уравнениями физики, интегральной и дифференциальной системой исчисления
заложил крепкий фундамент механицизму. Со временем, появились новые
физические теории, т.к. механического принципа не хватало для объяснения
явлений, и философские картины мира были пересмотрены.
Математизация восходит корнями к тому же времени и к тем же явлениям,
но в виду того, что математический язык вполне подходит для описания
почти всех явлений, причем соответственная интерпретация выходных данных
дает целую картину происходящего.
Механицизм как явление науки - на тек. момент отсутствует, в связи с
чем у него нет ни перспектив ни трудностей, математезация существует. Ее
трудность - не возможность корректного описания сложных систем
(социальное мнение, разум и пр. эмирических вещей), т.к. критерии на
которых можно строить модель не очивидны и слабо формализуемы. Для
построения модели должны быть формализованы критерии. Перспективы, все
формализуемые процессы могут быть рассчитаны с известной долей точности,
были бы только вычислительные возможности.
2. Философия Аристотеля. "Первая Философия". Учение о мире и познании.
Социально-политические взгляды. Нормативная эстетика.
Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской
академии.(384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров
Лесбос), а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве
воспитателя его сына - Александра. В 335 году возвратился в Афины, где
основал школу.
До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших не являются текстами
самого А.. Например "Метафизика" представляет составленные слушателями
своды различных по времени курсов А. Очень важны для поним. А. его
сочин.: "О душе", "Физика", "Категории". Ф. А. охватывает вопросы логики,
психологии теории познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии,
полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он
обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев,
ранних материалистов.
Критика П. теории "идей", Логика. Учение А. - объективный идеализм.
Оно сложилось в рез. критики учен. П. об идеях. Эта теор.(об идеях)
несостоят. по ряду причин:
1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не
отличаются от них по своему содержанию.
2. Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут
дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к
идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить
отношение идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей
быть непоср. сущностями вещей.
3 Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П.
впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно
и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и
несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею
более общей идее, кот. и будет ее сущностью.
4. П. учение о сущ. идей, независимых по отнош к вещам чувств мира,
приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и
так как по П., для всего сходного должна сущ идея, то кроме идеи ,
наприм. чел. и кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного , что
сущ между ними. Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первой
идеи и ее вещей должна сущ еще одна - третья - идея...
5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств.
мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.
Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют
и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается
непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея
вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как
единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей
вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в
каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит,
что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является
целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи
гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда
вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её
частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи,
когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность
присутствует субстанционально.
В философии различал 1) теоретическую часть - учение о бытие, его
частях, причинах и началах; 2) практическую - о человеческой
деятельности; 3) поэтическую - о творчестве. Предмет науки - общее, но
оно существует в единичном и познается через него, то есть условие
познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие. Признавал 4
причины
1) материя, или пассивная возможность становления;
2) форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как
возможность;
3) начало движения;
4) цель.
Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос
(идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и
без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи
есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта -
бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи
не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса.
3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь
определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать
некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же
себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или
иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения
другой вещи. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без
того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель
движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни
её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры-
вещь есть материя,форма, действующая причина и определенная
целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с
причинно-целевым назначением.
Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи -
материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая
возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных
и временных форм. 2. Природа как произведение искусства - природные вещи
и вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной.
3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в
качестве эйдоса физического тела, в потенцииобладающего жизнью.
Художественно-творческий принцип в его завершении: 1. Подобно тому, как
всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным
эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то
есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или
другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, называемый Умом,
так что душа есть энергия Ума. 2. Ум есть эйдос всех эйдосов. 3.
Ум,несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою
собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы
художественным произведением.
По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма
нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар
есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди
мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.
Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по
отношению к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам,
соединением кот., по А. является медь. Медь лишена формы, т.к. еще не
явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть
действительность того, возможностью чего явл. материя. Согласно А в
пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к
соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти т.о. становятся
текучими.
Каждая форма может рассм. и как материя, для кот. должна сущ соотв. ей
высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как
материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до
формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл.
перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн
вещи есть единство материи и формы. Материя - пассивность, вся активность
принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. источник
движения - бог, неподвижный перводвигатель.
Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл. растения.
Способна к размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная -
живая- обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3)разумная - присщ. ч-
ку, познает и думает.
Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта
объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями
предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ.
предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание
достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. они связаны. Опыт
не есть последняя инстанция в проверке мнения, и высшие посылки науки
усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от
рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность
мысли.
Логика по А. - наука о доказательстве, а также о формах мышления,
необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ
связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об
определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих
иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания,
огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное
знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности
и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37