Шпора к канд. минимуму по философии

техники и технологии он ставил в связь с принцип вопросами науки.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел

материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут

быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их

движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в

субстанции такие свойства, из кот могли бы быть выведены основные

физические характеристики тел.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть

абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создают

умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. монады не

находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы,

не изменяются под внешним воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады.

Деятельность и движение - сущность монады, каждая монада есть и

обоснование своих действий, и их цель. Душа - цель тела. Взаимодействие

души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. Бог есть

абсолютная монада.

Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело

обладает определенной формой. Форма - нематериальна и представляет

целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому

природу нельзя объяснять только законами механики (чувствуется, что жил

позже), необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание

всех своих действий и их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет

физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не

изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся

совокупность монад.

Т.к. действия монад - это акты, то они подчиняются природе тела и

требуют механических объяснения, т.е. объяснений через "действующие

причины". А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они

подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности,

т.е "конечные"(целевые) причины.

Движущая сила развития. В монаде происходят непрерывные изменение,

вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечно разнообразие моментов,

раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь

идеально, т.е. как представление.

Т.о. сила, лежащая в основе развития всех монад есть сила

представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием.

Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания -

апперцепции - человеку.

Т.к. способность представления присуща всем монадам, Л. делает вывод о

том, что природа одушевлена. Монада Л. не только подобие атома, но и

подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная".

В теории развития Л. дает схему перехода неорганического. мира в

органический. Монады представляют различные ступени развития,

определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят

мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от

себя, ни от всего остального) - монады жизни(неорганическая природа).

Затем мон. с смутным представлением (отличают от всего остального , но не

от себя)-монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление--

-монада духа (человек).

Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т.е о бескон

малых разностях между ступенями развив сознания (бесконечно малые

величины). Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1.

чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Будущее монады заключено

только в ней самой, и развитие может состоять

только в последов. развертывании ее нач. состояния.

Создавал формально--логическую систему наподобие аристотелевской.

Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть

правильные теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие

учения о врожденных идеях)

b 13----------

1. Проблема научных революций в современной философии науки.

Каждая научная революция ведет к новому взгляду на мир, т.к.

появляются новые факты и объяснения, в связхи с этим меняется общество,

ломается его мировозрения, а з начит и философия. Далее в том же духе.

2. Гегель. Энциклопедия философских наук (общий анализ структуры и основных

проблем).

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих

Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал

фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время

работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского

ун. Первым выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818

г Г был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях

диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы

диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший

как в идеалист так и мат течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он

противопоставил диал принцип : сущность проявляется, явление существенно.

Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности,

в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное

начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс

идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания

разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее

собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея

раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики);

развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама

природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории

человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея

возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и

самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три

части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность ---

ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности

и полноте. в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме

абстрактных логических категорий. Отправная точка - чистая абстрактная

мысль о бытие. стремится получить свое содержание через нечто, что есть

уже не чистое бытие, а определенное бытие. начинается процесс становления

абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто

определенно сущее или качество. Категория качества развивается в единстве

с категорией количества - мера. Переход количества в качество,

скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности.Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или

снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение

основания и следствия, возможности и действительности, случайности и

необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие

явления. Действительность есть единство сущности и существования.

Сущность же сама основание существования. Отвергает представления о ее

непознаваемости.

Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и

сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в

свободу, которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную

логику и метафизику, развивает диалектику общего, особенного и

единичного. Истина есть процесс совпадения мысли с объектом, что

достигается в идее. Идея есть безусловное единство понятия и предмета.

ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени

развития природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки

об их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление

саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.

ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа

или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права.

Он является свободным волеизъявлением, а система права--- царство

свободы.Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье,

обществе и государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина.

Проходит три степени развития: искусство(непосредственная форма знания

абс истины), религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень

развития, полное раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает

саму себя, возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее

началом).

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до

природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит

обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против

агностицизма Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез.

Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и

психологию, фил права и этику, фил государства и гражданского общ, фил

религиии и эстетику, историю философии и фил истории и т.д.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно

понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии,

что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших

форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность

представлена как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у

него во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно

переходят друг в друга. категории есть чистые мысли, и в силу тождества

бытия и мышления, диалектика категорий всеобща, существует не только для

философского познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений

категорий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты