабре 1884 года в Ташкенте. Финансирование этих школ осуществлялось по смешанному принципу: частично за счет средств администрации края, частично за счет пожертвований.

В этой школе предусматривался четырехлетний срок обучения. Имелись в некоторых случаях также и приготовительные классы. Возраст учащихся, обучавшихся в русско-туземной школе, был от 7 до 17 лет. В школе обучались мальчики и юноши. Позже были открыты двухклассные женские русско-туземные школы.

Учащиеся в этих школах делились по классам — русский и туземный. В школе работали русские преподаватели, как правило, это были выпускники Ташкентской учительской семинарии, которые преподавали в школе русский язык и арифметику, и учителя местной национальности, как правило мулла, который обучал местному языку, арабскому языку и письменности и преподавал основы мусульманского вероучения.

Как правило, первые два часа занятия проводил русский преподаватель, который занимался чтением, письмом и просто беседовал с учащимися на русском языке, а вторые два часа велись занятия на местном языке.

В городах работали также вечерние русско-туземные школы, в которых могли обучаться (три раза в неделю) взрослые слушатели основам русского языка и письменности на русском языке.

Всего в Туркестанском крае насчитывалось в 1901 году — 45 таких школ, в 1905 году — 82, в 1912 — 89 школ.

89. Коллективизация сельского хозяйства в Узбекистане  и его последствия.

интеллигенция стала объектом социальной заботы со стороны властей в конце 20-х годов главным образом в связи с начавшейся сплошной коллективизацией сельского хозяйства и реформой алфавита коренных народов. Советской власти 1917 - 1920-х годов в социальной сфере, можно заключить, что, помимо эгоцентристских целей удержания потенциально богатого Узбекистана, других регионов Центральной Азии в подчинении России, их советизации и большевизации, у новой власти чётко разработанной экономической и социальной политики до середины 20-х годов не было. Поэтому почти все социально-экономические проблемы решались насильственным путём, посредством отчуждения, экспроприации, конфискации и национализации частной собственности, в основном, коренного населения. К тому же и отношение властей к национальной культуре, к традиционным мактабам, новометодным школам, к исламу и мусульманским учреждениям носило откровенно великодержавно-шовинистический характер. Всё это и определило в целом отрицательное отношение национальной интеллигенции к политическим и социальным переменам, осуществлявшимся большевистскими Советами. При этом кишлачная интеллигенция стала объектом социальной заботы со стороны властей в конце 20-х годов главным образом в связи с начавшейся сплошной коллективизацией сельского хозяйства и реформой алфавита коренных народов.

90. Начало второй мировой войны и Всеобщая мобилизация.

Мобилизация (мобилизационное развёртывание) (фр. mobilisation, от mobiliser — приводить вдвижение) — комплекс мероприятий, направленных на переведение армии и государственной инфраструктуры на военное положение. Впервые слово «мобилизация» было применено для описания мероприятий, проводимых Пруссией в 1850-60 годах. Теория и методы мобилизации с тех пор непрерывно развивались. Мобилизация может быть общей, проводимой в масштабе всего государства с целью привести армию в полную боевую готовность и перевести промышленность и инфраструктуру государства на военное положение, и частной, которая может проводиться как на отдельной территории, так и с целью повышения боевой готовности армии или отдельных её соединений.

