техники и технологии он ставил в связь с принцип вопросами науки.
Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел
материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут
быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их
движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в
субстанции такие свойства, из кот могли бы быть выведены основные
физические характеристики тел.
Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть
абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создают
умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. монады не
находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы,
не изменяются под внешним воздействием.
Число является внешним выражением духовной сущности монады.
Деятельность и движение - сущность монады, каждая монада есть и
обоснование своих действий, и их цель. Душа - цель тела. Взаимодействие
души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. Бог есть
абсолютная монада.
Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело
обладает определенной формой. Форма - нематериальна и представляет
целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому
природу нельзя объяснять только законами механики (чувствуется, что жил
позже), необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание
всех своих действий и их цель.
Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет
физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не
изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся
совокупность монад.
Т.к. действия монад - это акты, то они подчиняются природе тела и
требуют механических объяснения, т.е. объяснений через "действующие
причины". А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они
подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности,
т.е "конечные"(целевые) причины.
Движущая сила развития. В монаде происходят непрерывные изменение,
вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечно разнообразие моментов,
раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь
идеально, т.е. как представление.
Т.о. сила, лежащая в основе развития всех монад есть сила
представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием.
Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания -
апперцепции - человеку.
Т.к. способность представления присуща всем монадам, Л. делает вывод о
том, что природа одушевлена. Монада Л. не только подобие атома, но и
подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная".
В теории развития Л. дает схему перехода неорганического. мира в
органический. Монады представляют различные ступени развития,
определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят
мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от
себя, ни от всего остального) - монады жизни(неорганическая природа).
Затем мон. с смутным представлением (отличают от всего остального , но не
от себя)-монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление--
-монада духа (человек).
Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т.е о бескон
малых разностях между ступенями развив сознания (бесконечно малые
величины). Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1.
чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Будущее монады заключено
только в ней самой, и развитие может состоять
только в последов. развертывании ее нач. состояния.
Создавал формально--логическую систему наподобие аристотелевской.
Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть
правильные теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие
учения о врожденных идеях)
b 13----------
1. Проблема научных революций в современной философии науки.
Каждая научная революция ведет к новому взгляду на мир, т.к.
появляются новые факты и объяснения, в связхи с этим меняется общество,
ломается его мировозрения, а з начит и философия. Далее в том же духе.
2. Гегель. Энциклопедия философских наук (общий анализ структуры и основных
проблем).
Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих
Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал
фил и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время
работал дом учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского
ун. Первым выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818
г Г был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.
На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях
диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы
диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший
как в идеалист так и мат течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он
противопоставил диал принцип : сущность проявляется, явление существенно.
Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности,
в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное
начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс
идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания
разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее
собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея
раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики);
развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама
природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории
человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея
возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и
самосознания.
ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три
части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность ---
ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности
и полноте. в логике развитие абсолютной идеи происходит в форме
абстрактных логических категорий. Отправная точка - чистая абстрактная
мысль о бытие. стремится получить свое содержание через нечто, что есть
уже не чистое бытие, а определенное бытие. начинается процесс становления
абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто
определенно сущее или качество. Категория качества развивается в единстве
с категорией количества - мера. Переход количества в качество,
скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность.
От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним
закономерностям - сущности.Здесь закон о взаимопроникновении
противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть
соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или
снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение
основания и следствия, возможности и действительности, случайности и
необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие
явления. Действительность есть единство сущности и существования.
Сущность же сама основание существования. Отвергает представления о ее
непознаваемости.
Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и
сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в
свободу, которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную
логику и метафизику, развивает диалектику общего, особенного и
единичного. Истина есть процесс совпадения мысли с объектом, что
достигается в идее. Идея есть безусловное единство понятия и предмета.
ИНОБЫТИЕ или природа. создательница природы --- мысль. Ступени
развития природы --- механизм, химизм, организм. высказал ценные догадки
об их взаимосвязи. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление
саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность.
ДУХ - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух --- душа
или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух --- сфера права.
Он является свободным волеизъявлением, а система права--- царство
свободы.Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье,
обществе и государстве. Абсолютный дух ---вечно действительная истина.
Проходит три степени развития: искусство(непосредственная форма знания
абс истины), религия (содержит понятие бога), философия(высшая ступень
развития, полное раскрытие истины, содержащееся в иск и рел. Идея познает
саму себя, возвышается до чистого принципа, соед конец абс идеи с ее
началом).
В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абс идея сущ до
природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит
обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против
агностицизма Канта).Построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез.
Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и
психологию, фил права и этику, фил государства и гражданского общ, фил
религиии и эстетику, историю философии и фил истории и т.д.
Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно
понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии,
что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших
форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в
качественные, что источником развития являются противоречия: противор
движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет
принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность
представлена как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у
него во внутренней необходимой связи со всеми остальными, взаимно
переходят друг в друга. категории есть чистые мысли, и в силу тождества
бытия и мышления, диалектика категорий всеобща, существует не только для
философского познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений
категорий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37