Мобилизация является составной частью Стратегического развёртывания, которое включает: 1,перевод Вооруженных сил с мирного положения на военное (собственно мобилизации); 2,оперативное развертывание войск (сил) на театрах военных действий; 3,стратегические перегруппировки войск (сил) из внутренних районов страны на театры военных действий и между ними; 4,развертывание первоочередных стратегических резервов.Основное предназначение Стратегического развёртывания — перевод Вооруженных сил с мирного положения на военное (с проведением мобилизации), создание группировок ВС на театрах военных действий и в глубине территории страны для организованного вступления в войну, отражения агрессии противника и успешного проведения первых стратегических операций начального периода войны.К началу второй мировой войны мобилизацию стали проводить скрытно, чтоб получить преимущество над противником до того, как он сможет отмобилизовать свою армию. Для мобилизации необходимо всегда иметь в запасе армии такое число офицеров и рядовых, которое равнялось бы разнице между штатами мирного и военного времени. В местах проведения мобилизации необходимо иметь в постоянной готовности запасы материальной части и военной техники для комплектования частей. Первое достигается организацией мобилизационного резерва армии, второе — устройством неприкосновенных запасов и созданием резервов техники. Конечная цель мобилизации — с самого начала войны приобрести перевес над противником в боевой готовности войск. Отсюда основное её условие — быстрота: все планы мобилизационного развёртывания должны быть составлены так, чтобы армия имела возможность развернуться в кратчайший срок. Мобилизационные мероприятия проводятся в обстановке высокой секретности, так как ими в значительной мере определяются оперативные планы начального периода войны. Основанием всех мобилизационных мероприятий служат расчёты, периодически проверяемые и возобновляемые и сводимые в систематические мобилизационные планы, также периодически обновляемые. Распределение и последовательность действий по мобилизации излагаются в особых наставлениях, где точно обозначается по дням весь ход мобилизации каждой части. Всякое ответственное лицо должно быть вполне осведомлено о своих обязанностях на случай мобилизации и по получении соответственных распоряжений немедленно приступать к их исполнению, не спрашивая ни указаний, ни разъяснений.

91. Промышленность и сельское хозяйство Узбекистана в годы второй мировой войны

За годы войны сельское хозяйство Узбекистана дало стране 4 млн.806 тыс. тонн хлопка-сырца, 54,1 тыс. тонн шелковичных коконов, 1 млн. 282 тыс. тонн зерна, 482 тыс. тонн картофеля и овощей, 57,5 тыс. тонн фруктов и винограда, 36 тыс. тонн сухофруктов, 259 тыс. тонн мяса, 22,3 тыс. тонн шерсти. Узбекистан активно участвовал в оказании помощи районам освобожденным от немецких оккупантов. Туда направлялись  кадры, оборудование, стройматериалы, продукты питания, сельскохозяйственные машины. Поголовье скота, полученного западными районами, составило 182 тыс. Несмотря на острую нехватку сельскохозяйственных кадров, из Узбекистана на Украину и в Ставропольский край в марте 1943 г. было направлено 1,595 трактористов, 245 бригадиров тракторных бригад, 50 комбайнеров и др. Правительство Узбекистана разработало план мероприятий по перестройке народного хозяйства республики на военный лад и развитию оборонной промышленности. Более 200 крупных промышленных предприятий республики переключились на производство вооружения и снаряжения. Среди них заводы “Ташсельмаш”, паровозоремонтный, Чирчикский электрохимкомбинат, а также текстильная и швейная промышленность. В годы войны было заложено начало создания республиканской металлургической базы. С осени 1942 г. началось  строительство металлургического завода в Бекабаде, создание которого имело большое оборонное и народнохозяйственное значение. Неоценимый вклад в общую победу внесло дехканство Узбекистана. Сотни тысяч из них ушли в армию, стали работать в промышленности. А наряду с этим - и это главное - давали фронту и тылу продовольствие и сырье для промышленности.        В 1941 г. был ужесточен  режим работы во всех звеньях сельского хозяйства. В 1,5 раза увеличен обязательный минимум трудодней, начиная с подростков 12 лет. Колхозники и рабочие совхозов брали повышенные обязательства и в 1,5-2 раза перевыполняли норму. В сельском хозяйстве были расширены площади и сбор зерновых, овощей, картофеля, бахчевых, при том же производстве хлопка. Освоены новые для республики культуры - сахарная свекла, кенаф. Большое значение придавалось животноводству, шелководству, каракулеводству,  и т.д.

92. Социально-экономическая и политическая жизнь в Узбекистане в послевоенные годы. 

Реализация важнейших приоритетов социально-экономического развития страны на 2009 год, определенных Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на заседании правительства республики 13 февраля 2009 года, Программы мер по предотвращению и нейтрализации последствий мирового финансово-экономического кризиса в течение 9 месяцев т.г., способствовали сохранению устойчивых и сбалансированных темпов развития экономики и создали прочную основу для выполнения основных прогнозных параметров 2009 года.I. Основные макроэкономические показателиЗа 9 месяцев т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года валовой внутренний продукт возрос на 8%, объемы производства промышленной продукции – на 9,1%, продукции сельского хозяйства – на 3,3%. Основными факторами экономического роста стали высокие темпы роста объемов инвестиций (128,3%) и строительных работ (133,5%), а также расширение внутреннего потребительского спроса: розничный товарооборот вырос на 17,5%, платные услуги – на 17,8%.Исполнение государственного бюджета с профицитом в размере 0,2% к ВВП, а также сбалансированность денежного и потребительского рынка способствовали сохранению низкого уровня инфляции (4,2%), не превышающего прогнозный показатель. Меры по поддержке отечественных экспортеров обеспечили положительное сальдо внешнеторгового баланса в размере более 2,3 млрд. долл.

Основные показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан за 9 месяцев 2009 года (в % к аналогичному периоду 2008 года)Показатель Темп роста Валовой внутренний продукт 108,0 Промышленная продукция 109,1 Потребительские товары 113,7 Продукция сельского хозяйства 103,3 Инвестиции в основной капитал 128,3 Строительные работы 133,5 Розничный товарооборот 117,5
Платные услуги 117,8 В результате принимаемых мер по укреплению устойчивости банковской системы и расширению ресурсной базы коммерческих банков в целях повышения их инвестиционной активности в реальном секторе экономики, совокупный капитал коммерческих банков за 9 месяцев т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 41,2%, активы банков увеличились на 30%. Общий объем кредитных вложений коммерческих банков, направленных на финансирование инвестиционных проектов и кредитование оборотных средств предприятий, прежде всего, экспортеров, возрос на 34,3% и достиг 8,4 трлн. сумов, 78,3% которых составляют долгосрочные кредиты на инвестиционные цели. Депозиты населения и юридических лиц выросли на 50,9%, в том числе депозиты населения – на 68,8%.

В ходе реализации Инвестиционной программы за январь-сентябрь 2009 года за счет всех источников финансирования освоено 9008,9 млрд. сумов капитальных вложений с ростом на 28,3% к соответствующему периоду прошлого года. Темп роста нецентрализованных инвестиций составил 133,3%. Из общего объема капитальных вложений в экономику на производственное строительство направлено 72,8% инвестиций. Результаты структурных преобразований и принимаемых мер заметно сказались в увеличении объемов производства в отраслях промышленности. Наиболее высокие темпы роста объемов промышленной продукции за 9 месяцев т.г. достигнуты в отраслях машиностроения и металлообработки (117,5%), химической и нефтехимической (113,4%), топливной (112,9%), черной металлургии (111,2%) и промышленности строительных материалов (110,3%). В результате принятых мер за 9 месяцев т.г. произведено более 7 млн. тонн зерна, что на 10,2% выше аналогичного периода прошлого года. За счет оптимизации посевных площадей, размещения и повышения эффективности сельскохозяйственного производства увеличено производство овощей на 10,4%, картофеля – на 12,1%, бахчевых культур – на 13,7%, плодов и ягод – на 12,8%, винограда – на 20,9%. Экспортировано 253,4 тыс. тонн плодоовощной продукции. В результате за 9 месяцев т.г. общее количество малых предприятий возросло на 5,9% (без учета фермерских хозяйств). Удельный вес малого бизнеса составил: в промышленности – 16,6%, в общей численности занятых – 73,8%, в экспорте – 13,9%. Темп роста объемов промышленного производства в малом бизнесе составил 119,6%, что значительно выше, чем в среднем в целом по промышленности. За отчетный период создано 743,5 тыс. рабочих мест, из них более 464,6 тыс. в сельской местности. При этом в рамках Программы мер по предотвращению и нейтрализации последствий мирового финансово-экономического кризиса создано 213,3 тыс. рабочих мест. Значительная часть рабочих мест создана в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства (311,1 тыс. рабочих мест). За счет активного вовлечения хозяйственных объединений и хокимиятов в реализацию мер по расширению надомного труда создано 156,5 тыс. рабочих мест.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты